Кора дерева скрывает шедевры
Республика в ожидании особого события в культурной жизни – Международного фестиваля «Горцы», который по традиции включает несколько мини-фестивалей: «Поэзия народного костюма», «Пехлеваны», «Кавказ мастеровой» и другие подпроекты, рассказывающие о талантах народной культуры.
Чтобы интерес к народному творчеству, традициям, обычаям не угасал, плотно вошел в нашу жизнь, Республиканский дом народного творчества в рамках фестиваля «Горцы» и Международного совета по координации деятельности муниципальных культурно-досуговых учреждений – центров традиционной культуры организовал мастер-классы по народным ремеслам в Махачкалинской школе-интернате № 4 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Этот долгосрочный проект направлен на художественно-эстетическое воспитание детей, пробуждение интереса к творчеству, которым занимались несколько поколений аульчан в прошлом.
Цикл мастер-классов начался с рассказа о древнем искусстве резьбы, насечке металлом по дереву. Вел его мастер художественной обработки дерева из Унцукульского района Магомедали Магомедалиев. Известный в республике и за ее пределами умелец в этот день привез с собой готовые изделия: шкатулки, вазы для цветов, солянки, карандашницы, а также необходимые инструменты и материал: резец, молоток, ножницы, мельхиоровые пластинки, пчелиный воск.
Магомедали рассказал детям много интересного из истории этого уникального промысла – унцукульской орнаментальной насечки металлом по дереву. Дети узнали, что в 1921 году делегацию из Дагестана принимал в Кремле В.И. Ленин. В подарок ему унцукульские мастера привезли чернильный прибор, который и по сей день хранится в музее.
Дети с большим интересом рассматривали готовые изделия, задавали множество вопросов: что за дерево, как можно добиться такой гладкой поверхности, для чего применяется тот или иной инструмент. Удивлялись и восторгались изяществом изделий.
Мастер охотно объяснял и показывал, для чего нужен в работе пчелиный воск. Оказывается, резец, натертый воском, мягко входит в дерево. Магомедали рассказал, что не так просто добиться желаемой гладкости изделия: для этого нужно покрыть его лаком 7 раз, и на каждый слой уходит целый день. В общем одно изделие изготавливается от нескольких недель до нескольких лет – в зависимости от сложности работы, от дерева, объема выполняемой работы и размера самого изделия.
Внутреннюю поверхность мастер не всегда покрывает лаком, иногда – пчелиным воском, сквозь слой которого видна естественная фактура дерева. Этим приемом он стал пользоваться после того, как на разных выставках к нему неоднократно подходили с вопросом: «Это пластмасса?»
Из заготовки на токарном станке умелец вытачивает нужную форму, сверлом снимает «внутренности» готового изделия и оставляет в опилках, чтобы оно высохло дедовским способом. Потом наносятся орнамент или же геометрические узоры с соблюдением всех правил. Дальше – прожигание, сверление, полировка, шлифовка, покраска и так далее.
— Этим ремеслом в нашей семье занимаются в 5-6-м поколении. Наш род называется «Анчи», придуманный дедушкой. (В переводе означает «вспаханное поле»). В моей семье этому ремеслу учатся дети (две дочери и сын), так что есть кому передать древнее ремесло предков, — рассказывал Магомедали. В ходе мастер-класса дети узнали, что работы Магомедали Гусейновича находятся в разных музеях мира: шахматы – в Италии, матрешка – в Голландии, инкрустированная черепаха – в музее игрушек Москвы. Детям было интересно узнать, что мастер побывал во многих странах и у него дома, в Унцукуле, бывают гости из Америки, Швейцарии. «Работы очень красивые, будто из сказок», – удивлялся ученик 4 класса Ахмед Гаджикурбанов.
«Визитные карточки» унцукульских мастеров – трости, делаются из кизилового дерева. При нагревании в специальной печи древесина становится мягкой, послушно гибкой, несмотря на то, что кизил относится к самым твердым породам дерева. Ребята на уроке мастера пробовали сами сделать нехитрые операции обработки дерева.