Купить PDF-версию
16:36 | 23 апреля, Вт
Махачкала
X
08:14 04.06.2021

Его формула успеха

«Сколько у вас учеников?» Это первый вопрос, который я задала Арслангерею Хангереевичу Акавову (на снимке) при встрече. «Не сосчитать», – услышала в ответ. Действительно, трудно даже прикинуть число учеников, прошедших его творческую и жизненную школу за 40 лет работы педагогом на художественно-графическом факультете Дагестанского педагогического университета, сценографом в Кумыкском музыкально-драматическом театре.

В его творческом арсенале живопись, станковая графика, акварель, геральдика, промышленная графика, офорт, иллюстрация книг, скульптура, плакат, рисунок, театральные декорации и костюмы. И во всех случаях рядом жаждущие познать новое, немало и тех, кто просто любуется процессом мастерства, перенимает навыки, складывая в свою жизненную копилку.

Когда Арслангерей Акавов с дипломом Ленинградской академии художеств им. И. Репина в 1979 году пришел ассистентом на кафедру рисунка на худграф, в дипломах выпускников была обозначена специальность: учитель рисования и черчения. Учиться на художника одаренные выпускники Дагестанского художественного училища им. М. Джемала, общеобразовательных школ уезжали в вузы культурных центров страны. В Махачкале не было материальной, педагогической базы для обучения академическому искусству. И вот вместе с А. Акавовым на худграфе высадился солидный десант художников, выпускников Репинской академии – З. Мусаев, Ш. Шахмарданов, В. Каллаев, В. Кондрашова, О. Газиев и пополнившие этот ряд из других художественных вузов страны. Появилась возможность принимать абитуриентов на творческие специальности, что и было реализовано через некоторое время.

Арслангерей Хангереевич с головой погрузился в педагогику, наставническую деятельность. Вывозил студентов на практические занятия на природу. Зарисовки удивительных по красоте горных пейзажей, сельских будней аульчан, природные памятники обогащали тематику будущих живописных, графических работ студентов.

– С творческой молодежью худграфа мы объездили практически весь Дагестан, – поясняет А. Акавов, – от высокогорных Ботлихского, Тляратинского районов и ниже до Каспия. Возил я их в музеи Санкт-Петербурга, Москвы, Ульяновска, где студенты могли познакомиться с картинами великих художников – Айвазовского, Репина, Иванова, Рембрандта, Верещагина… с тем, чтобы набраться творческой энергии, познать культуру высокого искусства, вдохновиться новыми идеями. На примере значительных полотен помогал своим ученикам раскрывать характер картин, воспроизводить передачу эмоций. Для меня важно, чтобы они мыслили творчески, через творчество передавали свои идеи, чтобы были созидателями, множили добро.

Его педагогическая деятельность вовсе не перекрывает творческую. В домашней мастерской – множество картин большого формата, частью знакомых по выставкам. Полотна разные по технике исполнения. Разно­образные акварели, навеянные впечатлениями от пребывания в горах, от встреч с друзьями, оставившими след в его жизни. Они энергоемки, эмоциональны, передают настроение. Таковыми являются «Переход бедуинов через пустыню», где люди, закутанные по глаза в белые полотнища от всепроникающего песка, динамично шагающие верблюды объединены одной целью – быстрее пересечь безбрежные просторы красно-желтой равнины, покрытой вековым слоем раскаленной смеси пыли и миллиардов весьма колючих песчинок. А вот другое полотно. Сколько мудрой мысли, жизненного опыта, не дающие проявить себя. Уставшее, малопослушное, оплывшее тело ветерана войны долго не отпускает, вызывая сопереживание, желание подать руку, чтобы помочь выбраться из глубокого кресла. Офорт «Поколение» весь заполнен любовью изображенных бабушки и ее внучки – представителей двух поколений, таких далеких во времени и таких близких душевно.

Замечательно выполненные портреты с конкретными именами фотографично реалистичны, с такими «говорящими» глазами вызывают восторг мастерством художника. На пейзажных полотнах Арслангерей Хангереевич и деревья, воду, скалы наделяет характерами, одушевляя их настолько, что древние дубы в очертаниях ствола имеют пол – женский и мужской, зрителю остается фантазийно дополнить картину какой-либо произвольной историей двух близко стоящих деревьев. Как изменчиво настроение Каспия в разное время суток, в разную погоду на акварельной графике «Утро в порту», «У Чёрных камней», «Берег Каспия», «Туманное утро». Его рукой водят профессиональное мастерство, зоркий глаз наблюдателя, любовь к своему делу и, конечно же, трудолюбие.

Неуемная натура, кипучая энергия не позволяют его 75-летнему телу нежиться на диване или идти на поводу у болезни. Он с раннего детства буквально ищет себе практичные занятия. Школьником из старых, изношенных деталей из вторчермета соорудил велосипед, да такой, что завидовала вся сельская братия Байрамаула, глядя на опрятно окрашенный двухколесный вездеход. Пытаясь постичь неизведанное, Арслангерей, не дождавшись повестки в армию, добровольно пошел служить. Неотрывно от воинских обязанностей окончил школу.

По окончании армейской службы в части отбирали солдат на учебу юридическому делу в институт. Отобранную группу отправили в Ленинград. Любознательный дагестанец решил с товарищами прогуляться по городу, увидел мастерские Академии художеств. Зашел, посмотрел, чем полнится жизнь художников, и … заболел этим делом. Небезосновательно. Еще в школе в родном Байрам­ауле, навеянный патриотизмом молодогвардейцев, написал портреты всех героев, боровшихся с фашистами в тогдашнем Краснодоне. Рисовал самолеты во всех подробностях этой техники, танки с грозными пушками, портреты друзей. Получалось. Хвалили. «Не хочу быть юристом, пойду в художники», – решил только что отслуживший солдат. Во время учебы не гнушался пыльной, грязной работой – был дворником, сантехником. Заработок студенту к стипендии в самый раз, тем более к этому времени Арслангерей уже был женат.

Закалка трудом вела его по жизни, помогала сбываться планам. Так он сам построил дом в Махачкале, определив себе задачу: ежедневно после основной работы укладывать в стены дома по 250 кирпичей. Вот и сейчас живет в большом трехэтажном доме с просторной художественной мастерской для себя, отдельно для студентов, где его ученики под зорким оком наставника, что называется, набивают руку. Дети Арслангерея и его верной супруги Раисы, получив специальность, обзавелись семьями, разлетелись из родного гнезда. Казалось, живи не тужи. Но не­уемность натуры не позволяет сидеть без дела. Что-то достраивает, совершенствует построенное, самостоятельно реставрирует красивый гоночный автомобиль, ухаживает за растениями на приусадебном участке. Вон и черешня спеет, да и в мастерской есть начатые работы.

Но этим интересы заслуженного художника РД не ограничиваются. Арслангерей Акавов – член Союза журналистов, Союза театральных деятелей. Да, да, к театру он имеет самое прямое отношение. Сценография еще одна его специальность. В Кумыкском театре он создал декорации, костюмы действующих лиц не к одному спектаклю за 30 лет работы с разными режиссерами, актерами. И это тема отдельного разговора, требующего определенного исследования, как и его оформление книг – лаконичное, дополняющее литературное произведение новыми красками в характере героев. Он участвовал не только в выставках различного масштаба, но и конкурсах по скульптуре, геральдике. Всем хорошо знакомая эмблема столицы нашей республики тоже дело его рук.

Художественные произведения Арслангерея Акавова находят своего зрителя в Дагестанском музее изобразительных искусств, его работы пополнили частные коллекции любителей реалистического искусства в России, Израиле, Чехии. Это ли не признание его мастерства?!

Статьи из «Выставки»

«Апрельский марш» Марата Гаджиева

34
«Каждый должен оставить что-то после себя... Что-то, чего...

Память о героическом времени

25
Близится очередная годовщина Дня Победы, наша республика будет встречать её тематическими...

Жизнь в моменте

55
Портреты, портреты, портреты… Давно всем известно, что в творчестве Камиля Чутуева они...

История в картинах

235
Автор и куратор собственной выставки в Махачкале Амирхан Магомедов – народный художник РД,...

Планета Дагестан

14
В московском Доме кинематографистов открылась фотовыставка под названием «Нити». Автором...

Планета Дагестан

759
В московском Доме кинематографистов открылась фотовыставка под названием «Нити». Автором...

Снятию блокады посвящается

9
Дагестан продолжает отмечать одну из самых важных дат Великой Отечественной войны – 80-летие...

Особенный Расул 

22
С помощью красок и карандашей особенные и слабовидящие дети попытались рассказать о том,...

История на холсте

17
Дагестан с его историей, культурой и традициями – центральная тема произведений молодой...

Со спицами и пряжей

72
В фойе Национальной библиотеки им. Р. Гамзатова слышен манящий голос. Вслушиваясь в песню, ты...

Чтобы прошлое не уходило безвозвратно

30
Он начал рисовать еще ребенком. Большое влияние на...

Та, что к солнцу поднялась!

25
Юбилейная ретроспективная выставка, посвященная 120-летию со дня рождения известной русской,...