Страсти по «Плазе»
Я двумя руками «за»! И оспаривать то, что Дагестан привлекателен для развития туризма, и здесь идеальные природно-климатические и географические условия для этого, доводов особых нет.
Да, у нас дотационный регион, в силу целого ряда причин экономика не развивалась. У нас огромный теневой сектор, коррупция, неразбериха в земельных отношениях, еще свежи в памяти муть и страх от действий экстремистов. Но многое из этого все же уходит в прошлое, все больше дагестанцев решается инвестировать по-крупному в свой бизнес. И что примечательно, одной из первых строк в этом рейтинге – туристическая отрасль. Однако, думаю, важно то, каким образом эти преимущества реализуются на практике.
Это я по поводу аргументов участников акций против застройки Каспийска. В частности, несогласия значительной части населения города с планами застройки берега инициаторами строительства гостиничного комплекса «Каспий Плаза».
Опасения жителей, на мой взгляд, вполне обоснованы. Генеральный план города, бизнес-проекты, строительство социальных, культурных объектов, все, что планируют возвести на территории города, безусловно, должно проходить общественную экспертизу и получить согласие населения. И кто виноват в том, что формализм довел людей до протестных акций? Конечно же, муниципальные власти! Мало открытости. А недосказанность, как правило, рождает кривотолки. И поди потом докажи, что ты не верблюд.
Именно в этой ситуации, на мой взгляд, оказались инициаторы строительства гостиничного комплекса «Каспий Плаза» в Каспийске, которые на площадке РИА «Дагестан» пытались разъяснить журналистам, что никакого парка они там не захватывают. Оказывается, напротив, его расширяют, а люди то ли от незнания, то ли от природной вредности и не без помощи отдельных общественников, изначально поддерживавших проект, сейчас выступают против этого подарка городу. Между тем ничего, помимо красочных иллюстраций проекта и рассказов о намерениях, они до журналистов республиканских СМИ не донесли.
По словам директора ООО «Каспий Плаза» Заиры Ширинбековой, пока у инициаторов застройки согласовано с мэрией лишь строительство отеля на территории 1,8 гектара. Весь комплекс по проекту предусматривает 9,5 гектара, однако на территории 4,5 гектара инвестор планирует построить развлекательный парк с аттракционами, аквапарк, дельфинарий с коммерческими объектами. Все для семейного досуга. Казалось бы, проблем не должно быть, но общественники и администрация Каспийска никак не могут договориться. Правила землепользования и генплан, со слов Ширинбековой, до сих пор не утверждены, потому и проект полностью не согласован.
Как один из доводов инициаторы строительства, которые говорили также о уже разработанном проекте комплекса, озвучили объемы инвестиций в его строительство: 3,2 млрд рублей готов вложить в это дело частный инвестор-дагестанец. Всего планируется организовать здесь 147 новых рабочих мест. Однако вопросы экономического характера, к примеру, какие гарантии предоставляет инвестор, остались без ответов. А уж заинтересованность в изучении проектных материалов, просьбы получить их в открытом доступе в Интернете для того, чтобы иметь по ним личные суждения, вообще не нашли понимания. И как же оправдать опасения жителей Каспийска? Один лишь опыт строительства «Немецкой деревни» обязывает нас быть разборчивее в отношении обещаний.
Да, я двумя руками «за»! Уверен, строить подобные комплексы можно и нужно по всему Дагестанскому побережью Каспия. В материале «Как привлечь инвесторов» от 25.08.2010 г. газета писала об этом. Правда, если развиваться не хаотично, а продуманно, как это сделали турки, застраивая Анталию, поделившиеся туристическим пирогом со всеми социальными прослойками турецкого общества, то и протестов, как у нас, наверняка можно будет избежать.
Времени прошло немало, а обстоятельства, когда генеральное планирование городов не удовлетворяет интересы населения, еще актуальны. Что уж тут говорить о стратегических подходах, когда развитие обусловлено комплексом выверенных и перспективных решений. А пока оцените буйство моей фантазии на предмет вариантного развития туристической отрасли при разумной стратегии и тактике развития.
Высказанное далее, конечно же, спорно. Но давайте пофантазируем вместе, ведь проекты это и предполагают, помимо, конечно, выверенных и конкретных расчетов. Представьте электричку, отправляющуюся, подобно запущенной стреле, от Минвод, скажем, до Дербента. Южный «Сапсан» за считанные часы довозит россиян к курортам, расположенным по всему Каспийскому побережью, альтернативным причерноморским. Здесь можно провести отпуск, а также скоротечный уик-энд.
У подножия гор на протяжении чуть ли не тысячи километров расположены малые частные отели-гостиницы, принимающие гостей с радушием и не за дорого. Это сектор индивидуальной жилой застройки, ориентированной на прием и обслуживание отдыхающих. В привлекательных на вид коттеджах, стилизованных под горскую архитектуру, живут врачи, официанты, спасатели и охранники, повара, водители, администраторы… В общем, многотысячный персонал, обслуживающий десятки и сотни санаториев, профилакториев, спортивных, рекреационных баз и лечебниц, расположенных уже по другую сторону скоростной магистрали – вдоль побережья Каспия, сектора застройки частными инвесторами. Там ими – европейцами, китайцами и арабами – за последние годы построены сотни клиник, лечебниц и объектов рекреации.
У самого же побережья Каспия расположены оригинальные по архитектуре, с высоким уровнем сервиса здравницы и многофункциональные медицинские центры федерального и мирового значения. Здесь чисто и чинно. Здесь обследуются, лечатся, проходят последующую реабилитацию больные со всей планеты. Климат наш располагает к этому. Доступ к морю открыт, наряду с обустроенными светскими пляжами функционируют и закрытые – для раздельного отдыха мужчин и женщин, что привлекает сюда гостей со всего Ближнего Востока. И здесь нет игорных домов…
Пока же мы следуем лекалам банальной хаотичной застройки наших городов.