Традиции: беречь и передавать


Уникальная вышивка, национальные костюмы, живопись, графика, старинные фотографии... Соприкоснуться с историей, культурой и бытом народов Страны гор могли жители и гости одного из древних городов страны – Ярославля. Для многих из них Дагестан открылся с неизвестной стороны.
Национальный музей Дагестана им. А. Тахо-Годи представил выставку «Традиции. Живая нить» в Ярославском музее-заповеднике. А в Театре юного зрителя открылись выставки, посвященные Расулу Гамзатову и Фазу Алиевой: «Планета Расул» и Прекрасный образ горянки.
Куратор выставок, заместитель директора музея Заира Кильдеева и руководитель сектора учёта Аида Курбанова знакомили посетителей с культурой и традициями многонационального Дагестана, а также с жизнью и творчеством великих поэтов.
– Традиции – это живая нить, которая связывает наши народы на протяжении многих веков, – говорила Заира Кильдеева. – И каждому региону страны есть чем гордиться, чем делиться. Пока мы будем беречь и передавать традиции, они живы.
Особое внимание зрителей приковывает золотое шитьё и сакральная вышивка. Рассказали гостям, что славен наш край и своими умельцами. Искусство златокузнецов из селения Кубачи Дахадаевского района известно издревле. Изделия мастеров-ювелиров украшают коллекции крупнейших музеев России и зарубежных стран, однако аул славится не только мастерицами. Кубачинки сохранили старинный вид искусства – вышивка золотыми нитями. Кубачинский каз (платок) расшит узорами. Для девушек вышивают мелкие цветы, для замужних женщин – крупные. В течение жизни кубачинки вышивают немало разных казов, платьев, подзоров, предметов домашнего интерьера. Существует и мода на узоры, но есть и традиционные, обязательные для приданого невесты, для праздничного платья любой женщины.
Знаменитая на весь мир кайтагская вышивка представлена только в Дагестане. Каждый элемент в ней – символ, знак, послание из прошлого. Они несут в себе тройное значение: рождение, создание семьи, уход в мир иной. Ими накрывали люльку младенца: девочку она наделяла красотой, мальчика – силой. Когда владелец умирал, его одежду оборачивали в полотно из кайтагской вышивки.
О том, что усишинская вышивка имела ритуальное значение, поведала Аида Курбанова. Белый цвет полотна символизирует чистоту и непорочность. Перед тем как вывести невесту из родительского дома, на неё набрасывали вышитую белую ткань. И с этого момента сакральный орнамент защищал невесту от сглаза, порчи и злых духов. А в соседнем селении Зильмук в таких расшитых покрывалах не только выдавали замуж невест, но и хоронили женщин.
– Мы благодарны Правительству Республики Дагестан и нашим коллегам из Национального музея за возможностьприкоснуться к удивительной культуре дагестанского народа и стать ближе. Надеемся, что эта выставка – начало долгого и продуктивного сотрудничества между Ярославлем и Махачкалой, между двумя крупнейшими музеями, – отметила директор Ярославского музея-заповедника Наталья Левицкая.
Заместитель директора Департамента культуры Правительства Ярославской области Юлия Серова подчеркнула, что для Ярославской области большая честь принимать у себя друзей из Дагестана, которые так щедро делятся своими сокровищами.
В рамках сотрудничества столицы Золотого кольца и Дагестана в мэрии города обсудили вопросы этнокультурного многообразия народов. Соглашение между регионами предусматривает взаимодействие в торгово-экономической, научно-технической и культурной сферах до 2025 года.
Делегация от республики возложила цветы к памятнику дважды Героя Советского Союза Амет-Хану Султану в Ярославле.
Новости от партнеров
Статьи из «Выставки»
У каждого свой стиль

Городские хроники

Шишкин в Дагестане

Морские ворота

Главный компонент – цвет

Дебют Ажу Качаева

В разных жанрах и техниках

Дыхание розового утра

Мифология и реальность

В каждой работе – мир ребёнка

Город и его душа
