Купить PDF-версию
07:06 | 18 мая, Сб
Махачкала
X
06:56 12.06.2009

Алим, политик и дипломат из Обода

Дагестан издавна славится своими алимами, религиозно-политическими деятелями, внесшими крупный вклад в развитие местной арабо-мусульманской духовной культуры.

Дагестанские ученые М.Д. Саидов, А.Р. Шихсаидов, М.А.Абдуллаев, А.Г.Агаев, М.И.Билалов, М.В.Вагабов, А.С.Гаджиев, Г.М.Садыки, Х.А.Омаров, М. Нурмагомедов, Э.Г.Абиева, Г.М.-Р.Оразаев, Т.М.Айтберов, А.К.Аликберов и др. в своих трудах раскрыли историю, сущность, этапы и специфику распространения ислама и арабоязычной культуры в Дагестане.

Благодаря их трудам стали известны десятки имен   общественных и религиозных   деятелей из   Дагестана, их общественно-политические и религиозно-философские взгляды.

Достойное место в их ряду занимает Шабан-кади, сын Исмаила из с. Обода современного Хунзахского района.

Некоторые сведения о жизни и деятельности Шабана приводятся в изданной в 1999 году книге доктора исторических наук, профессора Магомеда Шигабудинова, посвященной истории с. Обода.   

В 2006 году в свет вышла книга известного дагестанского историка, неутомимого собирателя духовного наследия дагестанских народов, кандидата исторических наук, доцента Дагестанского государственного университета Темирлана Айтберова «Шабан-кади из селения Обода», посвященная   анализу жизни и деятельности крупного дагестанского общественно-политического и религиозного деятеля, дипломата и алима Шабана из Обода   (1608-1668 гг.).

Шабан-кади из Обода внес значительный вклад в государственно-политическое развитие арабо-мусульманской культуры Нагорного Дагестана в XVII в.

Обращаясь к анализу процесса распространения ислама и арабо-мусульманской культуры в Дагестане, автор приводит его внутренние и внешние факторы, а также   его социальные и духовные последствия для местного населения. Интерес представляет раскрытие Т.М. Айтберовым истории распространения в центральной части Аваристана шафиитского мазхаба, таких его тарикатов, как сухравардийа и халватийа, и в целом —      широкого распространения в средневековом Дагестане арабской письменности, арабо-мусульманской культуры. Это позволяет лучше понять исторические и культурные условия, в которых рос и формировался Шабан-кади.

Начальное образование он получил, скорее всего, у своего отца Исмаила. По мнению Т.М. Айтберова, Шабан, как и другие дагестанцы, стремящиеся к более широким знаниям, совершенствовал их в ряде сел Дагестана. Известный дагестанский историограф Назир из Дургели считал, что Шабан продолжил свое обучение в Иране. Однако Т.М Айтберов полагает, что он мог обучаться в пределах закавказского Ширвана, где в начале XVII в. господствовала иранская административная система, в делопроизводстве которой повсеместно употреблялся персидский язык. В любом случае Шабан хорошо владел не только арабским, но и персидским языком, писал под влиянием персидского почерка насталик, хотя дагестанцы издавна в большинстве своем употребляли почерк насх.

По возвращении на родину Шабан приступил к обязанностям имама в джума-мечети сс. Ахалчи и Батлух, часто исполняя роль третейского судьи в различных имущественных, земельных спорах между горцами. В решении уголовно-правовых вопросов ему приходилось учитывать местные реалии, где, наряду с мусульманскими, сохранялись древние языческие, зороастрийские и христианские традиции и каноны. Таким образом, он опирался не только на шариат, но и на местные правовые нормы. Т.М. Айтберов отмечает, что неслучайно Шабана называли «знатоком обычного и шариатского права».

Пришедший в 1646 г. к власти в результате переворота правитель Аварии Турурав, более известный как Дугри-нуцал, нуждался в авторитетных знатоках арабо-мусульманских наук.

Поэтому он приблизил к себе Шабана, который с 1656- 1657 гг. стал «кадием эпохи». В его руках была сосредоточена власть не только кадия – верховного шариатского судьи Хунзаха, он одновременно управлял канцелярией Дугри-нуцала и вел всю его государственную переписку, что позволяло быть в курсе не только внутридагестанских, но и внешнеполитических процессов, происходивших на Кавказе в середине — второй половине XVII в. Через руки Шабана-кади проходила переписка Дугри-нуцала с правящими кругами верхней части Самурской долины, шамхалами из Кази-Кумуха, кумыкскими князьями, различными аварскими обществами. Шабан-кади состоял в близкой переписке с известным   общественным и религиозным деятелем из с. Тарки Али Багдади, который руководил канцелярией у шамхала Тарковского.

Т.М. Айтберов подчеркивает, что Шабан-кади много сделал для усиления позиций ислама в нуцалстве. В частности, он содействовал открытию медресе в с. Обода и составил для него учебную программу, в которой была учтена дагестанская специфика. У Шабана-кади обучалась не только местная молодежь, но и знаменитый Мухаммад Кудутлинский, учащиеся из Лакии.

Известными знатоками арабоязычных наук были и дети Шабана – сыновья Мухаммад-Кадиясулав, Нурмухаммад, Мухаммад, дочь Патимат;   принадлежащие им рукописи сохранились до наших дней.  

В 1666 году Шабан-кади передал свою должность сыну Мухаммад-Кадиясулаву, который оставался на этом посту до 1682-1683 гг. Позже, в 1687-1699 гг. кадием Хунзаха и руководителем канцелярии нуцала Уммахана II был другой сын Шабана – Нурмухаммад. Затем эту должность занимал его третий сын – Мухаммад-кади, который, однако, поссорился с правителем Хунзаха Уммаханом II. Т.М. Айтберов приводит одно из писем   Мухаммада-кади, в котором он обвиняет правящие круги хунзахского общества во взяточничестве, несправедливом отношении к жителям раятских сел, тайном убийстве людей. В отместку Уммахан II и его наследники в дальнейшем не ставили потомков Шабана Ободинского на видные должности в административно-политической системе хунзахского нуцалства.

Умер и погребен Шабан-кади в родном селе. В XIX в. на его могиле установили плиту с надписью: «Эта могила лучшего из лучших шейхов народа, главы горских ученых,   кадия Шабана Ободинского».

Шабан-кади относится к представителям ранней группы религиозно-политических деятелей Дагестана, оставивших заметный след в истории его народов; до нас дошел ряд рукописей Шабана-кади. Одна из его главных заслуг, по мнению Т.М. Айтберова, заключается в том, что в XVIII в. мусульманские ученые изменили к лучшему характер и нравы местных жителей: «Постепенно отучили их от пьянства, разврата, грубости, безделья, неуважения к женскому полу и   других проявлений. Сделано это было через привлечение их на путь следования шариату. Удалось же выполнить все это благодаря тому «кирпичику», который заложил Шабан Ободинский».

Т.М. Айтберову на основе привлечения большого количества исторических и литературных источников удалось воссоздать яркий и динамичный образ Шабана-кади как общественно-политического и религиозного деятеля, внесшего значительный вклад в государственно-политическое развитие арабо-мусульманской культуры Нагорного Дагестана в XVII   в. В поселке Семендер г. Махачкалы земляками Шабана-кади из Хунзахского района построена трехэтажная мечеть, названная   его именем.

Сегодня перед учеными стоит задача сбора письменного и культурного наследия Шабана-кади и его детей, ввода их произведений в научный оборот. Это, несомненно, обогатит   нашу духовную культуру и   историю.

Статьи из «Общество»

Увидел самолёт и… заболел небом

16
За каждым успешным спортсменом стоит его тренер....

Боевой путь Гаджи Инчилова

11
Сегодня на груди у гвардии подполковника запаса сверкают ордена Отечественной войны I...

Сражался за Моздок и Новороссийск

5
Участник Великой Отечественной войны Алиханич Арабов...

Юнармия – школа патриотов

4
Каждое выступление с участием этих школьников и молодых ребят в красивой форме, похожей на...

Комфорт или спортивность?

3
Эти два представителя немецкой автопромышленности, о которых ниже пойдёт речь, конкурируют...

Всё начиналось с автохозяйства

11
Ферезулла Агакеримович Кахриманов, окончив в 1973 году...

Будь в рядах Первых!

5
Для многих поколений в нашей стране 19 мая, даже не будучи красной датой календаря, было...

Скрыл номера – отдай права

3
Ответственность за нарушение правил установки регистрационных знаков на прошедшей неделе...

Мотоцикл для эскорта

5
Многие, наверное, видели, как эскорт мотоциклистов сопровождал автомобиль Президента, когда...

Аудиогид подскажет

12
К середине мая турпоток в Дагестан составил около 500 тысяч человек, что выше аналогичного...

Так построим ли парк Победы?

11
В 2025 году наша страна отметит знаменательную дату – 80-ю годовщину Победы в Великой...