Эта особая Фазу
Она родилась в холодный декабрьский день и ушла суровой зимой, когда взметаемая ветром снежная пыль безудержно осыпала ледяными крупинками ее близких, друзей, коллег, всех, кто пришел проститься. Это была ее 83-я зима… Эта зима оказалась для нее последней. И смерть она приняла достойно, как и жила – гордо, мужественно. Всего лишь миг…
От роду поэт, Фазу прожила словно горный полевой цветок, распустившийся на заре безудержно яркими красками, повторить которые невозможно…
Поэт-лирик, философ, гражданин… Ее четко выраженная гражданская позиция вобрала в себя народное понимание правды, часто жесткой, бескомпромиссной, отсекающей, словно скальпель, все наносное.
Сохраняя внутреннее достоинство, потомок гордых узденей, поэтесса вызывала восхищение внутренней убежденностью в правоте, несгибаемой волей, бесконечным терпением, безмерной добротой и состраданием, средоточием духовных, нравственных ценностей, идеалов.
Уже будучи прозаиком, поэтом, известным на весь мир, она не уставала искренне, как ребенок, поражаться величию природы, воспевая аскетичную красоту скал, родников, берущих начало с горных вершин. Казалось, она и сама – парящая в небесах необыкновенная птица, стремящаяся ввысь.
Какой она была? Великим учителем, а еще книгой жизни, которую можно читать, сколько живешь, и находить в ней все новые краски, изреченную мудрость, поэтическую прозорливость.
Трудно сказать, в чем больше состоялся поэт – в прозе, поэзии, а может, в публицистике. Ее отточенное перо в равной степени совершенно в любом жанре, в чем может убедиться и ее преданный читатель, и тот, кто впервые возьмет в руки томик произведений. Тонкий лирик, романтик, страстный патриот и гражданин. Творчество Фазу Алиевой не поддается однозначной характеристике.
Яркая, неординарная, она поражает воображение читателя необычайной образностью поэтических строф, метафоричностью стиля. Сюжетная канва ее произведений отличалась искусной работой мастера, не допускающего ни одной неточной линии, узелка ни с изнанки, ни с внешней стороны поэтического, прозаического полотна.
А характеры главных героев, сюжеты, кажется, были сотканы из ярких, обжигающих метафор, аллегорий – гулкого эха первозданного леса, клекота горных орлов, одиноко парящих в высоте, всего того, что на протяжении веков формировало уклад жизни необыкновенных людей – гордых, мужественных, впитавших от древней земли мудрость и силу, самоотверженность и любовь к такой скупой, каменистой, но такой дорогой земле предков.
Какое произведение поэта, писателя ни возьми, Фазу вплетает в сюжетную нить неповторимые, самобытные характеры, каждый из которых – кладезь народных притч, преданий, исторического своеобразия прошлого, родовых корней многонационального горного края, образующего необыкновенную языковую палитру народов Дагестана.
Олицетворение горянки, матери, поддерживающей огонь в сакле, чтобы не разрушить очаг, поэт, прозаик призывает сохранять адаты, что твердо соблюдались каждым, кто жил на невиданной высоте, кто растил сады на скалах, кто собирал хлеб на рукотворных террасах, созданных руками человека. Словно таинственный амулет, обладающий необыкновенной, чудодейственной силой, Фазу поэтическим слогом оберегала горный край от напастей, врага, как это было в 1999 году, когда в Дагестан пришли завоеватели, пытавшиеся его покорить.
Кизляр, Первомайское, Ботлих, Буйнакск, Каспийск… Казалось, кровоточащие раны были нанесены самой поэтессе. Боль читалась в ее глазах. Но слог ее стихов, чеканный, суровый, как шаг солдата перед боем, был словно приказ – изгнать врага с земли предков.
На военном вертолете Фазу не раз летала на самые опасные участки, где шли тяжелые бои, чтобы поддержать российских солдат, дагестанских ополченцев силой материнского слова. Боялась ли она за свою жизнь? Наверное, боялась, она ведь была просто человеком. Но никогда не показывала страха, скорее, поддерживала других. Великий материнский инстинкт двигал ею, управляя эмоциями, характером, взрывным, импульсивным. Она могла быть и жесткой, и сдержанной, и хладнокровной, и непреклонной.
В произведениях Фазу Алиевой женщина-мать, сестра, жена – национальный, народный идеал. А внутренний мир героинь наполнен бесконечным терпением к жизненным трудностям, которые она с достоинством переносит. Пунктирной линией через все ее произведения, а их только прозаических более ста, проходит повествование о простом человеческом подвиге, которому нет цены.
Крупный поэт, прозаик ХХ-го столетия… Количество произведений поэта, писателя перевалило все мыслимые тиражи изданий на сотнях языков мира. При этом Фазу Алиева много лет возглавляла Комитет защиты мира, Союз женщин республики, отдавая общественной деятельности немало времени. Не считаясь с жестким рабочим графиком, принимала женщин, искавших защиту у человека, авторитет которого открывал любые двери. И она решала самые сложные вопросы в трудные 90-е, когда многие дагестанцы оказались в растерянности, а власть не всегда могла дать четкий, вразумительный ответ в решении социальных проблем.
Много лет Фазу Алиева руководила журналом «Женщина Дагестана», создав уникальный творческий коллектив, который объединял настрой на сохранение традиций, обычаев, что связывали народы Дагестана единой корневой основой, мировоззрением, традиционно отличавшим горцев. Активная жизненная позиция нашла отражение в ее деятельности в Общественной палате РФ, где Ф. Алиева в государственном масштабе решала социальные, вопросы правозащиты.
И сегодня миротворец, поэт, женщина, мать, Фазу Алиева остается для современников мерилом верности идеалам, не давая сбиться с пути, утерять духовные, нравственные ориентиры.
Прослеживая творческий путь поэтессы, осознаешь предопределенность ее судьбы. Свои первые стихи «странная» горская девочка с косичками, убегавшая в горы, чтобы впитать всю красоту и величие природы, написала еще в первом классе. Они были опубликованы в стенгазете маленькой сельской школы. Тогда первая проба пера вызвала негативную реакцию ее родных, не понимавших, в чем ее особенность. Но стала той путеводной звездочкой, что повела по жизни, в которой ей пришлось многое испытать, обретя бессмертие.