… И бурные аплодисменты
«Прекрасная Галатея» – это древняя и вечно юная история о статуе, оживленной силой великого таланта и великой любви. Любовь всемогуща, ей под силу оживить каменное сердце! Об этом волгоградцам поведал коллектив Дагестанского театра оперы и балета, побывавший на гастролях. Махачкалинцы уже видели этот спектакль и были приятно удивлены замечательным дебютом молодых вокалистов, пополнивших труппу театра в этом году.
– Поздравляю вас, надеюсь, с удачными гастролями, – говорю главному режиссеру театра Александру Прасолову.
– Спасибо. Мы ваши надежды оправдали (смеется). Нас принимал волгоградский зритель, сказать тепло – это ничего не сказать. Полный зал, бурные аплодисменты по окончании постановки, одобрительные возгласы, горячий прием всего состава «Царицынской оперы», где мы выступали, – это очень приятно, воодушевляет на дальнейшую работу.
– С чем поехали в Волгоград?
– Мы хотели, чтобы с нашим искусством познакомилось как можно больше зрителей этого легендарного города. Поэтому повезли музыкальные спектакли: для взрослых – «Прекрасную Галатею» Франца Зуппе и для детей – «Кота в сапогах». Оба произведения с хорошей историей, давно и успешно идущие на сценах мира. Добрые, жизнеутверждающие спектакли так нужны зрителям.
– Для молодых, участвующих в постановках, – это серьезный экзамен. Зритель в Волгограде, видит немало гастролирующих театров, да и свой театр «Царицынская опера» имеет неплохой рейтинг. Его замечательные солисты – наша землячка Юлия Почкалова, Роман Байлов – знакомы дагестанским любителям классической музыки, они пели на нашей сцене и по праву были достойно оценены. Волновались?
– Конечно, мы все волновались, тем более что перед нами показывал свои оперные спектакли Донецкий оперный театр. Мы же поехали с камерными, где малое число действующих лиц, без масштабных декораций, что обусловлено скромными средствами, отпущенными на гастроли. А в постановке «Кот в сапогах» некоторые актеры исполняли по две-три роли. Было, конечно, боязно выходить на сцену сразу после масштабных работ Донецкого театра. Но наши опасения оказались напрасными.
– Что дают гастроли в их творческом восприятии для коллектива театра, для вас как режиссера?
– Ввиду, как я уже говорил, малых расходов на гастроли мы были в Волгограде всего два дня. День – репетиции, другой – показ. В день мы дали оба спектакля: днем – для детей, вечером – для взрослых. Поэтому лишь ознакомились с театром и сразу поехали к грандиозному комплексу, посвященному Великой Отечественной войне и ее героям. Впечатление незабываемое. Многие расстроились – такое эмоциональное воздействие имеет этот мемориал. Что касается театра, то во многом мы позавидовали волгоградцам. «Царицынская опера» имеет свое, недавно построенное здание со всеми службами, хорошие условия для работы актеров, репетиций. Хотя, надо сказать, всем театрам в стране в условиях жесткой экономии нелегко. Но все познается в сравнении.
В творческом аспекте мы поделились планами взаимного сотрудничества, говорили о возможном совместном проекте – постановке в нашем Театре оперы «Кармен» с солистами «Царицынской оперы». Об этом мечтает и дирижер оркестра Валерий Хлебников.
Гастроли – это всегда эмоциональная встряска творческого состава театра, общение с другими артистами, музыкантами, смена впечатлений. Гастроли нужны.
– Не могу вас, Александр Юрьевич, не спросить о следующем. В эти дни на заседании Совета по культуре при Президенте страны обсуждался вопрос о новом законе о культуре. Я так поняла, что даже готов его проект. Какие бы предложения вы внесли в этот документ?
– Сейчас в Волгоград наш театр ездил по программе федерального Центра поддержки гастрольной деятельности «Большие гастроли». Хорошо, что существует такая программа, мы подали заявку на гастроли в 2018 году. Но этого недостаточно. Нужно больше внимания театрам со стороны государства.
– Финансового. Но денег никогда не будет столько, сколько хочется, а работать надо…
– Не только финансового внимания. Необходимо воспитание молодого поколения театром. Ведь театр – мощный воспитатель, показывающий саму жизнь, формирующий мировоззрение, правильное общение, учит литературному языку… Воспитанный человек, в том числе театром, никогда не возьмет в руки оружие, в нем превалирует гуманное начало. Роль театра в нашей жизни велика, и это надо понимать.