Выбор за аксайцами: работать вместе или порознь


Организационно-правовые формы хозяйствования в Дагестане не везде приведены в соответствие с требованиями функционирующих в стране законов. В наше время сельхозпредприятия вправе иметь формы сельскохозяйственного производственного кооператива, акционерного или с ограниченной ответственностью общества, государственного или муниципального унитарного предприятия, крестьянско-фермерского или личного подсобного хозяйства. На этом правовом поле практически невозможно работать хозяйствам, все еще носящим названия «колхоз» или «совхоз», так как подобный статус для сельхозпредприятий не предусмотрен.
В населенных пунктах республики, где проходит процесс преобразований, связанных с переводом хозяйств на новые формы хозяйствования, накаляются страсти. В их числе село Аксай Хасавюртовского района, куда на днях по приглашению джамаата приезжал заместитель Председателя Правительства РД — министр сельского хозяйства Мурат Шихсаидов.
Село Аксай многонациональное, в нем десятилетиями в дружбе и в братстве живут кумыки, чеченцы, аварцы и андийцы. На самом деле трудно возразить тем аксайцам, которые говорят, что их село самое бедное и народ в нем страдает, хотя бы потому, что здесь нет даже Дома культуры, где и молодежь могла бы проводить досуг, и старики собираться на совет. Встреча с джамаатом проходила в кабинете главы сельской администрации, где стульев было всего три. Правы были аксайцы и в том, что их благополучие на многие годы вперед будет зависеть от того, насколько успешно будут использоваться оставшиеся от колхоза земля, техника, скот и строения. Потому, как они говорили, боль у всех одна: никто не хочет стать батраком у более богатого односельчанина.
Вице-премьер начал разговор с того, что малым формам хозяйствования трудно приобретать и использовать на полях новую технику и современные технологии, а это приводит к низкой производительности труда. Если сформируют несколько сельскохозяйственных производственных кооперативов (СПК), то каждому хозяйству понадобятся штаты директора, завсклада, бухгалтера и др., что увеличит затраты и соответственно — себестоимость продукции. К тому же, разделив хозяйство на четыре части, село тоже может разделиться на столько же частей. Выход он видит в том, что вопрос должны решить на собрании села.
Тем не менее, число сторонников идеи формирования в Аксае нескольких сельскохозяйственных производственных кооперативов было достаточно большое. Одни утверждали, что их кооператив обойдется без штатных единиц, работу эту намерены выполнять на общественных началах, другие — о том, что СПК развернут трудовое соревнование между собой, третьи заявляли, что в малом хозяйстве легче обеспечить сохранность земли. Но были и те, кто предостерегал земляков от шагов, способных привести аксайцев к разногласию.
— Я тоже, вы, наверное, знаете, человек опытный, — возражал Мурат Шихсаидов. — Соревнование между малыми СПК будет не в делах, а в воровстве. Да и в эти СПК люди пойдут по национальному признаку. Не советую дробить хозяйство на несколько частей. Один скажет, зачем мне солончак, другой найдет иную причину для недовольства… тут без скандала не обойдется. Начнете ненавидеть друг друга. И второй вопрос. Не надейтесь, что мы приедем и все решим. Если вы сами не будете работать над решением этого вопроса, то ничего не получится. Еще раз подумайте и определитесь, чего вы хотите. После праздников мы вернемся к этому вопросу.
На встречу с заместителем Председателя Правительства РД — министром сельского хозяйства Муратом Шихсаидовым сельчане приходили, много было тому причин, с плохим настроением, уходили с добрым. Словом, аксайцы поняли: в их власти собственная судьба. Быть селу и хозяйству единым и сплоченным в горе, радости и в труде или работать и жить порознь.
Статьи из «Экономика»
Налоговый удар по «тени»

На службе развития регионов

Равноправие народов

Формы малые, но заметные

Стратегические решения

Медовое дело

Под крышей дома моего

«Черная метка» от энергетиков. «Дагэнерго» грозит коммерсантам отключениями света за долги
