Горцы Орловского
В коллекции Дагестанского музея изобразительных искусств находятся две акварельные работы Александра Осиповича Орловского: «Восточный воин», «Кавказский всадник» и карандашный рисунок «Черкес».
В работе «Восточный воин» изображен черкес в боевом облачении, вооруженный луком и колчаном со стрелами, верхом на скакуне, из-под копыт которого поднимается пыль. Художник наделяет воина чертами преследователя, но не настигнутого, ведущего, но не ведомого.
В произведении «Кавказский всадник» художник передает образ бесстрашного горца — воина. Решимость и непоколебимость сквозят во взоре черкеса, твердость духа его сравнивается со скалами и каменными валунами подле копыт коня. Надвигающиеся облака символизируют приближение неведомых сил.
Обе эти работы объединяют образы горцев. Сюжеты так популярные в то время. Пейзажи со скалами, поросшими диким кустарником, и гонимые ветром мрачные тучи рождают на этих картинах ощущение настороженности и надвигающейся бури.
Искусство Александра Осиповича Орловского, поляка по происхождению, большую часть жизни прожившего в России, тесно связано с художественной культурой двух стран. Родился он в 1777 году в г. Варшаве, позже семья перебралась в г. Седлец, где отец содержал гостевой дом.
Первые шаги Орловского на художественном поприще совпали с национально-освободительным движением в Польше. Александр поступил в ряды солдат, принимал участие в сражениях, был ранен и вынужден возвратиться в Варшаву. Орловский любил смену впечатлений, много и охотно путешествовал, все необычное, яркое, экзотическое неудержимо его влекло, возбуждало творческое воображение.
В 1802 году А. Орловский приехал в Петербург, где прожил до конца жизни. В России он обрел новую родину. Свободолюбивые взгляды двадцатилетнего молодого человека нашли здесь благоприятную почву. Он познакомился с передовыми людьми русского общества: А.Пушкиным, П.Вяземским, Д.Давыдовым, И.Крыловым, которые любили и ценили его. Крылов заказывал художнику иллюстрации для издания своих басен, кроме того, Орловский исполнил портрет знаменитого баснописца. Орловский много путешествует с Нарышкиным, его «Типы русских людей» и «Сцены русской жизни» выходят несколькими изданиями во Франции, Англии и Германии. В 1809г. за картину «Бивак казаков» Орловский признан академиком.
Художник одним из первых в России обратился к технике литографии как баталист, из-под его резца, начиная с листа «Всадники» (1816 г.), выходят великолепные произведения. Огромный успех имели два больших «Русских альбома» (1826 г.) и позже «Коллекция Орловского». В его рисунках и литографиях получила отражение зрелищная сторона жизни столицы и быт русского народа: «Бега на Неве», «Нищие крестьяне у кареты». Являясь талантливым рисовальщиком, Орловский создал многочисленные карандашные, акварельные, постельные произведения романтического характера. Недаром А.С.Пушкин посвятил ему в своем бессмертном произведении «Руслан и Людмила» строки: «Бери свой быстрый карандаш, рисуй, Орловский, ночь и сечу!».
«В частной жизни Орловский был чудаком, имел пристрастия к азиатским костюмам и летом постоянно одевался черкесом», – вспоминали о нем его современники. Очень рано заинтересовался Орловский народами, населяющими горные районы России. Жизнь горцев давала ему возможность как художнику развернуть свое знание батального искусства. К 1805г. относится наибольшее количество рисунков с изображением всадников-черкесов. Художник воспевает в образе своих героев бесстрашный и вольнолюбивый дух горцев. Темпераментной, широкой кистью рисует он черкесов в кольчугах и шлемах, вспененных коней.
В изобразительном искусстве России XIX века Орловский оставил заметный след. Им исполнено несколько тысяч произведений. Имя свое Орловский прославил прежде всего как мастер рисунка и литографии.