Привлекательное экономическое развитие
Вопросы устойчивости экономического развития как важнейшая проблематика исследований экономики межреформенных периодов в значительной степени теряют значение для периода активного реформирования. Классические методы поиска стратегии устойчивого развития экономики малопригодны для анализа причин того хаоса, в который порой погружаются экономики стран, вставших на путь преобразований и совершающих на этом пути те или иные ошибки.
Разработка и реализация всевозможных стратегий и концепций развития экономики Дагестана в последние годы показывали пример того, как не надо разрабатывать и реализовывать на практике. В то же время реальная экономическая жизнь шла своим чередом, будучи слабо увязанной с положениями многочисленных стратегий.
Частные ошибки, которые на практике имели место, можно интерпретировать как неконтролируемый переход экономической системы в зону так называемого «странного аттрактора», вызванного изменениями некоторых жизненно важных параметров. Очевидно существование условий для анализа процессов структурной устойчивости экономических систем, что может весьма плодотворно использоваться при поиске стратегии устойчивого развития региона, претерпевающего структурные преобразования. Между тем в экономической науке хорошо проработана методологическая база развития кризисных систем.
Концепция устойчивого развития экономической системы тесно связана с понятием монотонного улучшения общественно значимых показателей (рост валового национального продукта, рост потребления при рациональном уровне накопления, рост темпов НТП и т.п.). Десятилетиями усилия многих выдающихся экономистов были направлены на поиск условий, при которых связная многоотраслевая экономическая система полностью использует производственные мощности своих отраслей и развивает их. Такие режимы эволюции экономики называются магистральным развитием.
Следует отметить, что условия для подобного развития возможны лишь в случае реализации долгосрочного плана оптимального экономического успеха. Таким образом, управляемость и предсказуемость реакции динамической системы на те или иные управляющие воздействия является существенным условием отыскания режимов привлекательного с общественной точки зрения экономическою развития.
Возможны режимы функционирования экономической системы, сильно отличающиеся от условий устойчивого сбалансированного роста. Такие режимы чаще всего возникают при смене общественных укладов, глубоких реформах, в корне меняющих правила поведения агентов экономики. В этих случаях возможны самые разнообразные сценарии развития событий – от предельно либеральных с опорой на активные предпринимательские силы и порождаемые ими процессы самоорганизации до последовательного и постепенного «реформирования сверху», призванного обеспечить плавность переходных процессов, смягчить социальные издержки.
Естественно, что в отношении переходных процессов многие представления о функционировании «стационарных» экономик становятся попросту некорректными.
В нынешние условиях для поиска эффективной стратегии устойчивого развития необходимо следующее. Сформулировать массив данных по основным параметрам экономики РД (т.е. так называемый «блокчейн»); выяснить место нахождения экономики на магистральной траектории с таким «блокчейном»; обозначить желаемое состояние экономики; оценить достижимость желаемого состояния (по времени и ресурсам); определив выходные параметры, задав пороговое значение коэффициента корреляции из «блокчейна», составить матрицу, обеспечивающую детерминированность.
Помимо прочего, важно, применив методы математического моделирования, нейронные обучающие системы и элементы искусственного интеллекта, определить управленческие воздействия (по времени и ресурсам) на развивающуюся экономическую систему с целью скорейшего достижения поставленной задачи.
Сегодня налицо существующая объективно иерархия состояний любой развивающейся экономической системы: состояние развития в зоне действия одного аттрактора и состояние перехода от одного из них к другому в попытке достичь желаемого.
Совершенно очевидно, что во втором случае справедливы следующие утверждения. Движущими силами экономического развития являются процессы реформирования гражданско-правовой системы и их фактическая реализация в обществе соответствующими общественно-политическими силами. Достижимо или нет желаемое состояние экономики, неизвестно; индивидуальная историческая судьба развитых стран доказывает только то, что для них это было возможно. Если желаемое состояние достижимо, то по всей вероятности может существовать целый ряд последовательностей перехода в это состояние. Стратегия управления экономической системой должна строиться на иной методологической основе, включающей топологический анализ фазового пространства, обнаружение странных аттракторов и выработку управляющих воздействий, как минимум гарантирующих их обход.
В результате задача сводится к выработке таких управленческих решений, которые позволят как минимум прогнозировать точки «бифуркации» и возможности обойти их, в максимуме – в случае попадания в зону «странного аттрактора» – выйти из него. К сожалению, диагностика для экономики Республики Дагестан находится как раз в зоне «странного аттрактора», создавая очевидные искажения.
Все сказанное только подчеркивает необходимость разработки эффективной стратегии экономического развития региона. Однако такая стратегия должна быть комплексной и учитывать все имеющиеся риски и возможности.