Сетевое издание «Дагестанская правда»

10:00 | 19 января, Ср

Махачкала

Weather Icon

От Петра I до наших дней

A- A+

Российская прокуратура переживала разные времена, менялись ее структура и компетенция прокурорских работников, а также степень влияния на состояние законности в государстве. Сегодня она отмечает 300-летие со дня создания Указом Петра I от 12 января 1722 года. «…Уничтожить или ослабить зло, проистекающее из беспорядков в делах, неправосудия, взяточничества и беззакония», – так определил император задачи, стоящие перед новым органом.

После Октябрьской революции новая власть серьезно ограничила полномочия прокуратуры. Советом народных комиссаров РСФСР был принят Декрет, согласно которому упразднялся институт прокурорского надзора. Надзором за соблюдением законов стали заниматься разные ведомства и организации. Однако вскоре большевики пришли к пониманию, что это ведет к разобщенности различных институтов власти и негативно сказывается на состоянии законности. Поэтому в 1921 г. была провозглашена необходимость создания прокуратуры, не зависимой от местной власти, на которую наряду с руководством следствия и обвинением в суде возлагались бы общий надзор, а также предупреждение правонарушений.

Слова императора мы уже приводили, а вот как видел задачи прокуратуры в те годы В. Ленин: «Прокурор имеет право и обязан делать только одно: следить за установлением действительно единообразного понимания законности во всей республике, несмотря ни на какие местные различия и вопреки каким бы то ни было местным влияниям… Прокурор отвечает за то, чтобы ни одно решение местной власти не расходилось с законом…»

Указанные цели и задачи прокуратуры, сформулированные как три века назад Петром I, так и В. И. Лениным в период становления Советского государства, не утратили своей актуальности и до настоящего времени. С учетом происходивших событий, правящих идеологий развивались и органы прокуратуры, не теряя своего основного предназначения.

Драматические события, приведшие к развалу СССР, не могли не отразиться на отечественной прокуратуре. В 1991 году перестала существовать прокуратура СССР. 17 января 1992 г. был принят Закон РФ «О прокуратуре Российской Федерации». Цели и задачи надзорного органа на этом этапе несколько изменились. Был упразднен надзор за исполнением законов гражданами, установлен запрет на вмешательство прокуратуры в хозяйственную деятельность. При рассмотрении уголовных и гражданских дел судами деятельность прокурора вместо надзора стала именоваться участием, что обусловлено провозглашением суда самостоятельной ветвью власти, за законностью которой не может надзирать какой-либо иной государственный орган.

Начало 2000-х – период новых масштабных реформ, в результате которых полномочия Следственного комитета и Генпрокуратуры были разделены. Это позволило прокурорам сосредоточиться на своей главной функции – надзоре за соблюдением Конституции, прав и свобод человека и исполнением законов. Тогда же прокуроры вновь получили право возбуждать дела об административных правонарушениях и проводить административное расследование. Российское законодательство стало соответствовать основным международным стандартам прокурорской деятельности.

В XXI веке в связи с появлением новых вызовов круг средств прокурорского воздействия расширился. В частности, предусмотрены новые полномочия прокурора по направлению предостережения о недопустимости осуществления экстремистской деятельности, по согласованию с контролирующими органами внеплановых выездных проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также формированию ежегодного сводного плана проведения контролирующими органами плановых проверок, по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов и т.д.

По словам Генерального прокурора РФ Игоря Краснова, в настоящее время приоритетными задачами в деятельности надзорного органа являются борьба с коррупцией, противодействие киберпреступности, защита прав граждан, обеспечение единства правового пространства страны.

От того, насколько профессионально и добросовестно работники прокуратуры будут выполнять свои обязанности, во многом зависят благосостояние и правовая защищенность граждан, безопасность и интересы государства.

Отметим, что вместе с 300-летием прокуратуры России в 2022 году отмечают вековой юбилей и надзорные органы Дагестана.

Постановлением Центрального Исполнительного Комитета Дагестанской АССР от 30 июля 1922 г. в республике стали создаваться прокурорские органы, в составе Наркомата юстиции ДАССР был образован отдел прокуратуры, введено положение о прокуратуре.

В разное время прокурорами республики работали Александр Гаврилович Иванов (1948–1950 гг.); Николай Васильевич Болдырев (1950–1953 гг.); Николай Иванович Сапожников (1953–1962 гг.); Ахмед Гаджиевич Пакалов (1962–1971 гг.); Магомед Магомедович Ибрагимов (1971–1985 гг.); Салман Таймасханович Гаджимагомедов (1985–1992 гг.); Магомед Мирзаевич Мирзаев (1992–1995 гг.); Имам Музамудинович Яралиев (1995–2006 гг.); Игорь Викторович Ткачёв (2006–2009 гг.), Андрей Иванович Назаров (2009–2013 гг.), Рамазан Абдусамадович Шахнавазов (2013–2018 гг.), Денис Геннадьевич Попов (2018–2019 гг.), оставившие заметный след в развитии республиканской прокуратуры.

С 10 сентября 2019 года по настоящее время прокуратуру Республики Дагестан возглавляет Алексей Владимирович Ежов, назначенный Президентом России на пятилетний срок.

Следите за нашими новостями в Facebook, Instagram, Vkontakte, Odnoklassniki

Другие тэги

Статьи по тегам

Статьи из рубрики «Правопорядок»