Купить PDF-версию
17:06 | 16 апреля, Вт
Махачкала
X
05:49 29.11.2011

Дагестанский Станиславский

В Кумыкском музыкально - драматическом театре им. А.-П. Салаватова праздновали столетие человека, который стоял у истоков этого театра и профессиональной режиссуры Дагестана - народного артиста РСФСР Гамида Алиевича Рустамова.

Полумрак, на сцене проекторная доска с видеофильмом о жизни героя вечера Гамида Рустамова, и голос за кадром: «Родился я в 1911 году в селе Аксай Хасавюртовского района. После смерти отца воспитывался в Буйнакском интернате горцев. А в 1925 году поступил в первую национальную театральную студию и с этого времени навсегда связал свою судьбу с театром. Спустя пять лет я уже артист первого дагестанского национально — профессионального Кумыкского театра».

Весь вечер казалось, будто вот-вот из-за кулис выйдет юбиляр и восторженный зал начнет аплодировать стоя и осыпать его цветами.  

Будучи актером, он создал целую галерею сценических образов: Шахтохмас («Надир — шах»), Боцман Кобза («Гибель эскадры»), Яго («Отел­ло»), Айгази («Горцы»), Рустам («Намус») и много других.

Художественный руководитель театра, народный артист России, председатель Союза театральных деятелей Дагестана Айгум Айгумов поздравил присутствующих с юбилеем великого сына дагестанской земли. Эмоционально и восторженно говорил он о деятельности Гамида Рустамова, вспоминал их первую встречу.

— После окончания режиссерского факультета ГИТИСа в 1939 г. Гамид Алиевич вернулся в Дагестан и стал главным режиссером Кумыкского театра. Воспитал великолепных актеров, которые стали народными артистами СССР и РСФСР, — Барият Мурадову, Тажутдина Гаджиева, Дадама Саиднурова, Алима Курумова, Магомеда Рашидханова и еще целую плеяду. Он поставил бессмертные спектакли, которые до сих пор радуют зрителей со сцены нашего театра. Спектакль «Айгази» сыгран 1200 раз, семьдесят лет он не сходит со сцены, «Молла Насрутдин» семьдесят два года живет в стенах театра и т.д. Эти постановки передаются из поколения в поколение, и они будут жить, а актеры творить, пока существует театр. Эти спектакли — наша реликвия. Работу главного режиссера Кумыкского театра Гамид Рустамов совмещал с деятельностью заместителя министра культуры Дагестана. Он прославил театральное искусство республики на всю Россию. Он по праву считается дагестанским Станиславским.

От имени деятелей искусств республики глубокое признание таланту великого режиссера выразили заместитель министра культуры Дагестана Бадрижат Магомедгаджиева, заслуженный деятель искусств России Гулизар Султанова, художественный руководитель Русского драмтеатра Скандарбек Тулпаров и другие.

А затем с экрана юбиляр продолжил рассказ и поведал о многих интересных событиях из своей жизни и жизни театра. Зал внимал каждому его слову, будто он сидел напротив и вживую вел рассказ глаза в глаза.  

Он был главным режиссером Русского драмтеатра им. М. Горького. Здесь он поставил такие спектакли, как «Семья» Попова, «Гроза» Островского, «30 сребреников», «Хитроумная влюбленная» Лопе де Вега, «После разлуки» братьев Тур. А в 1952 году приказом Министерства культуры СССР его назначили главным режиссером Республиканского русского театра им. Н. Крупской в г.Фрунзе. За четыре года работы он поставил пять разноплановых спектаклей. 

Гамид Рустамов написал более двадцати пьес, среди которых «Друзья», «Уллубий Буйнакский», «Если сердце захочет», «Под деревом», «Доброе утро»… 

Гамид Алиевич очень любил актеров и говорил, что режиссер не может творить без актера, но и актера растит режиссер, и в этом он видел свою задачу. Так, в одной из своих книг Гамид Алиевич писал: — «Как рассказать о тебе, Барият? А ведь без тебя не может быть рассказа о моем театре, а значит — и о моей жизни. Как рассказать об Алиме Курумове, о Тажутдине Гаджиеве. Обо всех них, с кем прошла моя жизнь и жизнь их бесчисленных героев, в образы которых вложены души моя и ваши».

Бесценен вклад Гамида Рустамова в развитие профессиональной режиссуры Дагестана. Имя его по достоинству золотыми буквами вписано в историю театрального искусства республики. 

Статьи из «Культура»

Яран-Сувар на берегах Невы

4
В историческом парке «Россия – моя история» прошёл праздник, посвященный наступлению весны...

Мой маленький Дагестан…

5
Живописные и графические работы, портреты горцев и виды аулов, национальные наряды и...

Черкеска: красиво и удобно

3
Откуда появилась черкеска? Версий очень много. Одна из них гласит, что ее прототипом являлся...

Веселая постановка с глубоким смыслом

3
В конце марта в Дагестан прибыли более 500 детей из...

Иван Хлестаков из Махачкалы

22
Роль Хлестакова по пьесе «Ревизор» Н. Гоголя в Русском театре имени Горького в Махачкале...

«Апрельский марш» Марата Гаджиева

30
«Каждый должен оставить что-то после себя... Что-то, чего...

Память о героическом времени

18
Близится очередная годовщина Дня Победы, наша республика будет встречать её тематическими...

Письмо к женщине

26
В 1924 году поэт Сергей Есенин написал свое известное стихотворение «Письмо к женщине». Это...

Музыкальные впечатления

7
Дагестанская филармония провела концерт, посвященный 185-летию со дня рождения выдающегося...

Умрет ли писательство как профессия?

6
Сколько сегодня зарабатывают писатели в России? Почти ничего, к сожалению. Более того, сами издательства требуют у авторов...

Призвание дагестанской интеллигенции

13
Дагестан – признанный регион уникальной многонациональной культуры. Её творцом, носителем и распространителем...

Загадочный ашуг с глубоким взглядом

29
Эти пронзительные строчки со смыслом не могут не...