Ловись, рыбка, маленькая!
Если вы всё ещё убеждены в том, что деньги не пахнут, значит, вы ничего не знаете о рыбном промысле и последующем промышленном производстве. Для вас это просто вяленая вобла или свежий сазан на рынке. Но в каком бы виде она не попала в вашу продовольственную корзину, её путь до прилавка был почти таким же длинным, как история промысла каспийской кильки в Дагестане. А поскольку к рыбе формулировка «взлёты и падения» вряд ли применима, перефразируем так: отрасль и мелко плавала, и далеко заплывала.
Накрыло медузой
Ещё в начале «нулевых» каспийская килька стала брендом рыбодобывающей отрасли. К примеру, в Астраханской области, славящейся, как известно, своим рыбным промыслом, в 2001 году сообщалось о ежегодном объёме вылова кильки в 300 тысяч тонн и её поставках на зарубежные рынки. Однако чуть позже она стала стремительно исчезать, из-за чего рыбоперерабатывающие предприятия начали испытывать серьёзные проблемы: кто-то прекратил существование, а оставшиеся на плаву компании наладили работу на привозном сырье, перерабатывая черноморскую или даже балтийскую кильку.
По мнению специалистов, килька в Каспии исчезла отнюдь не по вине браконьеров – тут вмешалась природа. Так, считают учёные, завезенная в каспийскую акваторию медуза мнемиопсис активно питалась планктоном, служившим кормом для кильки, а также самой килькой и стремительно размножалась.
Понятное дело, ситуация создала просто губительную конкуренцию рыболовному флоту. В тот самый момент Дагестан вслед за Астраханской областью стал демонстрировать значительное снижение показателей добычи каспийской кильки.
Меняться к лучшему всё стало пару лет назад. После более чем 20-летнего перерыва отрасль наконец перестала «сушить вёсла». Теперь есть возможность добывать порядка 90 тысяч тонн кильки в год без ущерба для акватории Каспия. Естественно, всё это блестящее великолепие мало просто выловить, необходимо сделать его съедобным. Более того – вкусным. Но прежде подготовить к производству, не дать пропасть. Тут-то и открываются новые возможности для предпринимателей.
…И рыба бывает шокирована
В цех рыбоводческого хозяйства ООО «Нияро», что в селе Львовский-1, каспийскую кильку возят прямо из порта. Вначале ее фасуют, замораживают и со склада хранения отправляют в разные города страны. Как нам сообщил директор предприятия Сулейман Ахмедов, каспийская килька пользуется особым спросом и по многим показателям она качественнее балтийской, при этом идеально подходит для консервных изделий.
Тут также рассказывают, что в советские годы килька из Каспия была одним из главных экспортных продуктов региона. На махачкалинском рыбоконсервном комбинате выпускали миллионы банок, в том числе популярную кильку в томатном соусе. К слову, с успехами тех времен сегодня можно ознакомиться в музее рыбной промышленности.
«Для качественного хранения мы используем оборудование шоковой заморозки. В камерах 6 тонн рыбы замораживается за 6 часов», – рассказывает Сулейман Ахмедов, открывая дверь в огромное холодное помещение, где свежая рыба покрывается едва заметными кристаллами льда.
Новый цех по переработке и расфасовке кильки был запущен в прошлом году. Инвестиционные проекты ведут совместно с калининградскими и санкт-петербургскими предприятиями. Именно оттуда приехали специалисты и обучают наших специалистов работать на современном оборудовании.
В рыбоводческом хозяйстве занимаются и разведением осетровых пород. В бассейнах плавают белуги и осётры, которым аж по 12 лет. «Старожилы» уже в апреле будут давать драгоценную черную икру.
Заходим в цех. «Не удивляйтесь. Рыба реагирует на присутствие человека. Думает, что сейчас будут кормить», – говорит директор. А тем временем царь-рыба поднимает голову из воды и, не дождавшись пищи, снова ныряет. За ней плывут другие. Большие, аппетитные. Интересуюсь, когда осетрина попадёт на наши прилавки. Обещают, что уже в следующем году. Тут стараются вернуть старые добрые времена, когда осетровые породы были доступны для каждого жителя, лишь бы условия позволяли.
Снова на плаву
Десятки рыболовных судов в республике сегодня заняты добычей каспийской кильки. В той же Астраханской области вопрос увеличения их количества пока тормозит процесс восстановления отрасли.
По своим вкусовым качествам каспийская килька превосходит балтийскую, и в ближайшие годы бренд «дагестанская килька» может снова отвоевать место на рынке. Стоит учесть, что результаты проведённого в 2019 году ВЦИОМ исследования свидетельствуют, что килька входит в десятку наиболее популярных видов рыб: 29 % россиян признались, что едят кильку и балтийские шпроты хотя бы иногда, 15 % – употребляют их чаще всего. То есть в республике вновь открылись возможности для нового-старого промысла, способного и обеспечить регион рабочими местами, и создать условия для инвестиционных вложений.