Купить PDF-версию
09:00 | 27 апреля, Сб
Махачкала
X

Поэт на канате нравственности

Книгу «На канате нравственности» судьи российского Конституционного суда в отставке Гадиса Гаджиева (на снимке), доктора юридических наук, профессора, в полной мере можно отнести к труду, в котором исследуется природа литературного явления Расула Гамзатова. В ней вековая мудрость поэта уподобляется древнему манускрипту, чьи письмена – наставления мудреца, осененного силой свыше.

Помимо тех друзей…

Пророчески освещая путь людей в непростое будущее, которое он предвидел, Расул говорил о ценности человеческого бытия, призывая не поступаться честью.

Исследуя в литературном труде слово-призрак «амфитрион», которому придаются разные смыслы, автор книги проводит параллель между именем нарицательным, несущим в себе глубокий смысл, и между греческим царем Амфитрионом, являющимся символом гостеприимства, подразумевающим, что вокруг радушного, доброго человека образуется большой круг гостей, друзей, приятелей. Все они «не только пользуются благами, щедростью того, кто в центре, но и сами оказывают ему неоценимую помощь».

Помимо тех друзей, что есть вокруг,
На свете существует тайный круг
Моих друзей незримых, неизвестных…
Я тоже чей-то неизвестный друг.

Автор находит связь между словами «тайный круг» и тождественным понятием, отражающим облик человека выдающегося, открытого для людей. Он говорит о том, что великий Расул своей неординарностью уподобляется греческому царю, подчеркивая двуединство поэтического дара, органически проистекающего из необыкновенного таланта дружелюбия, о чем с некоторым удивлением когда-то заметил переводчик стихов Гамзатова
Н. Гребнев: «Его любили и красные, и белые». И это свидетельствует о мировоззрении поэта и гражданина, философа, влюбленного в крохотный клочок родной земли, прославленной поэтом на весь мир.

По меткому замечанию Гадиса Гаджиева, этот дар – от его великого отца, жесткого и мудрого, многое повидавшего, но не очерствевшего сердцем даже после гибели в Великой Отечественной двух сыновей. Автор отмечает врожденную интеллигентность рода Гамзатовых, ставя ее в заслугу отцу-поэту, в чьей тени долгое время находился его сын. Так произросла образность творчества Расула, возникли многие поэтические идеи и мотивы, взявшие за основу афористичность и мудрость Цадасы и нашедшие отражение в эксклюзивных четверостишьях. Словом, все то, что можно отнести к сложному жанру стихосложения, в котором заложен глубокий философский смысл, выражена законченная мысль.

Кстати, на это не раз обращал внимание выдающийся дагестанский историк, классик Расул Магомедов, отмечая, что в великой книге жизни «Мой Дагестан» Расул боялся остаться слабой тенью своего родителя, но, унаследовав от близкого по крови человека «непревзойденную самоиронию и стремление к юмору», создал публицистический шедевр.

Впрочем, сегодня речь пойдет о другой книге.

Не случайно наш земляк Гадис Гаджиев, чей литературный талант вылился в слово, привлекающее не новизной, но кропотливой работой, создал из мельчайших штрихов цельный образ великого поэта, выпустив в свет книгу «На канате нравственности». Автор уверен: кому судьба уготовила встречу с пророком, должен подарить крупицу воспоминаний читателю, для каждого из которых Расул – неповторимый образ.

Обогащая портрет поэта насыщенными красками личности, чей внутренний мир только открывается, сам Гаджиев расшифровывает послания, заложенные в поэтических, драматических произведениях Гамзатова, взяв на себя непростую миссию: рассказать о великом поэте как о прорицателе с точки зрения человека мыслящего философскими категориями.

Горы, горы, высокие звёзды

Гамзатов не мог стать иным, стремясь покорить горные вершины поэзии высокого смысла. Писатель Дмитрий Мамлеев рассказывал о счастливой звезде, под которой родился Расул, еще не покинувший Цада, но уже читающий стихи посетившим дом Гамзата Цадасы поэтическим мэтрам Николаю Тихонову, Владимиру Луговскому. Тогда же ректор Литинститута Федор Гладков принял молодого дагестанца в престижный вуз, разглядев в нем будущего поэта. Поддержал поэтический дар талантливого юноши и тогдашний Председатель Совета народных комиссаров ДАССР Абдурахман Даниялов.

Прошло совсем немного времени, и Сталинскую премию с разницей в год получил сначала Гамзат Цадаса, а потом и его сын Расул. Уже первые стихи молодого поэта переводил поэт Серебряного века Сергей Городецкий. А преподаватель, известный поэт, лауреат Сталинской премии Павел Антокольский организовал конкурс на лучший перевод с аварского на русский стихов Гамзатова. Выиграли его два однокурсника – Наум Гребнев и Яков Козловский. Позже стихи Расула Гамзатова начала переводить Елена Николаевская, которая тоже училась в Литинституте.

Автор книги ведет свое повествование бережно, вкладывая особый смысл в каждую фразу, свидетельствующую о том, сколько внимания уделялось молодым талантам, поддерживаемым мировыми именами советских небожителей, чьими произведениями – поэтическими, прозаическими – зачитывался весь мир.

Задаваясь вопросом, стал ли Расул амфитрионом на мировом поэтическом поприще, Гаджиев приводит в пример слова известного казахского поэта, писателя Олжаса Сулейменова: «Поэзия Гамзатова всегда искренна и лирична… Она обладает жаждой общительности, она дружелюбна и гостеприимна. И она не любит одиночества. Расул – символ веселого поэтического жизнелюбия».

Автор мыслит так: «Народная мудрость совпадает с глубокой идеей, лежащей в основе философии Канта: внутренняя ценность – это достоинство. Уважение как признание – это уважение человека за его достоинство». И вновь опираясь на знаменитые слова Канта, цитирует: «Две вещи наполняют душу новым и все более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них. Это звездное небо надо мной и моральный закон во мне». Может быть, поэтому поэт назвал одну из своих книг «Высокие звёзды», за которую он получил Ленинскую премию.

В свойственной манере подмечать мельчайшие детали, очерчивая образ поэта еще образнее, еще глубже, исторически значимее, Гаджиев, возвращаясь к знаменитым гамзатовским «Журавлям», говорит о нем как о творце, создавшем бессмертный образ солдата той войны, внуки и правнуки которого и сегодня защищают Родину, не щадя своей жизни. В этом он видит естественный ход истории, преемственность поколения победителей.

Поэт, ставший мыслителем

«Поэт, ставший мыслителем, философом, анализирует новые нормы, стереотипы общественного поведения и обнаруживает в этом много вредоносного. Он размышляет, что же делать, осознавая, что происходят объективные процессы глубокого изменения всего уклада жизни дагестанского общества», – пишет автор книги.

Это было начало смутных перестроечных лет, когда самый сложный вызов был брошен времени романтиков и идеалистов стихией частной собственности, стяжательства. Она оказалась мощной силой, отбросившей назад нравственные нормы, культуру в широком смысле, когда стал насаждаться культ богатства, которому всё позволено. Тогда появились люди, которых, по-гамзатовски, невозможно любить, потому что они сами себя не любят. Ведь если человек желает себе добра, он не станет вести себя вызывающе, демонстрируя свое превосходство над другими.

Это противоречило его, гамзатовскому, мироощущению, входящему в противоречие с временем, в котором он пребывал, не находя ответа на вопрос: где тот главный смысл, в котором заложена идея переустройства мира.

Посланник свыше, Расул оставил после себя кодекс нравственности, убежден автор, считая, что основа жизнестойкости дагестанцев в их трудолюбии, жажде современных знаний, глубокой любви к Дагестану. Это часть генетического кода.

Расул дал каждому дагестанцу самое важное – цели, которые необходимо достичь в жизни, размышляет автор. И из любви к Дагестану у каждого из них должно постоянно возникать чувство ответственности перед собой и Родиной. Иначе человек, попавший во власть ложных представлений, перестает быть разумным. И это добровольное современное рабство. Все эти мысли Расул Гамзатов облекал в афоризмы, приобретавшие философскую осмысленность, наделяя краткие по форме, но емкие по содержанию обращения к мыслящим личностям, исходя из поэтических традиций древних цивилизаций.

Гадис Гаджиев находит в поэтическом творчестве Гамзатова мысль, что у каждого в жизни есть цель или предназначение. И эта убежденность основывается на нравственном кредо поэта-гражданина. Эта тема нашла отражение в поэме «Люди и тени». Не раз сам автор слышал от Расула, что не надо сложное упрощать, а простое усложнять. И на заседаниях Конституционного суда при выработке сложных юридических решений Гаджиев напоминал коллегам эти слова, предлагая приходить к тому, что называется золотой серединой.

Зашифрованные послания

Вполне справедливо утверждение, что в стихах Гамзатова порой в зашифрованной форме содержится богатейший опыт мудреца, который думал о том, чтобы этот опыт стал достоянием всех. Подтверждение тому – фраза одного из почитателей поэта, очень точно сказавшего: «Ты один лишь стал пророком своего Отечества, Расул».

То, что поэт написал перед смертью, – его подлинное завещание, что фактически восполняет недостающие части «Моего Дагестана». «Я ничего не забираю туда из этого хорошего, доброго, красивого мира. Потому и прошу: берегите свой Дагестан. Храните и возвеличивайте еще больше его славное имя. Дагестан – сама ваша жизнь, ваше достоинство и ваша любовь. Нет, не глупы его адаты, дорожите и берегите их. Его приметы и символы не дикие, любите их особенной любовью», – писал Гамзатов в своем завещании.

В «Конституции горца», короткой речи, прочитанной еще в 1997 году на конгрессе соотечественников, Расул поделился с дагестанцами со всех концов планеты самыми главными мыслями: «Мы жаждем правды, но правдиво лишь нелукавое слово. Горцы же в радостях и горестях, в любви и гневе не лукавят…» Это и есть третья часть «Моего Дагестана», если раскрыть смысл его коротких нравственных размышлений, в которых содержится истинный ген дагестанцев.

Статьи из «Год Расула Гамзатова»

Слово Расула вне времени и пространства

54
В год большого юбилея Расула Гамзатова культурная...

Как икона стиля

90
Вот и завершился 2023 год, который для Дагестана стал знаковым. В чем именно? Главное событие –...

Читаем Расула. Победители определены

36
В Махачкале подвели итоги правительственной акции...

Бессмертная песня Расула

23
В беседе с краеведом Гаджимагомедом Гаджимагомедовым мы вспоминали творчество народного...

Желанный позор

26
Однажды я с Омаргаджи Шахтамановым пошел навестить Расула в «Кремлевскую» больницу на улице...

Минск и Баку, Ташкент и Бишкек

28
Завязав однажды знакомство, никогда его не терял. Находил...

Республика мечты

87
За этот юбилейный Гамзатовский год много мы видели спектаклей, посвященных поэту и...

Традиционные ценности Гамзатова

38
Творчество Расула Гамзатова сопоставимо с творчеством...

Юбилей Расула Гамзатова празднуют не только в России

39
Есть, наверное, некий символизм в...

…А в конце заказал «Журавли»

109
В этом году у двух мэтров отечественной культуры...