Сетевое издание «Дагестанская правда»

01:00 | 27 ноября, Вс

Махачкала

Weather Icon

Сто видов Тарки-тау

A- A+

В Музее истории Махачкалы продолжается выставка Альбины Конопацкой «Сто видов горы Тарки-тау». Экспозиция собрала работы автора с 2012 по 2015 годы.

Выставку сопровождает ставший уже почти традиционным для музея искусствоведческий анализ экспозиции философа и художника Сабира Гейбатова. В качестве дополнения к выставке зритель найдет здесь стихи Юрия Августовича и короткий рассказ самой Альбины Конопацкой «Разговор с ветром». Добавлены они, впрочем, не столько для того, чтобы объяснить и помочь понять живопись художника, сколько чтобы больше расширить возможные интерпретации ее творений, обогатить их новыми ассоциациями.

По мнению Сабира Гейбатова, название выставки отсылает к серии гравюр японского художника XIX века Кацусики Хокусая «Сто видов Фудзи». Если у него гора Фудзи связана со священной инстанцией, то дагестанская художница находит в Тарки-тау глубоко личные переживания метафорического характера. «Всю жизнь я провел вблизи горы, – вспоминает искусствовед. – В детстве расстояние до горы было минимальным, метров триста-пятьсот, не более. Несмотря на это, мне редко доводилось подниматься на нее – раза два-три, в лучшем случае – четыре – в старое селение, столько же на смотровую площадку с ныне снесенным контурным профилем Ленина и ни разу на самый верх, к стоящим белым шарам «обсерватории». Одно из ярких впечатлений детства связано с тем, как мама открыла передо мной альбом Кацусики Хокусая с экзотическими рыбами, морскими и сказочными чудищами, волнами, героями и горами. На праздники мы, как и многие, бывали за городом на озере, с обратной стороны горы… Случалось подниматься на похороны знакомых и родственников на северо-западный склон и даже однажды уснуть среди камней… За сорок шесть лет я жил в разных местах города. Но теперь я живу от горы подальше, у моря».

Вопреки ожиданию, зритель не увидит здесь изображения горы. Место, неразрывно связанное с Махачкалой, подано художником предельно эмоционально – через настроение, портреты мужчин и женщин, изображения рабочих, дворников, детей. Цифра «сто» в названии вовсе не означает, что зритель увидит на выставке сто полотен, скорее это метафора того объема состояний и мыслей, которые посещали автора в пространстве горы Тарки-тау.

Альбина Конопацкая – художница из третьего поколения династии Августовичей-Колесниковых-Конопацких. Ее бабушка – Галина Конопацкая, приехавшая в нашу республику в 30-е годы прошлого столетия, – повлияла своим творчеством на несколько поколений дагестанских художников. Альбина Конопацкая ежегодно участвует в коллективных дагестанских выставках. Последняя персональная выставка художницы «Путешествие по горизонтали» прошла в 2004 году. Стоит также упомянуть, что чуть ранее, в августе этого года, экспозиция «Сто видов горы Тарки-тау» была представлена в Москве в галерее «А3».

Следите за нашими новостями в Vkontakte, Odnoklassniki

Статьи из рубрики «Культура»

  • Знать прошлое, понимать настоящее 

    В Историческом парке «Россия – моя история» в Махачкале открылась мультимедийная выставка «Украина. На...

    14

    9 часов назад

  • Читаем музыку 

    Дагестанский институт развития образования в своих обучающих программах для преподавателей делает акцент...

    16

    9 часов назад

  • Кладовая резного камня 

    Уникальные образцы искусства резьбы по камню, история которого в Дагестане начинается еще с эпохи бронзы,...

    8

    2 дня назад

  • От искусства Зирихгерана до златокузнецов 

    _ Жизнь и научная деятельность российского учёного-кавказоведа, искусствоведа, археолога и историка, доктора...

    64

    2 дня назад

  • КультЛичность

    Певец родной земли 

    Любовь к малой родине красной нитью проходит через всё творчество народного артиста и заслуженного деятеля...

    183

    3 дня назад

  • Выставки

    Планета Хамис 

    «В наш мир приходит всё больше детей с иным уровнем мышления, это дети с расширенным сознанием», – говорит...

    81

    3 дня назад