Купить PDF-версию
18:57 | 24 апреля, Ср
Махачкала
X
10:13 22.03.2023

Математик, педагог, новатор

Абдулахад Нюдюрмагомедов, доктор педагогических наук, профессор ДГУ
Выпуск - 2023 № 62
58

В наше неспокойное время не часто можно встретить человека высокого звания, увлеченного своим делом, у которого в приоритете приносить своему народу как можно больше пользы. Одним из таких людей можно назвать заслуженного учителя Республики Дагестан, кандидата педагогических наук Сефибекова Сефибека Рамазановича, который 58 лет неустанно трудится учителем Кашкентской средней школы Хивского района нашей республики.

Всю свою сознательную жизнь он рассматривает математику как средство развития интеллектуальных способностей школьников и приучает их к преодолению трудностей в своей жизни. На его уроках ученики стараются понимать математику как отражение трех сторон реальной жизни: количества, формы и отношений. За отвлеченными математическими знаниями он показывает учащимся пути слежения мысли за математическими конструкциями. Логичные математические рассуждения учащихся он пытается связать с мыслями, стилем мышления и жизненными планами своих подопечных.

Учитель не только стимулирует, поддерживает и направляет мыслительную деятельность учащихся, но и сам непременно следует по исследовательскому пути. Сефибек Рамазанович опубликовал более 150 научных статей в журналах «Математика в школе», «Квант», «Математика. Всё для учителя», «Фонд ХХI века», «Современный урок». Работая школьным учителем, он защитил кандидатскую диссертация на тему «Формирование элементов исследовательской деятельности школьников по математике на основе авторских разработок «За страницами школьного учебника», в которой обобщил свой опыт и обозначил перспективы реализации развивающей функции математики как учебного предмета. Сейчас он продолжает свою поисковую деятельность и готовит к защите докторскую диссертацию на основе опубликованной монографии «Психолого-педагогические условия развития математического образования старшеклассников в инновационной школьной среде».

Эта монография объёмом 172 страницы издана в Нижнем Новгороде в 2014 году.

В образовательных реформах, проводимых в России в последние годы, особое внимание уделяется инициативе педагогов в создании авторских идей, учебных курсов, инновационных методик и средств учебно-воспитательного процесса. Анализируемая монография является результатом такой инициативы и креативной самореализации учителя сельской школы, которая заслуживает поддержки и высокой оценки. В своей книге С. Р. Сефибеков убедительно обосновывает необходимость перестройки изучения математики с формально-логической структуры на раскрытие её развивающей функции. Свой инновационный подход и оптимистичность выдвинутой и реализованной в книге идеи он обосновывает анализом историко-педагогического, концептуального и инновационного аспектов развития математического образования. В результате такого анализа автор приходит к выводу о том, что в современных условиях недостаточно овладение формальными математическими знаниями, а необходимо направить математическую деятельность на мобилизацию внутреннего интенционального и интеллектуального потенциала каждого школьника для развития их мыслительных процессов.

Одним из более продуктивных аспектов такого подхода к изучению математики в школе С. Р. Сефибеков предлагает привлечение всех школьников к участию в свободно реализуемых и формально не аттестуемых элективных курсах. В этих целях он разработал и ряд лет реализует элективный курс «Решение математических задач методом поэтапного формирования и развития умений». Содержание курса основано на разработанном им новом уникальном методе последовательности при решении алгебраических и геометрических задач. В монографии этот метод представлен как в теоретическом обосновании, так и приложением к решению ряда практических задач по алгебре и геометрии. Анализ предложенного материала дает основание считать С. Р. Сефибекова креативным, увлечённым математикой и компетентным в области своей специальности педагогом и одновременно учёным–математиком. Такие качества учителя непременно становятся ярким примером для учащихся, будут стимулировать и поддерживать их инициативу, оперативность реакции и поисковые умения.

В монографии автор не только теоретически описал и обосновал подход к важности реализации развивающей функции математики, но предложил ряд рекомендаций к подготовке учителей к разработке и реализации свободных элективных курсов, значительно расширяющих влияние математики на общее развитие учащихся, профильных и непрофильных классов в школе.

Работая начальником отдела образования Хивского района, я лично знаком с инноваторскими идеями С. Р. Сефибекова. Его ученики являются традиционными участниками и победителями математических олимпиад, что можно считать результатом внедрения его идей в практику изучения математики в своей школе. Его старания и интеллектуальный потенциал заслужили внимание на разных уровнях управления образования, он является заслуженным учителем РД, почётным работником общего образования РФ.

Считаю, что монография С. Р. Сефибекова «Психолого–педагогические условия развития математического образования старшеклассников в инновационной школьной среде» заслуживает присуждения Государственной премии РД в области науки, а его инновационный опыт – распространения и внедрения в массовой школе республики.

Похожие

Герои моего времени

32
Человек, гражданин, журналист, чьё имя не нуждается в комментариях, написал новую, уже пятую...

Книги делают нас лучше

10
Самуил Яковлевич Маршак, известный советский поэт, говорил: «Что бы вы ни делали, чем бы вы ни...

Дарим книги с любовью

16
Этот молодой праздник отмечают не только в России, но и в других странах. Книголюбы по всему...

Следуя пути Искандера

20
В современной литературе конкурсы стали одним из эффективных средств выявления талантливых...

Исследование социолога

17
В махачкалинском Издательском доме «Дагестан» вышла в свет монография «Исламское сознание...

…И невероятная сила слов

87
С начала XXI столетия расширение «поэтического взгляда» на мир явилось важной особенностью современной кумыкской поэзии. Стремясь глубоко исследовать жизненные...

…И рейхстаг под его сапогами

32
Великая Отечественная война остается задевающей сердце болью, а душу – воспоминаниями....

Если настанет час испытаний

37
Я неожиданно для себя в интернете увидел презентацию книги народного поэта Дагестана Залму...

История романа

177
На недавнем торжественном мероприятии, посвящённом 105-летию нашей газеты, была презентована...

Хрусталь счастья, осколки вины…

36
Комиссией по Государственным премиям при Главе РД в...

Статьи из «Культура»

В ее руках гармонь оживает

4
К ним в гости в Агачаул часто приезжали из города друзья семьи, кунаки, устраивали...

Как Бельмондо спас Делона

7
Когда я учился в Литературном институте, к нам приходил в гости французский актер и режиссер...

Лермонтов и Темир-Хан-Шура

50
В 1814 году родился один из выдающихся поэтов России Михаил Лермонтов. Почти половину своей...

Яркая звезда по имени Фазу

24
Имя Фазу Алиевой золотыми буквами вписано в историю классической советской литературы. Она...

Театральный мост перекинут

115
Артисты Салаватского государственного башкирского драматического театра прибыли в...

Музыка Баха даёт надежду

4
На этой неделе в Махачкале­ стартовал XVII Между­народный музыкальный­ фестиваль...

Иван Хлестаков из Махачкалы

43
Роль Хлестакова по пьесе «Ревизор» Н. Гоголя в Русском театре имени Горького в Махачкале...

Хранитель памяти

15
Работая в Центральном государственном архиве республики и собирая материал для...

Яран-Сувар на берегах Невы

10
В историческом парке «Россия – моя история» прошёл праздник, посвященный наступлению весны...

Мой маленький Дагестан…

43
Живописные и графические работы, портреты горцев и виды аулов, национальные наряды и...