Наш особый сорт – «Каратинский»
У меня появился повод вернуться в Ахвахский район: там моим именем местный селекционер назвал смородину, было интересно попробовать ее.
У Магомеда Магомедова большой прекрасный сад. Всё у него растет: ель, лиственница, каштан, боярышник, крыжовник, облепиха, абрикосы, малина, смородина, груши, картошка, огурцы, помидоры…
Это словно одна большая лаборатория, за годы работы собралась большая фруктово-ягодная коллекция. Одно растение морозоустойчивое, другое дает крупные плоды, третье удивляет стабильностью урожая.
Магомед Магомедов – селекционер. Скрещивает, прививает, улучшает, в итоге – вкусный гибрид. Четырежды он поступал в Московскую сельскохозяйственную академию имени К. А. Тимирязева. Все же поступил и в 1989 году окончил ее. По приезде в село взялся выводить новый сорт абрикосов. Так появился известный в районе абрикос каратинский ранний.
Многое знает он и о винограде, изучил, когда виноградарствовал в Хасавюртовском районе. Потом стал главным агрономом Ахвахского района.
– Наша головная боль – земли отгонного животноводства и нехватка воды, сады гибнут. Началось это в 90-х годах, когда земли сдали в аренду частникам. А в 70-х именно наши сады в качестве образцовых «висели» на Почетной доске на форуме ВДНХ в Москве. А в энциклопедию по винограду внесен наш особый сорт – «Каратинский», – рассказывает он.
Говорит, что в Карате замечательные условия для выращивания ягод, но люди не спешат использовать природные блага. Некогда район славился отменной картошкой, отсюда ее развозили по всей стране КамАЗами.
– Сегодня уже не те обороты. Одно дело – вырастить урожай, другое – сбыть его. С этим тоже проблемы. Нельзя есть иностранную картошку, она десятки раз проходит химическую обработку. Надо употреблять только свои овощи и фрукты, – убежден Магомед Магомедов.
Он хорошо помнит времена, когда на полях цвел лен. Сейчас перестали выращивать черные бобы, кукурузу, рис. Кислотные дожди уничтожили и большую часть грушевых деревьев. И все из-за нехватки воды.
Мы разговариваем с ним на высоте 1560 метров над уровнем моря. Обычно на такой высоте гранат не растет, но в Карате даже он акклиматизировался.
Сидим мы на кухне с видом на сад, пьем кофе, я – с медом, он – с сахаром. Мед я, конечно, люблю, а вот пчел нет. Но после рассказов пчеловода они стали мне даже симпатичны. Одних он называет трудягами, других бандитами. Трудяги облетают тысячи цветков, чтобы сделать один грамм меда, а бандиты совершают налеты на чужой улей, воруют готовый мед. У него 10 пчелосемей, во всём селении около 800 улей, по району – 2864. Его пчелы, как и хозяин, трудятся весь день.
Магомед Магомедов вывел новые сорта картофеля, богатые витаминами и полезными веществами. Картофель уже в народе получил название «Хвацен» по прозвищу агронома.
Некоторые саженцы выслали интернетовские коллеги, а он им – облепиховое варенье и мед. Испытание проходят три сорта: германская «Зукерта», «Семиглазка» и один неизвестный, попавший сюда по ошибке. Заказывал на сайте, по ошибке выслали не тот сорт. Насколько они хороши, селекционер скоро узнает.
– Колоновидные яблони стали популярны в Дагестане. Миниатюрные деревья дают высокий урожай, а плоды сочные и крупные, – говорит он.
Рассказывает, что любовь ко всему «зеленому» передалась ему от отца. Несмотря на то, что отец окончил всего лишь пять классов, он двадцать лет проработал управляющим совхоза «Каратинский». Сестра Магомеда Машидат – заслуженная доярка, имеет три ордена. Есть у Магомедова дочь и сын. Хотелось ему, чтобы дети продолжили дело, но они выбрали другие специальности.
За разговорами о «культурных» овощах и фруктах мы приближаемся к пасеке. Подходить близко я отказывалась, а он то ли в шутку, то ли всерьез обещал научить правильно гладить пчел. Говорил, что у каждой породы свой характер.
– Карпатскую породу пчел ценят за неприхотливость и трудолюбие. С этими насекомыми легко работают даже начинающие пчеловоды. Кавказским пчелам погодные условия не мешают работать…
Магомед что-то еще говорил о пчелах, меня же волновало только одно: что делать при нападении и укусах.
– Надо притвориться мертвой и ни в коем случае не размахивать руками. Но если укусят, то место укуса стоит потереть луковым или чесночным листом… Это помогает.
Магомеда знают во многих регионах страны и даже за границей. Его приглашают на различные научные совещания для обмена опытом. Он ездит, когда средства есть, а в основном общается с коллегами в социальных сетях, изучает их опыт и на практике продолжает пополнять, улучшать свою «коллекцию».