«Инфляция, Гарри!»
Эта известная реплика героя фильма «Человек с бульвара Капуцинов» невольно всплыла в памяти на днях в соседнем гастрономе. Магазин этот обычный только на первый взгляд. Дело в том, что расположен он на углу двух пересекающихся улиц, рядом с остановкой общественного транспорта, что дает возможность владельцам завышать цены на самые обычные и доступные товары, чем торговцы с успехом и пользуются.
Приходится мириться. Ближайший «обычный» гастроном неблизко. «Не нравится – иди, пройдись по базару», – вижу издёвку в глазах продавца, запросившего за коробок спичек целых три рубля. Знает же, что не пойду. Мелочь, понятно, что не накладно. Но сегодня не совсем об этом.
Речь об инфляционных ожиданиях населения и его потребительских настроениях, вернее, о том, как они отражаются на содержимом наших карманов. Увы, это, пожалуй, главный фактор повышения цен в настоящем в наших магазинах. Центральный Банк России, на информацию которого ссылаюсь, инфляцию удерживал на низком уровне в течение всего прошлого года. Однако неспокойно на душе как у продавцов, так и у покупателей.
Да, были всплески роста, но в целом как по стране, так и в СКФО, в Дагестане цены росли не быстро. На продовольственной корзине они, конечно, сказались. Подорожала, к примеру, говядина. Если совсем недавно кило красного мяса можно было приобрести рублей за 260-270, сегодня торг на рынке начинается с 300 рублей. Подросла цена на рыбу, мясо кур, яйца и целый ряд продуктов питания, однако в целом высокой инфляции на продуктовом рынке нет. Картофель, капуста, морковь вполне доступны, и цены у нас, пожалуй, ниже прошлогодних. Устойчива цена на хлеб, молоко, масло. Казалось бы, поводов для беспокойства нет.
Однако, судя по аналитической информации ЦБ России, в декабре 2018 – январе 2019 гг. инфляционные ожидания населения и бизнеса стали тревожными. Основным фактором стало ускорение роста цен на продовольственные товары в конце 2018 года. Повышение с 1 января этого года ставки НДС продолжило оказывать давление на краткосрочные инфляционные ожидания предприятий.
Инфляционные ожидания аналитиков на 2019 год изменились незначительно, так как на повышение НДС они отреагировали ранее. При этом аналитики считают, что ускорение инфляции в текущем году будет временным и годовая инфляция вернется к уровню около 4% уже с I квартала 2020 года. Дай-то бог!
По прогнозу Банка России, инфляция временно ускорится, достигнув максимума в I полугодии 2019 года. Квартальные темпы прироста потребительских цен в годовом выражении замедлятся до 4% уже во втором полугодии. В конце года она составит 5-5,5%.
В целом же инфляционные ожидания, по информации Банка, остаются таковыми с середины 2018 года под воздействием ряда факторов. Среди них – ослабление рубля, связанное в том числе с нарастанием санкционного давления, скачкообразный рост цен на бензин в мае-июне, поддерживаемый высокими ценами на нефть, и повышение c 1 января 2019 г. ставки НДС.
Масштаб ускорения фактической инфляции из-за повышения НДС, по мнению Банка, будет определять динамику инфляционных ожиданий в ближайшие месяцы. В январе 2019 г. инфляционные ожидания населения продолжили расти на 0,2 пп. по сравнению с декабрем – до 10,4%.
Как свидетельствуют ответы на вопросы специального опроса о причинах этого роста, основным фактором послужило повышение фактической инфляции. Инфляционные ожидания населения являются чувствительными к росту цен на регулярно приобретаемые товары, которые составляют значительную долю в бюджете. При этом впервые с января 2015 г. ожидаемая инфляция стала выше наблюдаемой. То есть выходит, что не оправдались в реальности пессимистические ожидания населения. А что будет дальше?
Между тем в потребительских настроениях домохозяек, по данным опроса ООО «ИНФОМ», в январе 2019 года на фоне повышения инфляционных ожиданий в ответах респондентов усилился пессимизм относительно динамики их будущего материального положения. Банк России в середине января 2019 года указал также на сохранение тенденции к росту инфляционных ожиданий предприятий на ближайшие три месяца.
Расшифровка этой экспертной оценки Банка, в моем понимании, простая. Предприятия, фирмы, компании закладывают свои потенциальные риски в стоимость услуг и товаров. Наглядным примером тому – намерение транспортных компаний Махачкалы повысить тарифы на перевозку пассажиров. Газ, подорожав, позже в цене потерял, но инфляционные ожидания у транспортников остались. Это всё хорошо. А как нам бороться со своими страхами?