Сетевое издание «Дагестанская правда»

09:55 | 06 июня, Вт

Махачкала

Weather Icon

Тайны «монетного двора»

A- A+

Оказывается, первыми подделывателями монет в Дагестане были кубачинцы из аула златокузнецов. И, как говорят историки, подделывали «на совесть», то есть не жалели серебра, по весу они даже превышали оригиналы, что, пожалуй, и выдавало «воровской рубль». Подробнее об этом рассказал доктор исторических наук, главный научный сотрудник Института языка, литературы и искусства ДНЦ РАН Амирбек Магомедов.

Наиболее ранние письменные сведения о кубачинских имитаторах, по его словам, относятся к началу XVIII века. Ремесло каралось законом. А тех, кто нарушал запрет, строго наказывали. Но, поскольку ни один правитель Дагестана не имел своего монетного двора, не было в крае и таких законов. На территории Дагестана были в обороте монеты стран Ближнего и Среднего Востока, России. Однако многие государства ограничивали вывоз своей валюты. 

манеты.jpg

— Например, в XVIII веке в царской России не разрешали везти монеты на иноземную территорию, — объясняет ученый возникновение кубачинского «монетного двора». — Можно предполагать, что заказчиками поддельных монет выступали правители Дагестана, заинтересованные в приобретении различных товаров в русских, закавказских торговых центрах, или же такие заказы поступали от самих купцов. 

Кто являлся заказчиком, доподлинно не известно, но с ростом торговли росло и мастерство кубачинцев. Работали так умело, что даже на таможне не могли распознать «лжеца». Только при дотошной сортировке можно было отличить подделки от оригиналов. Подтверждение тому – архивные документы. По одному из них, в 1744 году некий поручик Шапкин, докладывая в Кизлярскую гражданскую канцелярию об отбраковке иностранных монет, поступивших в качестве таможенной платы, писал, что среди них выявлено и «кубачинских 4 руб.». 

Надо сказать, что такой промысел процветал не только в Кубачи, но и в других уголках республики. В середине XIX века у кубачинского «монетного двора» появились конкуренты. В различных источниках имеются сведения, что один из мюридов Шамиля в свободное время изготавливал фальшивые монеты. За доходное хобби находчивого мюрида вместе с деньгами лишили и звания – он еще легко отделался.

В Центральном государственном архиве Дагестана хранится редкий документ — судебное дело конца XIX века. К ответственности призвали  кубачинца Алтунчи Магомед-оглы: «орудие труда» изъяли, а самого приговорили к восьми годам каторги.  Больше о нем никто ничего не слышал. 

У каждого времени свои герои. Несмотря на все угрозы и преследования, от «легких» денег так просто не отказывались. В 1920-х годах жизнь стала беднее. На смену серебряным пришли  мельхиоровые монеты. Кубачинцы называли их по имени мастера-изготовителя «юнускъуруш», то есть «рубли Юнуса». 

И тут стоит снова обратиться к бабушкиному сундуку. Возможно, монеты на поясе платья и есть «юнускъуруши». 

— В трудные дни такие монеты шли на замену серебряным, выполненным в «лучшие» времена. Сегодня на руках у людей в качестве антикварных ценностей сохранилось немало таких изделий. Учитывая, что поддельных монет на старых вещах, как свидетельствует наш опыт знакомства с ними, встречается достаточно часто, можно предположить, что в годы Гражданской войны и разрухи и даже в трудное послевоенное время (1920-1930 гг.) население осознанно заменяло настоящие монеты поддельными. Вероятно, такой подход избавлял от финансовых проблем. Литье было относительно несложным. В одной форме можно было отлить до пяти более качественных имитаций, — говорит Амирбек Магомедов. 

Поддельные «серебряные» монеты нетрудно было отличить. Мельхиор легче, чем серебро. Кроме того, литейщики монет не могли повторить надписи гурта, где обычно указывается величина чистого металла, содержащегося в монете. Поэтому гурт поддельных монет либо оставался чистым, либо насекался несколькими буквами, цифрами и штрихами, имитирующими для неграмотного человека надпись настоящих. 

Сколько сегодня в России гуляет поддельных купюр? Этого никто не знает. Известно только, что бурный всплеск пришелся на начало 90-х годов, когда в страну стала поступать копировальная техника. Эксперты-криминалисты признают, что современные способы подделки бумажных денег высокотехнологичны и подразумевают использование дорогостоящего полиграфического оборудования. Несмотря на все технические изощрения, фальшивомонетчики все-таки периодически попадаются. 

В конце июня в Москве арестовали четверку фальшивомонетчиков. Они напечатали 7,5 млн рублей. Однако сбыть смогли только 51 тысячу. Мошенники вносили 500-рублевую купюру в билетопечатающие аппараты в качестве оплаты проезда до ближайшей железнодорожной станции, а сдачу забирали себе.

А вот еще случай в Тольятти.  Задержали  нарушителей закона, которые с августа прошлого года по март нынешнего года расплачивались поддельными деньгами на рынках и в кафе. Возбуждено уголовное дело по ст. 186 УК РФ «Изготовление, хранение, перевозка или сбыт поддельных денег или ценных бумаг». Им грозит до восьми лет лишения свободы.

Следите за нашими новостями в Vkontakte, Odnoklassniki

Статьи из рубрики «Культура»