Нелегка дорога в горы

Чабаны рассказывают, что в теплые весенние дни оставшаяся без присмотра отара овец инстинктивно движется в сторону прохладных гор. И каждой весной в нашей республике овцеводами, руководителями хозяйств, районов и республики проводится масштабная работа по организованному перегону скота с зимних степных на летние альпийские пастбища.
Не только перегон, но и сам процесс подготовки людей, скота к нему — задача не из легких. Во-первых, надо позаботиться о своевременном завершении ягнения овец, прежде чем вывести на скотопрогонную трассу с них состригают шерсть, проводят противоклещевую обработку и другие ветеринарно-санитарные мероприятия. Вдобавок находят и привлекают в помощь чабанам опытных гонщиков, готовят для сопровождения перегоняемых отар овец и гуртов крупного рогатого скота автомашины, лошадей, мулов и ослов, на которых перевозят припасы продуктов, кухонную утварь, топливо для приготовления пищи, смену одежды, страховой запас сена и зернофуража.
С какими только неожиданностями не встречаются на пути перегона чабаны, гонщики, ветеринарные специалисты! Некоторые из них запасаются снаряжением для скалолазания, охотничьим оружием. Учитывают и то, что в отдалении от отар, но вслед за ними кочуют и волки. Накануне перегона поднимается цена на овчарок, и чем крупнее и злее особь, тем большее число баранов отдают за нее.
Первыми со всеми этими проблемами текущей весной справились овцеводы, чьи отары зимовали в Кочубейской зоне отгонных пастбищ. Этому способствовала принципиальная позиция Минсельхоза РД: овцепоголовье должно полностью покинуть пределы пастбищ до начала цветения трав. Иначе пастбища не успеют до осени восстановить травостой, для того чтобы принять те же отары на зимовку.
Перегон овец с зимних пастбищ начался, как и предусматривалось графиком, 2 мая. На железнодорожной станции Кочубей первыми в вагоны погрузили овцепоголовье ГУПы имени Гамидова и Богатырева Левашинского района, на следующий день настала очередь двух сельскохозяйственных производственных кооперативов и трех фермерских хозяйств из Ахтынского района. Кстати, в тот день на погрузочной площадке побывал приехавший на День чабана в Кочубей Президент РД Муху Алиев в сопровождении заместителя Председателя Правительства РД — министра сельского хозяйства Мурата Шихсаидова.
Для хозяйств наиболее отдаленных горных районов перевозка овец хотя бы на части пути имеет большое значение. И хорошо, что правительство как в прошлом, так и в текущем году находит возможность оплатить затраты на перевозку скота по железной дороге. О масштабности этой работы свидетельствуют цифры. Текущей весной по железной дороге предстоит перевезти со станции Кочубей до станций Араблинка, Инчхе и Кизилюрт без малого 310 тысяч овец, значительное количество крупного рогатого скота и лошадей. Поскольку в одном вагоне помещается не больше 150 овец или 30 голов крупного рогатого скота, то всего потребуется 1833 вагона.
К концу первой декады мая железнодорожники успели подать 464 вагона, в которых до станций Араблинка и Инчхе перевезено около 66 тысяч овец, почти одна тысяча голов крупного рогатого скота, более трехсот лошадей, полсотни ослов. Ахтынские и рутульские хозяйства почти завершили перевозку скота и теперь гонят его от Дербента по скотопрогонной трассе в сторону гор. Животноводы удовлетворены хорошим травостоем на трассах, гонят отары овец и гурты скота медленно по той причине, что горные пастбища еще не освободились от снежного покрова. А на железнодорожной станции Кочубей изо дня в день нарастает накал работы по погрузке скота.
Хозяйства, чье овцепоголовье перезимовало в Бабаюртовской и Кизилюртовской зонах, также завершают стрижку овец, ветеринарно-санитарные и другие предшествующие перегону мероприятия. Многие фермерские хозяйства, а также частники уже вывели скот на прогонные трассы, пользуясь хорошим травостоем. Следом двинутся и отары крупных сельхозпредприятий.
Словом, предстоит большая работа: отогнать на лето в горы около двух миллионов голов овец и коз. Пожелаем же чабанам, гонщикам, ветработникам, шоферам, доброго пути.
Статьи из «Экономика»
Инфляция, решение ЦБ и праздничный стол

Пазлы горной экономики

Новые возможности энергетиков

Скажем им спасибо

Дагестан строящийся и хаотичный

Первое место на столе

Школа, мост, вода и кадры
