Купить PDF-версию
10:16 | 19 апреля, Пт
Махачкала
X
08:26 19.02.2021

Нарисуй хоть заваркой, главное – посыл!

Ислам Ахмедов
Выпуск - 2021 №№ 33-34
253

Современным художникам больше не нужно бегать по магазинам и искать ту самую краску цвета грязной каспийской волны или редкую кисть из шерсти гунибского единорога. Да и ещё стоять измазанными во все цвета спектра перед огромным мольбертом. Потому что развитие технологий подружило компьютеры и искусство.

Электронный планшет и стилус – вот основные инструменты современного художника. Цифрового художника. Такого как Ася Джабраилова. Она – иллюстратор и аниматор. Рисует для детских книг и социальных проектов, а также портреты друзей. А ещё Ася объяснила, что это за зверь такой – цифровое искусство.

– Вроде бы и ясно: если цифровое, то заточенное под компьютер. Но какая всё-таки главная разница между традиционным рисованием и цифровым? Неужели эти непонятные люди, художники, переложили все свои обязанности на девайсы, а сами только и делают, что пьют игристое да томно вздыхают, провожая закаты?

– Для тех, кто особое внимание уделяет традиционным техникам и разбирается в них, разница может быть очевидной, но большинство людей понятия не имеют, с помощью чего достигается тот или иной эффект на картине.

Для меня первозадачей в рисовании является выражение идеи, которая пришла здесь и сейчас. Я думаю о том, как бы быстрее и эффектнее запечатлеть её. Если я буду раскладывать масляные краски, подготавливать холст и прочее, на это уйдёт драгоценное время, и впечатление будет утеряно. В этом плане компактный айпад, который всегда под рукой, очень удобен. Ещё одно преимущество – рентабельность, как ни странно. Особенно на первых порах, когда заказчик просит внести правки. В «цифре» гораздо легче и быстрее править заказы, нежели тратить бумагу, краски и другие материалы. Ну и главное преимущество – не нужно иметь отдельную мастерскую, можно даже рисовать в дороге. Минусы цифрового рисования: устают глаза. Все до сих пор думают, что это айпад за тебя рисует.

– После твоих слов можно подумать, что обучиться диджитал рисованию легче, чем традиционному.

– Обучиться рисованию в «цифре» ни разу не легче, чем на бумаге. «Цифра» сложнее, потому что, помимо самого обучения рисованию, попутно нужно изучать функционал программ, как они работают. Легкость «цифры» состоит опять же в экономии времени: если есть какая-то ошибка в рисунке на бумаге, зачастую приходится брать новый лист либо переделывать рисунок, задевая правильные элементы. Но для художника опытного, который редко совершает грубые ошибки, это преимущество несущественно. Он скорее использует возможности «цифры» не для сокрытия своей технической неопытности как новички, а для того, чтобы придумать что-то новое. Крутое использование текстур, коллажей, готовых кистей рождает новые техники в «цифре», а то и новые направления.

– Наверное, тяжело переходить с привычного рисования на цифровое? Помнишь свои переживания?

– Абсолютно не испытывала никаких переживаний по поводу работы в «цифре», так как я была увлечена идеей и ее реализацией. Переживала только за то, насколько хорошо я отобразила суть. Переживания были тогда, когда я сходила пару раз с предложениями взять мои цифровые работы на выставки, но их вежливо откладывали в сторону, предварительно вглядываясь и корябая пальцем холст – «это фотошоп?». Якобы на следующую выставку повесят. Приходилось объяснять, что это я тоже руками рисовала, просто вместо бумаги у меня был экран планшета. Тогда посещали мысли, чтобы плюнуть на все и организовать свою выставку без всяких одобрений. Теперь у меня есть такая возможность, есть своё пространство для этого. Но охоты большой нет. Сейчас радует, что молодые студенты художники активно осваивают цифровое рисование. Я в своё время даже не знала, с кем это все обсуждать, в моем окружении в этом разбирались 1-2 человека. Опять же, в картинах я ценю идею, посыл и энергетику, чем бы ни было нарисовано, хоть заваркой.

– Какова роль самой техники в цифровом искусстве? Дороговизна планшета на что-то влияет или можно купить самый дешёвый и стать цифровым Сальвадором Дали?

– Мы все понимаем, что качество техники влияет на качество работы. Точно так же, как качество продуктов влияет на вкус еды. Но какой бы ни был крутой планшет (а цены их могут доходить до заоблачных цифр), за тебя он работу не сделает.

Я начинала со средней цены Wacom’а (электронный графический планшет. – Прим. авт.). Последние два года я работаю на IPad Pro, и технически это гораздо приятнее, чувствительнее, аккуратнее, эргономичнее. Если спрашивают, то советую начинать с дешевых моделей, постепенно пересаживаясь на продвинутые модели, по финансовым возможностям.

– Традиционный рисунок и живопись сдают свои позиции, уступая цифровым, или всё-таки они будут жить «долго и счастливо»?

– Ценители традиционной живописи будут всегда. Возникновение нового не значит исчезновение старого. Не нужно думать об этом как о вымирающем виде. Просто цифровое рисование сейчас более коммерческое, очень связанное с дизайном. К тому же его проще выложить в сеть – оно уже адаптировано. Поэтому оно у всех на виду и на слуху.

– Почему ты, подобно многим популярным сетевым художницам, не завела ещё YouTube-канал, где делилась бы своим творческим житием-бытием? Или не думала ещё об этом? И где ещё тебя можно найти, кроме как в Инстаграме?

– Быть блогером – это особый навык. Если раньше я старалась постоянно вести группу ВК (Вконтакте – социальная сеть), иногда снимала свои скетчбуки и процессы рисования, то сейчас времени совсем на это нет. До недавнего времени я и мои коллеги отдавали всё своё время мастерской «Артхаус», её развитию. Сейчас моё время занимает ребёнок. В планах, конечно, есть развитие соцсетей, без этого можно кануть в Лету. Да и заказы регулярные я получаю благодаря соцсетям. В основном я сейчас в Инстаграме: _asya._d._, паблик ВК заброшен, точно так же, как и аккаунт на ArtStation и Virink (специальные виртуальные пространства для сообщества художников. – Прим. авт.). Но это временно!

– Твоя история – это классическое «я с детства любила рисовать и поэтому поступила в художественное училище» или же были какие-то ещё варианты при выборе дела всей своей жизни?

– Да, извините, но моя история скучна и традиционна. Я с детства рисовала, поступила в худучилище. Но не стоит думать, что все легко: любая история художника – это история непонимания. Родные переживали о моей будущей профессии, но стереотип «бедного художника» не сработал.

– Ну да, достаточно пролистать твой Инстаграм, чтобы понять, что ты успешный художник. Ты ведь рисуешь для детских книг? Какая она – работа иллюстратором?

– Да, я занимаюсь иллюстрацией детских книг. Мечтала об этом с самого начала своего пути. И меня взяли на работу в Дагестанское книжное издательство. Оно очень крутое, ему больше ста лет и работают там профессионалы. Я сама работаю там уже шесть лет. Первый мой заказ был довольно большим, я тогда только начала работать в «цифре» и технически не так хорошо была подкована. Но заказчик остался доволен и издательство тоже. Мне даже было странно, что мне заплатили за мое же удовольствие работать. Сейчас, конечно, я такого не испытываю. Наоборот, чаще разочаровываюсь оттого, что люди не готовы хорошо оплачивать творческую работу, будь то дизайн или иллюстрация. У нас могут без зазрения совести скачать чужую картинку и поставить ее на логотип крупного заведения, нежели оплачивать работу и уважать труд. Но таких единицы, конечно. Плюс у меня есть опыт сотрудничества с другими городами и даже с заграницей. Там платят в разы больше, а тут цифра в 3-4 тысячи за картинку отпугивает клиентов. Сейчас могу себе позволить выбирать только те заказы, которые приносят моральное удовольствие. Потому что в работе иллюстратором/художником сильный риск выгорания. Плюсы работы иллюстратором – это удаленность. Я работаю дома в комфортных условиях. Могу сотрудничать по сети. Могу работать сидя дома с ребенком (правда, нужно постараться).

– Есть ли книга, к которой ты очень хотела сделать иллюстрации?

– Может, это покажется странным, но книга, к которой я хотела бы сделать иллюстрации, – это «Логика смысла» Жиля Делеза (французский философ XX века. – Прим. авт.).

– Не знаю о таком, но интересно было бы посмотреть. А ещё интересно узнать о твоём участии в проекте «Отцы и дочки», в котором ты попробовала новую для себя роль аниматора. О чём этот проект? Это что-то социальное? Что тебе дало участие в нём, помимо новых навыков?

– Проект «Отцы и дочки» – это большая тема. Потому что там проделана огромная работа. Это социальный исследовательский проект, призванный наладить диалог между отцами и дочерями. Помимо мультфильмов в качестве инструмента были использованы анонимные письма всех желающих к своим отцам. Создатели проекта сами не думали, что это вызовет столько эмоций. Но отклик был и эффект тоже. Помимо технических навыков и опыта сотрудничества с профессионалами, этот проект дал мне грустное осознание большой проблемы отцов и детей, усугублённой местными стереотипами.

– Преподавать ты тоже не забываешь, да? В творческой мастерской «Aртхаус» ты обу­чаешь детишек традиционному рисованию или цифровому? Или и тому, и другому?

– Мастерская «Артхаус» – это наш с коллегами проект, в который мы вложили все свои силы. Мы обучаем не только рисованию, но и игре на гитаре. Иногда бывает запрос на уроки цифрового рисования, однажды даже старалась передать опыт мультипликации. Может, в будущем будем развивать это направление.

– Ты упомянула о своём желании выставить работы. Нам ждать от тебя выставки с настоящими холстами и красками или цифровое искусство похитило твоё сердечко раз и навсегда?

– С выставкой момент принципиальный. Если она будет, то точно только в «цифре». Хочется привнести что-то новое.

Статьи из «Культура»

Яркая звезда по имени Фазу

2
Имя Фазу Алиевой золотыми буквами вписано в историю классической советской литературы. Она...

Театральный мост перекинут

8
Артисты Салаватского государственного башкирского драматического театра прибыли в...

Музыка Баха даёт надежду

3
На этой неделе в Махачкале­ стартовал XVII Между­народный музыкальный­ фестиваль...

Иван Хлестаков из Махачкалы

35
Роль Хлестакова по пьесе «Ревизор» Н. Гоголя в Русском театре имени Горького в Махачкале...

Хранитель памяти

9
Работая в Центральном государственном архиве республики и собирая материал для...

Яран-Сувар на берегах Невы

7
В историческом парке «Россия – моя история» прошёл праздник, посвященный наступлению весны...

Мой маленький Дагестан…

40
Живописные и графические работы, портреты горцев и виды аулов, национальные наряды и...

Черкеска: красиво и удобно

20
Откуда появилась черкеска? Версий очень много. Одна из них гласит, что ее прототипом являлся...

Веселая постановка с глубоким смыслом

8
В конце марта в Дагестан прибыли более 500 детей из...

«Апрельский марш» Марата Гаджиева

32
«Каждый должен оставить что-то после себя... Что-то, чего...

Память о героическом времени

25
Близится очередная годовщина Дня Победы, наша республика будет встречать её тематическими...