Эхо, щемящее сердца

Расул Гамзатов когда-то написал в своей прозаической книге, что сто лет назад в Дагестане насчитывалось полтора миллиона жителей, и теперь, спустя сто лет, всё равно полтора миллиона. Это при том, что в Дагестане традиционно большие, многодетные семьи. Где народ? Везде! Всюду! По всему миру разлетелись свободолюбивые горные орлы!
Я вдоль и поперёк объездил полмира и встречал земляков и у подножия Холма Монмартр в Париже, и на золотых приисках Якутии, и в городе Гаджиево Мурманской области, который носит фамилию нашего земляка, Героя Советского Союза, капитана 2-го ранга Магомеда Гаджиева. И всегда убеждался: где бы ни был дагестанец, он никогда не забывает свои корни, свой гордый и талантливый народ, свой родной Дагестан. И любит, и тоскует, и слушает эхо, раскатами отзывающееся в наших сердцах, эхо, исходящее из наших корней. Не все мы, увы, обладаем талантом поэта, чтобы воспеть это…
А вот Хизри Асадулаев не только наделён этим талантом, но и наполнен безгранично большой любовью к своим корням, к родному Дагестану, к родной Карате, что застыла высоко в горах между гор в своем многовековом философском раздумье.
Я дома, в Минске… Чту свою мечту.
Гляжу в окно и вижу… Карату.
Вот она, любовь к своей Родине, к своим корням. Сборник избранных стихов Асадулаева «Эхо корней» является моей настольной книгой. Я её читаю и перечитываю, когда на душе у меня тепло, когда тоска по Родине играет на минорных струнах моей души, когда впадаю в безрассудное детство, и весёлый азарт овладевает мною; когда хвастаю перед друзьями своим талантливым и гордым народом, размахивая перед их носом сборником стихов Асадулаева, и становлюсь в эти минуты выше ростом и богаче в душе. И есть чем хвастать, чем гордиться за своего земляка, талантливого скульптора, художника, композитора и, без всякого преувеличения, гениального поэта!
Я много читал Расула Гамзатова. В домашней моей библиотеке на видном месте стоят его книги разных лет издания. Как великий поэт выразил любовь к родному Дагестану, столь же тонко, столь же объёмно, столь же чувственно сделал это и Хизри Асадулаев к колыбели своей. Не зря говорят, что «лицом к лицу лица не увидать. Большое видится на расстояньи». Я бы сказал, что не только видится, но и чувствуется на расстоянии и большое, и родное намного острее, теплее, оттого и течёт талантливая река поэзии из сердца большого поэта, до краёв наполненного любовью к родному горному воздуху, родной земле, родному солнцу в Карате.
Мой отчий край! Я здесь, я снова тут…
Шепчу слова любви родному краю.
По-каратински птицы мне поют,
Я по-каратински им отвечаю…
Вот она, поэтическая метафора высокого полёта, вот оно, тонкое чувство любви, когда автору кажется, что даже птицы ему вторят на родном ему языке; когда родной воздух, которым дышали его предки, его мать и отец, наполняет его лёгкие ещё большей любовью из благодарности к его любви к истокам, к памяти об отчем крае; когда и солнце становится ближе и теплее в каратинских горах; когда даже извилистые горные тропы выпрямляются под ногами талантливого земляка. Эти чувства близки и понятны и мне, этническому дагестанцу, давным давно заблудившемуся в жизни и судьбе; они вызывают у меня и тоску, и радость. Тоску, когда думаю о родных, о моей большой и дружной семье там, на родине, на Кумыкской равнине. Радость же вызывает ощущение, будто ты побывал дома, когда читаешь поэзию Асадулаева. Надеюсь, нет, даже верю, что я не одинок в своих чувствах и мыслях, наполняющих мой внутренний мир от чтения его произведений.
С точки зрения поэтического ремесла у Хизри Асадулаева нет предпочтения определённой формы изложения своих мыслей, своих чувств в стихах. Он одинаково успешно пользуется и двусложным ямбом, и трёхсложными формами стихосложения. И практически любое его произведение можно положить на музыку, и оно может звучать и как вальс, и как народная песня. А вот поэма «Горская быль» – это чистейшее либретто для оперного театра, если её немного расширить. Кто знает, может, кому западёт в душу тема – она нынче актуальна.
Само творчество Асадулаева похоже на величественный дуб, который питается мощными корнями из плодородной Каратинской земли и раскидывается четырьмя равновеликими ветками таланта на огромное пространство от дагестанских гор до белорусских болот. Причём сплетены эти ветки, дополняя друг друга, от короны и до самой вершины, будто хотят опередить других в своём притяжении к солнцу. Ветка скульптора посеяла свои плоды не только в Беларуси и Дагестане, но и во многих странах ближнего и дальнего зарубежья; ветка поэзии, будто споря с веткой скульптора, пробивается всё выше и выше, толкаясь локтями и уже охватывая всё больше пространства с целью достучаться до сердец разбросанных по всему миру земляков, напомнить нам, что мы оттуда, что корни наши остались там и что без корней человек, так же, как и дерево, не может жить, дышать, питаться, расти. И что в сердцах наших должно звучать эхо корней, как звучит оно в сердце большого поэта Хизри Асадулаева – певца гордого, талантливого и достойного дагестанского народа.
Статьи из «Культура»
Великому подвигу посвящается!

Гений танца

Он живёт балетом

Мечтал устроить рай на земле

Покорили сердца петербуржцев

Мы пишем летопись Победы!

Линия плюс форма

Наш ответ «Османам»

Победный месяц

История Дагестана и музей

Она считала себя гусаром
