Купить PDF-версию
16:02 | 25 апреля, Чт
Махачкала
X
08:14 21.02.2020

Жизнь, наполненная любимым делом

В ходе беседы с ней я четко уяснила, что изобразительное искусство – это не эстетический междусобойчик, а реакция на мир, совершенствование человеческой души, ясная и четкая вещь, художник – вовсе не судья, он летописец, создающий портрет времени. А собеседником была Джамиля Дагирова­ (на снимке), заслуженный работник культуры РД, член Союза художников Дагестана, Российского отделения Комитета музеев ЮНЕСКО, Российской Ассоциации искусствоведов, она же заместитель генерального директора Национального музея им. А. Тахо-Годи, начальник культурно-выставочного центра, основатель и руководитель Первой галереи.

— Закончив исторический факультет ДГУ, как вы вошли в искусство? – начинаю с вопроса, что называется, от печки.

— Книгой Ирвинга Стоуна «Жажда жизни» о Ван Гоге. А свое будущее я определила в девять лет. Любовь к Дагестану пришла с книгой Гольштейна «Башни в горах», она перевернула мое отношение к прекрасному, я ее не просто читала, я ее конспектировала. Кстати, в этом году автору исполняется 100 лет со дня рождения, мы подготовим выставку, посвященную ему и его творчеству.

— Ваше имя в мире искусства стало звучать во весь голос с открытия вами галереи, где выставлялись полотна живописи современных дагестанских художников. О ней заговорили сразу. Для Махачкалы частная художественная галерея – необычное явление, новинка, которая обрастала заинтересованностью свободно мыслящих людей разного возраста, специалистов. Галерея ютилась под крышей небольшого здания в двух тесных комнатах. Но лиха беда начало. Сейчас это двухуровневый просторный зал в Каспийске, где выставленные произведения выигрышно смотрятся. Первая галерея стала брендом изобразительного искусства республики.

— В сентябре галерее исполнится 22 года, и сегодня у нас много последователей, в деле которых четко звучат наши ноты, наша методика в организации функционирования. Галерея помогла многим художникам осуществить свои идеи, состояться в творчестве, сделать имя. И сейчас эта выставочная площадка – динамично развивающийся, современный и экстремальный организм. За время работы галерея представила более 300 художников, многие из которых – открытия и новые имена. В Махачкале, Каспийске и за рубежом было организовано более 400 выставок, издано несколько десятков книг, красочных альбомов, каталогов по искусству, почти 200 буклетов к выставкам общим тиражом около 20 тысяч экземпляров… Наши выставки посетили много дагестанцев и их гостей.

Это стало возможным благодаря художникам, их педагогам, искусствоведам, ученым, музейщикам, студентам творческих факультетов университетов, колледжа. Спасибо за их интерес к деятельности галереи. А главное — спасибо попечителям, с первых дней нашей работы ставших опорой, оказывающим материальную, духовную помощь, доверие, понимание, не вмешивающихся в политику галереи, – Тимуру Гамзатову и Магомедсаламу Магомедову. Эти меценаты, тонко понимающие искусство, все годы преданно поддерживают наши начинания – акции, как, например «Дарение художников музею», пополнившие фонды работами современников, или проекты «Вода», «Месторождение».

— Кто или что навевает тему проектов?

— По-разному случается. Например, проект «Гульмендо» начался с моей заинтересованности, как родился этот национальный платок, кто и как его использовал, в каких случаях… Стала исследовать эту тему. В итоге родилась не только выставка, которую показали в Дербенте, Северной Осетии, имевшая успех, но и готовится к изданию моя книга о дагестанском платке. Просто хотела поделиться тем, что «накопала» в ходе исследований. Так банальный интерес подвел к исследованию. Некоторые решения приходят, не поверите, во время работы с водой. Это необъяснимо, мои отношения с водой спонтанно рождают идеи…

— Ученые утверждают, что вода – носитель огромной информации о прошлом, настоящем и даже будущем. Эта субстанция таит много неразгаданного. А известный врач Мулдашев предполагает, что вода – живая, она даже думает. Предположения, конечно, смелые, но ваши взаимоотношения с водой плодотворны, рождают интересные решения. Они когда возникают? Во время стирки, мытья посуды, рук?

— Да, во время домашней работы. Так возникли идеи по организации двух биеннале «Вода», «Месторождение». Я предложила художникам, исследователям, дизайнерам вне зависимости от направления их работы, стиля, опыта дать творческий ответ на заданные темы. Формы и средства выражения решений, их понимание, что для них вода, месторождение, могли выбрать любые.

По сути было задано творческое сочинение на свободную тему. Это вызвало художнический интерес. В итоге только на «Месторождение» было представлено более 100 работ 28 художников, в числе которых как постоянные авторы наших выставок, так и новички. Эти проекты стали рождением не только интересных произведений, но и доселе неизвестных живописцев, графиков, фотографов, создателей инсталляций, видео.

— А как складывается работа в музее?

— Для меня не существует отдельно работы в галерее и работы в музее. Она неразделима. Ведь задачи переплетены тесно: исследования, популяризация. Как можно не стремиться сделать достоянием широких масс сокровищницы музея или творчество молодых талантливых современников? Есть вещи, которые надо делать здесь и сейчас. Например, в своё время увидела фотоработы юноши Мусы Гайворонского, понимала, что они сырые, но почувствовала – талант. У меня весьма развита творческая интуиция, почувствовала, и всё тут. Взяла его под опеку, учила, как готовить выставку, подсовывала нужные книги… В общем привела в мир искусства. Сейчас у него за короткий период более 70 выставок.

Джамиля Дагирова для тех, кто хочет постичь искусство, вовремя даст популярную книгу, посоветует прочесть мемуары художников – считает, что они не только знакомят с их биографией, взглядами, но и раскрывают эпоху, помогают понять мастеров, призывают ходить на выставки.

На её рабочем столе график поездок с молодыми художниками по муниципалитетам республики, где в каждом есть филиал Национального музея с его интереснейшими экспонатами. В каждом городе, районе новому поколению художников есть что посмотреть, чему удивиться. Так, предстоящая поездка под названием «Узел счастья» поможет им поменять узкое представление о Хасавюрте как о торговом городе; у этого старинного поселения богатая культурная история. «Орда» — другое творческое путешествие в Ногайский район, удивит потрясающей историей коренного населения этой территории. Это новый проект Джамили Дагировой «Культпросветштурм». Она организует выставки «Наивного фестиваля» с экспозицией работ самодеятельных художников.

Джамиля Арслангереевна прививает вакцину безболезненного занятия искусством для детей. Это еще одно направление её деятельности. Вот уже 10 лет действует проект для особых детей – аутистов, с синдромом Дауна, который реализуется на площадке Первой галереи. Здесь нередкое явление, когда на выставку приходят родители с детьми. Ребятам заготавливают специальные листы, которые лёгкими приёмами они должны раскрасить. Пока взрослые смотрят, обсуждают картины, дети заняты творчеством. Их рисунки затем развешивают на специально для этого отведенной стене для обозрения посетителями.

Джамиля Дагирова к тому же куратор нового музея религий в Дербенте.

У неё есть и собственное творческое занятие. «Я тоже художник», — со смехом, в котором улавливаются нотки гордости, говорит Джамиля и показывает свои эстампы. С помощью кальки, карандаша на простейшую газетную бумагу она переносит орнаментальные рисунки со старинных блюд, подносов, резных камней, дерева, сохраняя прошлое. Таких собственноручно сделанных эстампов у неё 100 листов, которые уже заинтересовали коллег из других музеев.

К концу нашей встречи я поинтересовалась, какие новые идеи, кроме организации выставок, ждут решения. Она будто ждала момента рассказать о том, что в настоящий момент заботит, заполняя душу, мысли, всю ее сущность. И полился пространный рассказ о проектах, над которыми работает одновременно – «Культурный портрет», панорама Франца Рубо «Штурм аула Ахульго» и условно названный «Энциклопедия».

Культурный портрет «Деятели­ культуры и искусства Дагестана в изобразительном искусстве и литературе» вышел отдельным иллюстрированным альбомом в 2008 году.

— Порой даже об известных, значительных людях мы либо не знаем ничего, либо знаем непростительно мало. А в истории нашей культуры много поистине выдающихся личностей, о которых нынешнее поколение дагестанцев вообще не слышало, — поясняет Джамиля Арслангереевна мотивы идеи создать своеобразную энциклопедию с портретами, краткими сведениями о тех, кто создавал историю культуры, и тех, кто продолжает её. В альбом вошли 52 портрета. Это было началом.

В 2018 году вышел в свет «Культурный проект II», который был дополнен 30 новыми графическими портретами, но без сопровождающих текстов.

— С тех пор груз вины по отношению ко многим, кто не вошел в этот проект, не дает покоя, — говорит Д. Дагирова. — Поэтому он должен быть продолжен. Я над этим работаю вместе с моими единомышленниками.

Увидит свет и сборник о людях, внесших вклад в изобразительное искусство республики. Это иллюстрированная энциклопедия, над которой она работала ряд лет, с библиографическими данными о 500 художниках разных поколений.

— Панорама «Штурм аула Ахульго», уцелевшие ее части, были выставлены в Дагестанском музее изобразительных искусств 10 лет назад. Вы, будучи тогда работником этого музея, были куратором выставки с рассказом об истории полотна и его авторе…

— Этот проект, начатый еще незабвенной Патимат Гамзатовой в 60-е годы прошлого столетия, представляет собой значительное событие в культурной жизни Дагестана. Создание панорамы – мужественный шаг Ф. Рубо, взявшегося по собственной инициативе, а не по заказу написать такое масштабное полотно о трагической странице в нашей истории, вызывает уважение и восхищение. С того времени сведения об авторе панорамы, Кавказской войне значительно расширились. Внучка Ф. Рубо, художница, нашла других его внуков в Швеции, Португалии. Музей–панорама «Бородинская битва», Панорамное общество в Нидерландах, «Панорамное искусство в России» — наши контакты с ними пополнили известный нам материал: выстраивается хронология событий, стали известны новые детали рождения панорамы. Надо бы этими знаниями поделиться с земляками и интересующимися искусством, историей Дагестана, Кавказа, в том числе за рубежом, — поясняет музейщик.

Д. Дагирова занимается любимым делом, считая свою работу в музее очень важной для общества, совсем не скучной, вопреки мнению многих, ошибочно излагающих, что музей – дело застойное, с налетом нафталина. Здесь, в окружении творческих людей, жизнь кипит.

Статьи из «Культура»

Народный этикет подскажет

3
В современных условиях всевозможных общественно-политических и социально-экономических...

Рыцарь театра

4
Главный режиссер Аварского театра, народный артист Дагестана Хайбула Абдулгапуров (на...

Три века созидания

3
В Историческом парке «Россия – моя история» прошел премьерный показ документального фильма...

В ее руках гармонь оживает

5
К ним в гости в Агачаул часто приезжали из города друзья семьи, кунаки, устраивали...

Как Бельмондо спас Делона

11
Когда я учился в Литературном институте, к нам приходил в гости французский актер и режиссер...

Лермонтов и Темир-Хан-Шура

55
В 1814 году родился один из выдающихся поэтов России Михаил Лермонтов. Почти половину своей...

Яркая звезда по имени Фазу

27
Имя Фазу Алиевой золотыми буквами вписано в историю классической советской литературы. Она...

Театральный мост перекинут

117
Артисты Салаватского государственного башкирского драматического театра прибыли в...

Музыка Баха даёт надежду

5
На этой неделе в Махачкале­ стартовал XVII Между­народный музыкальный­ фестиваль...

Иван Хлестаков из Махачкалы

45
Роль Хлестакова по пьесе «Ревизор» Н. Гоголя в Русском театре имени Горького в Махачкале...