Гроздья, выращенные с любовью
Сбор винограда в Дагестане в самом разгаре. В прошлом году виноградари собрали рекордный за последний 31 год урожай – около 150 тыс. тонн. В этом году они нацелены побить рекорд – надеются собрать на 15-20 тысяч тонн больше. По данным на 13 сентября, убрано почти 4457 га. При средней урожайности 95 центнеров с гектара валовой сбор солнечной ягоды составляет 42532 тонны.
Бригада № 1 ГУПа «Каякентское» начала свой рабочий день в 8 утра. Собирают виноград, как и много веков назад, вручную. Закрытые одеждой от палящего солнца люди между рядами срезают янтарные гроздья, наполняя ведра. Учетчица считает выработку. Неподалеку стоит трактор с большим ковшом на лафете, куда высыпают ягоды.
Журналистов бригада не ждала, но встретила приветливо. «Передышка!» – объявляет бригадир Сапият Джабраилова, поздоровавшись с нами, но услышали ее только несколько человек.
— Они так увлечены процессом, что ничего не замечают, — улыбается женщина. — Работа, хоть и не легкая, но увлекательная. Как возьмешь темп, сбавлять не хочется. У меня своих постоянных рабочих человек 25-30, и каждый из них собирает по тонне винограда в день. Правда, к вечеру спина становится деревянной. Зато, вы посмотрите, какой виноград удался, сочный, сладкий!..
Красивые виноградные гроздья свисают до земли. Пытаюсь сорвать хоть одну, но не выходит. Это нелегко. На помощь приходят натруженные руки Сапият.
— Угощайтесь, — протягивает мне увесистую гроздь.
— Ммм, какой сладкий!
— А как же, выращен-то с любовью! Виноград, он ведь как ребенок. С ним надо обращаться нежно, но уверенно! И уход за ним нужен соответствующий. Вы думаете, он сам по себе растет, а мы собираем? Уборка составляет всего лишь 30 процентов от всех трудовых затрат по выращиванию винограда. Закладка, обрезка, обломка, полив, удобрение – работы хватает на круглый год. Особенно трудно приходится на сборе винограда в дождливые дни: грязь липнет к резиновым сапогам, поэтому вдоль рядов приходится таскать не только свое ведро со срезанным виноградом, но и пару килограммов земли, — делится моя собеседница.
Ее недаром в районе считают одной из лучших работниц. Семь лет назад ей дали этот участок, который был практически мертв. Кусты, не поднятые на шпалеру, лежали на земле и не давали урожая. Это отрицательно сказывалось на экономическом положении хозяйства. Свой первый сбор урожая Сапият Джабраилова не забудет никогда:
— В тот год мне удалось собрать лишь 10 гектаров. Я сидела на земле и плакала от обиды, — вспоминает передовица.
Нынче за кустами дружная бригада Сапият ухаживает с большим старанием и рассчитывает в текущем году довести урожайность до 100 центнеров. Это при ожидаемых 70.
— А какие сорта у вас?
— В основном технические и столовые: молдова, ркацители… У нас 140 гектаров, а мы уже тридцать гектаров убрали.
Всего в ГУПе «Каякентское» работают 4 бригады. Предприятие имеет свыше 3460 гектаров виноградников. Более 120 гектаров – молодые виноградники. Уборка продлится почти полтора месяца, один сорт будет сменяться другим, пока виноградники не будут полностью освобождены от сочных ягод.. «А пока, — говорит Сапият, — еще много работы и расслабляться рано. Важно не пропустить гроздья между рядами. На помощь рабочей группе приходят и местные жители, и люди из соседних поселений. Часто на сбор приходят семьями».
Впрочем, уборка начинается не на винограднике. Ближе к осени работа закипает в лабораториях. Специалисты каждый день берут ягоды для пробы — важно не пропустить момент, когда содержание сахара в винограде будет идеальным. Как только ягоды белых сортов становятся янтарного цвета и даже слегка припекаются с одного бока, их пора убирать. Точные показатели помогают определить приборы. Сахаристость, необходимая для белого столового вина, на этих виноградниках достигнута, значит нужно быстро убрать урожай.
Пока мы общались с Сапият Джабраиловой, трактор наполнился и двинулся в сторону местного винзавода на первичную переработку. Мы поехали за ним.
Гул техники Каякентского винзавода слышен еще за воротами. Снаружи работают два человека и семь – внутри. При виде журналистов с фотокамерой лица рабочих озарились улыбкой. К тому же появилась возможность немного передохнуть.
Машины с виноградом сменяли одна другую, выгружая гроздья на специальный конвейер. Благодаря железному винтовому стержню (шнеку, как в мясорубке) виноград продавливается далее в толстые шланги.
— Вот видите, – объясняет процесс обработки главный по цеху Александр Гогжаев, – здесь виноград отделяется от черенков. Черенки выбрасываются, а ягоды с получившимся соком идут еще дальше по шлангам на обработку. Сок отделяется от жмыха и насосом выкачивается в цистерны.
— А что потом с этим соком происходит?
— Его увозят на коньячный завод и перерабатывают в виноматериал, но это уже совсем другая история…