Что едят… помидоры?
Предприимчивость, присущая дагестанскому бизнесу, хороша тогда, когда не сказывается негативно на результатах его деятельности. Тем более если речь идет о предприятиях, производящих пищевую продукцию. А выходит как? Стремглав бросившись занимать определенную востребованную нишу, предприниматели собственную выгоду выносят на первое место, не заботясь о качестве товаров.
Тепличный бизнес, столь востребованный в республике, как оказалось, в этом плане тоже не исключение. Начнем с того, что при всей его масштабности покрыть потребности в овощах ни в сезон, ни после его завершения он тем более не способен, если вспомнить о крайней нужде в логистических пунктах хранения продукции АПК и ее миграции на региональные соседние рынки. Но и те помидоры с огурцами, что реализуются внутри республики, в плане полезности и качества далеки от предъявляемых стандартов.
И тут зачастую всё упирается не столько в материальные и технические возможности самих фермеров, речь идет о банальном уходе за урожаем. Тепличник может быть нацелен на его качество изначально, но из года в год выявляемые новые виды паразитов, атакующих растения, ставят серьезную преграду его благим намерениям. Порой всё заканчивается просто выкорчёвкой урожая, который должны были собрать со дня на день.
К подобному финансовому краху приводит отсутствие в республике профессионалов в области консультирования фермеров, о чем специалисты говорят очень часто в последнее время. Пустующую нишу пытаются заполнить азербайджанцы с турками, предлагающие семена и ядохимикаты, в большинстве случаев опасные не только для самих овощей, но и для человека.
Агроном дагестанского филиала ФГБУ «Всероссийский центр карантина растений» Антонина Шаронова показывает внушительное издание, состоящее из тысячи страниц, повествующих о разрешенных и запрещенных к применению препаратов. Так вот, большая часть последних в ассортименте представлена в турецких магазинах, специализирующихся на их продаже в том числе и в Дагестане. Печалит то, что ядовитые пакетики пользуются невероятным спросом у фермеров. Тут принцип «красивый быстрый помидор» выступает приоритетным. И то, что он способен уложить употребившего его на больничную койку инфекционного отделения, – самый безобидный итог.
Благо, сумели отбиться от китайских снабженцев, терроризировавших в недалеком прошлом северную зону Дагестана – они предлагали откровенный яд для обработки урожая, сами ставили тепличное производство на поток. Настырность вызвала крайнюю заинтересованность сотрудников республиканского Россельхознадзора, прояснивших фермерам, чем чревато сотрудничество с людьми, делающими арбузы и огурцы из жидкого полиэтилена. Чуть позже предприимчивые китайцы отправились покорять Краснодарский край и Ростовскую область, обосновались в Шелковском районе Чечни. Помидоры – просто загляденье, говорит опытный агроном. Но по факту лучше съесть мыло, такая «пища» куда безопаснее.
Спасает присутствие в республике Ассоциации «Теплицы Дагестана», где, по словам Шароновой, работают настоящие профессионалы, способные дать дельные рекомендации. Специалисты самого НИИКР тоже от посетителей не отмахиваются, авторитетные агрономы просвещают всех обратившихся в центр. Минус в том, что очередей из обеспокоенных фермеров в подобные учреждения не наблюдается. На момент посещения в лаборатории был всего лишь один ответственный овощевод. Да и тот не выращивает продукцию в промышленных масштабах – обычный представитель ЛПХ.
– Вопросы фитосанитарного надзора нужно ставить во главу угла, – убеждена Антонина Шаронова. – В моей практике был случай, когда в 2000-х годах отрасль растениеводства безоблачно существовала и тут посевы стала просто косить южноамериканская томатная минирующая моль. Никогда ее ранее не было ни в Европе, ни у нас. И тут Турция, Азербайджан «горят». Мы ничего не могли сделать с этим молниеносным уничтожением. Просто стояли и смотрели, как она косит урожай. Прошло какое-то время, пока подобрали для борьбы с ней нужные препараты, задействовали феромоны. Сейчас серьезные опасения вызывает не менее вредоносный паразит – западный цветочный трипс, способный занести вирус. Выявляем на южной границе зараженную им продукцию, овощную в основном, отправляем назад. Но самая большая проблема в том, что рассаду мы получаем в основном из Волгоградской области, почти полностью пораженной трипсом.
В итоге собеседница подняла тему, затронутую в Послании Главы Дагестана, – семеноводства, когда руководитель республики в числе прочих обозначил задачи развития собственной семеноводческой отрасли. Тут пока похвастать однозначно нечем. Скромные возможности дагестанских семеноводов не дотягивают и до трети тех потребностей, которые необходимы республике.
… Отсутствие функционального взаимодействия науки и практики в сфере АПК долгое время остается темой номер один на кустовых совещаниях аграрников. И это палка о двух концах: ученые ссылаются на незаинтересованность фермеров в сотрудничестве, вторые сетуют на отсутствие авторитетных специалистов в республике, мол, именно поэтому и приходится обращаться в другие регионы. Сами служители науки при этом отмечают при всех трудностях сельского хозяйства, отрасль развивается, а студентов, желающих посвятить себя аграрной науке, крайне недостаточно для того, чтобы поддерживать это развитие на должном уровне.
Существующие островки научных лабораторий, изучающих, чем и как «питаются» помидоры с огурцами в теплицах и на открытых огородах, настолько малы, что не внушают надежды на скорое исправление ситуации. Они, как озеро Ак-Гёль в Махачкале: осушаются и отданы на откуп предпринимателям. В случае с тепличной отраслью можно говорить о засилье зарубежного «ядовитого» бизнеса, подсадившего плоды, да и самих фермеров на нитратную иглу.
Уподобиться Жириновскому и ходить в предвыборную кампанию по рынкам со специальным измерителем опасности мы вряд ли сможем. Так что надеяться стоит лишь на визуальный досмотр: если внутри помидор красный, жить будете здорово. Если с белыми толстыми прожилками – это к Малышевой. Там ему найдут применение.