Сетевое издание «Дагестанская правда»

05:00 | 02 апреля, Вс

Махачкала

Weather Icon

Талант: найти и воспитать

A- A+

Система художественного образования в нашей стране имеет глубокие корни. Складывалась она не одно столетие и имеет ярко выраженные национальные традиции, которые в эпоху захлестнувшей массовой культуры и глобализации всех процессов необходимо сохранить.

Именно национальные традиции делают нашу культуру уникально неповторимой. Корневая система художественного образования была тем фундаментом, на котором базировалась школа, воспитавшая выдающихся деятелей культуры и искусства с мировым именем.

Но вот пришли перемены 90-х годов прошлого столетия, продиктовавшие новые законы. В частности, с 1992 года основные полномочия по образованию в сфере культуры и искусства были переданы от минкультуры минобразу, которое не имело в этом деле ни опыта, ни соответствующих педагогов, ни специальной методики и литературы. А потому весьма осложнилась деятельность детских школ. 

О том, какова ситуация на сегодняшний день в Дагестане, рассказывает директор Республиканского методического центра Калимат Эльдарова.

— В настоящее время в республике 95 школ художественного образования. На первый взгляд сеть учебных заведений стабильна. Но при анализе выясняется, что их количество уменьшилось на 10 единиц, что вызывает обеспокоенность, — начинает с этих цифр разговор Калимат Казбековна. – Между тем как никогда ранее нам приходится сталкиваться с отсутствием у молодых мотивации к получению знаний. Складывается культурный нигилизм у значительной части молодежи, когда ценности высокого искусства и их эталонная роль в культуре подвергаются сомнению или даже отвергаются. Серьезной проблемой является, на мой взгляд, второстепенная роль предметов художественно-образовательного цикла в общем образовании на всех его ступенях.

В последнее десятилетие четко обозначилась проблема ослабления правовой базы детских школ искусств, которые являются базовыми в трехступенчатой системе образования в России. Теперь они стали школами дополнительного образования, внешкольными учреждениями досугового типа.

— Как это сказалось на положении дел на местах?

— Чиновники на местах, манипулируя законами № 131, № 83, закрывают школы, сокращают штаты. Так случилось в сс.Гуниб, Карабудахкент, Кидеро, Ботлих, Карата, Цуриб (Гунибского, Карабудахкентского, Цунтинского, Ботлихского, Ахвахского, Чародинского районов). Обратите внимание, это произошло в районных центрах. 

Главы районов проводят реорганизацию, объединяя школу искусств с досуговым центром, не понимая существенной разницы в предназначении этих учреждений. Наблюдается двоевластие в управлении школами: финансирует Управление образования, а курирует Управление культуры. Такое положение создает путаницу и неудобства в работе. 

Учителям общеобразовательных школ повышают зарплату, а преподавателям школ искусств – нет, потому, ощущая такую дискриминацию, они уходят в более высокооплачиваемые сферы. Так, школы искусств теряют хороших специалистов по ряду направлений в культуре. Как пример можно сказать об уменьшении контингента учащихся на исполнительских отделениях школ, таких, как фортепиано, струнные инструменты, духовые, национальные.

— Неужели все так беспросветно и мы со временем уже не станем посылать дагестанцев на учебу в консерваторию, институты культуры, художественные вузы? Не сможем подготовить смену нынешним артистам, музыкантам, художникам, операторам и так далее?



— В последнее время все чаще поднимается эта проблема. И в самом деле, как можно воспитать хорошего артиста балета, пианиста, художника, если не развивать его талант с малых лет, если он не пройдет базовую подготовку в специализированной школе? Это же очевидно! У власти появляется понимание проблемы. Вот в июне прошлого года были приняты изменения в Закон РФ «Об образовании» в части реализации в школах искусств предпрофессиональных программ, позволяющих разграничивать их деятельность и деятельность других учреждений дополнительного образования: станций юных техников, натуралистов, кружков моделирования… Это позволяет установить единые требования к образовательному процессу в детских школах искусств по всей стране. Что очень важно.

Кроме этого, повышен социальный статус педагогов школ искусств. Им будет повышена зарплата, а пенсия назначается с учетом выслуги лет. Теперь можно будет разрабатывать нормы финансирования школ искусств с учетом государственных требований к предпрофессиональным программам. 

Я надеюсь, что с изменением закона будут учтены особенности работы школ искусств. В связи с этим Министерство культуры РФ направило свои предложения по реформированию школ искусств в Министерство образования и науки РФ. Наметились позитивные предпосылки по преодолению проблем в работе этих школ. 

Так, состоялась встреча В.Путина с А.Авдеевым, где обсуждались проблемы школ искусств. По итогам встречи Министерству культуры России поручено разработать проект программ по модернизации школ искусств, вероятно, с учетом отрицательного опыта их работы в последние два десятилетия. 

Мы живем надеждой, что школы искусств приобретут прежний статус и займут достойное место в системе образования российских детей, что непременно скажется на творческом потенциале людей и процветании отечественной культуры.

Следите за нашими новостями в Vkontakte, Odnoklassniki

Статьи из рубрики «Культура»