Купить PDF-версию
01:15 | 09 октября, Ср
Махачкала
X
09:18 02.04.2019

Дагестан на перекрестке транзитных дорог

В предстоящие годы Россия не только должна прочно закрепиться в пятерке крупнейших экономически развитых стран мира, но и существенно повысить ключевые стандарты качества жизни наших граждан. Для достижения этих целей важно в полной мере использовать внешнеполитические возможности. Необходимо настроиться на конкретный, прагматичный результат, осваивая новые рынки, расширять экспорт, преодолевать препятствия и ограничения для работы отечественных компаний за рубежом. Дагестану в этой работе отводится особое место.

Недавние визиты в республику министра экономики РФ Максима Орешкина и министра по делам Северного Кавказа РФ Сергея Чеботарева это подтвердили. Реализация перспектив международного транспортного коридора Север–Юг, развитие внешнеэкономических отношений с приграничными государствами федеральным центром обозначаются приоритетными задачами. Особое значение придается формированию пространства добрососедства, безопасности по всему периметру наших государственных границ, развитию торговых отношений с соседями.

Посильно ли республике решение столь сложных задач? Об особенностях развития международных и внешнеэкономических связей Дагестана мы попросили рассказать представителя МИД России в Махачкале Амирхана Магомеддадаева.

– Дагестан обладает колоссальным торгово-экономическим, транспортно-логистическим, научно-образовательным, туристско-рекреационным, культурно-гуманитарным, сельскохозяйственным, промышленным потенциалом для привлечения иностранных инвесторов и наращивания международных и внешнеэкономических объемов в русле единого внешнеполитического курса Российской Федерации, – отмечает Магомеддадаев. – Органы государственной власти республики всех уровней настроены на активизацию международного и внешнеэкономического сотрудничества на всех направлениях, особенно в области приграничного, межрегионального и прикаспийского сотрудничества.

Однако отсутствие подготовленных кадров в области международных отношений и ряд других факторов не позволяют в кратко­срочной перспективе вывести международные и внешнеэкономические связи республики на качественно новый уровень развития.

Учитывая конкурентные преимущества республики, выработка четкой стратегии с прописанной «дорожной картой» развития внешнеэкономических и международных связей для Дагестана становится наиболее важной и актуальной задачей, которая могла бы способствовать социально-экономическому развитию, расширению и укреплению его конкурентных преимуществ.

– Что является первостепенным для выработки четкой стратегии развития международных и внешнеэкономических связей Дагестана?

– Первостепенным и наиболее важным является проведение глубокого анализа международных и внешнеэкономических связей республики с привлечением высококвалифицированных, обладающих соответствующим практическим опытом специалистов федерального уровня, что сейчас и происходит. Такого рода работа является весьма важным шагом и позволит руководству объективно оценить состояние и возможности, открывающиеся для Дагестана при эффективном использовании имеющегося в самых различных областях потенциала.

В 2015 году Представительством МИД России в Махачкале совместно с Правительством РД была проведена инвентаризация договорной базы, в рамках которой осуществляются контакты Республики Дагестан с зарубежными странами, и тут, к сожалению, картина предстала не совсем благоприятной.

В частности, по результатам инвентаризации действующих соглашений Республики Дагестан и ее муниципальных образований с зарубежными партнерами было установлено, что по состоянию на март 2015 года у республики имеется 31 соглашение и меморандум с иностранными партнерами, из которых фактически рабочими могут быть признаны 17. В то же время только 2 зарегистрированы в Министерстве юстиции РФ: Соглашение между Правительством Республики Дагестан и Правительством Азербайджанской Республики от 24.05.1993 года и Соглашение между Правительством Республики Дагестан и Правительством Республики Беларусь от 23.08.2002 года.

– Государственная регистрация соглашений в Минюсте РФ является обязательным условием?

– Для вступления соглашений в силу процедура их государственной регистрации в Минюсте РФ является обязательной для органов исполнительной власти России.

В старой редакции Федерального закона от 4 января 1999 г. N 4-ФЗ «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации» вступление соглашений в силу не было связано с их государственной регистрацией, поэтому не все соглашения направлялись на государственную регистрацию в Минюст России. В настоящее время все проекты соглашений, учитывая новый порядок, установленный в Федеральном законе от 4 января 1999 г. № 4-ФЗ в редакции Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 255-ФЗ, проходят процедуру согласования с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, а все заключенные соглашения представляются в обязательном порядке на государственную регистрацию.

– Что вы скажете о перспективах развития внешнеэкономической деятельности нашей малой родины?

– На мой взгляд, для Республики Дагестан, учитывая ее приграничный статус и географическое расположение, важно развитие интеграционных процессов с приграничными и прикаспийскими странами, обладающими ресурсным, торгово-экономическим и культурно-гуманитарным потенциалом. Особенно эта важность возрастает с подписанием главами стран «Каспийской пятерки» Конвенции о правовом статусе Каспийского моря в августе 2018 года в Актау. В связи с этим одной из главных задач, стоящих перед республикой на пути развития приграничных связей, является усиление работы по строительству новых, а также реконструкции и модернизации уже имеющихся важнейших объектов транспортной инфраструктуры республики, в особенности Махачкалинского морского торгового порта.

– Почему акцент делается именно на портовую инфраструктуру?

– Дагестан является приграничным регионом Российской Федерации, граничащим по суше с Азербайджаном и Грузией, имеющим выходы по морю к Казахстану, Ирану и Туркменистану. По территории республики вдоль Каспийского моря проходят международные транспортные коридоры, имеющие связь с автомагистралью ТРАСЕКА и выход к государствам Персидского залива. Благодаря этому наличие современного международного морского торгового порта на пересечении основных транзитных грузоперевозок по осям транспортных коридоров Запад-Восток и Север-Юг может превратить порт в крупнейший региональный логистический центр и позволит в перспективе создать здесь свободную экономическую зону, что благоприятно повлияет на социально-экономическую ситуацию в республике.

Наряду с портом, не менее важное значение как в политическом, так и в экономическом плане имеет Махачкалинский аэропорт как самый южный аэропорт России, который может стать крупнейшим пересадочным аэропортом для самолетов, направляемых в Индию и далее в Азию.

– Что вы считаете важным в развитии международных и внешнеэкономических связей Республики Дагестан?

– Важно искать возможные перспективные пути развития межрегиональных связей как с приграничными и прикаспийскими странами, так и с другими, потенциально представляющими для нас интерес зарубежными государствами. Необходимо трезво и критически оценивать складывающуюся ситуацию, давать принципиальную оценку как объективным, так и субъективным причинам. Недостаточно активного и неэффективного налаживания международных и внешнеэкономических связей республики.

Органам власти, чья деятельность в той или иной степени связана с контактами с международным сообществом, необходимо поручить проявлять инициативу, вырабатывать оригинальную стратегию и тактику действий, выявлять новые направления сотрудничества, новых партнеров, проводить более активную наступательную работу на международном направлении. От степени развития международного и внешнеэкономического сотрудничества, от создания условий для привлечения инвестиций зависят благополучие республики, уровень жизни населения, социально-экономическая обстановка как в самой республике, так и в стране в целом.

Похожие

Привлекательное экономическое развитие

110
Вопросы устойчивости экономического развития как...

Мы нацелены на реальные ориентиры

18
Стратегия развития Дагестана обсуждается не первый год,...

Эффективность инвестиций важнейший фактор развития

873
Дагестан стоит перед выбором пути...

Садам поможет кооперация

69
Дагестан – один из садоводческих регионов России. В последние годы отрасль развивается...

На повестке – биологизация земледелия

384
Одно из главных требований закона «Об органическом...

Аграрная повестка Дагестана

905
Прорыв в аграрном развитии, взаимодействие науки и практики, обеспечение кадровым...

Необходим рост объемов производства

34
Совет региональных отделений политических партий...

В земельном контроле помогут ГИС-технологии

99
Более 86 процентов территории нашей...

Статьи из «Экономика»

…Хоть трава не расти

51
Главное – воткнуть многоэтажную бетонную коробку в приглянувшемся месте, а там хоть трава...

Условие безопасности

8
Строительный комплекс Дагестана обладает огромным потенциалом для развития. Однако помимо...

Донор винограда

40
Специальный проект АНО «Российская система качества» (Роскачество) «Винный гид России»...

Обновления для бизнеса

9
Новых требований в части использования контрольно-кассовой техники достаточно много. Вот только некоторые из них. К примеру, с 1 марта 2025 года вступят в силу...

В зоне внимания учёных

38
Очередную возможность для обмена идеями, делового и дружеского общения деятелям ветеринарной науки и практики предоставил Прикаспийский зональный...

Свое, родное

9
Прошедший год в Дагестане ознаменовался значительным увеличением объема закупок...

Инновационные приемы

11
Понятие «подзимний сев» для многих сводится к обязательной посадке лука и чеснока. На самом...

Изгнанники из транспортного рая

26
Пожилой пассажир устало опускается на услужливо освобожденное парнем сидение и замечает: «Над моим домом самолеты чаще...

Новый завод, новые надежды

16
Открылось крупнейшее предприятие в СКФО по выпуску полимерных труб, оснащенное самым...