Как увидеть большое рядом

Дети читают мало, а в пору каникул и вовсе забывают, что такое книга. Смею говорить об этом исходя из своего учительского и родительского опыта. Пусть каникулы - это поле битвы, отвоеванное нашими детьми, но уже сейчас задумываешься о том, что начинается новый учебный год. Как помочь ребенку полюбить чтение?
Сделать это довольно сложно, когда вокруг так много соблазнов виртуального свойства. Тем более проблематичным представляется освоение литературы на образцах произведений, жанр которых предполагает немалый объем. Школьников пугает уже само количество страниц, начисто отбивая желание окунуться в сложный драматический мир Достоевского, Гоголя, Толстого. Безусловно, процесс постижения сути жизни и сущности человеческой души — работа многотрудная. Конечно, нельзя идти на поводу простого потребительства, нельзя забывать о великом в угоду сиюминутному, сложное не постигается простыми путями. Это снижает планку. Но в нашей ситуации приходится признать, что планка снижена донельзя. А потому судорожно ищешь методы, способы, формы осуществлять свою высокую миссию: сеять разумное, доброе, вечное.
Дагестанская литература, как литература народов Дагестана, по определению, должна быть разнообразна, необычна, интересна. Таковой она и является. Только дагестанскому читателю время от времени надо об этом напоминать. Отсутствие просветительской работы в этом направлении привело к тому, что мы порой литературу дальнего зарубежья знаем лучше, чем свою.
Читающей публике имя Владимира Носова известно давно. Это писатель, наш земляк, живущий и творящий в Дагестане. Он автор книг, повестей и рассказов: «Непутевый», «Зимним вечером», «Затяжные дожди», «В начале лета». Из-под его пера вышли романы «Жажда прекрасного мира», «Все о Багулове, «Гонка без правил»… Носов не только профессиональный писатель, но и журналист, публицист. Он член Союза журналистов и Союза писателей России. Владимир Георгиевич перевел на русский язык рассказы дагестанских писателей, повесть даргинского писателя X. Алиева «Пора листопада» и роман этого же автора «Батырай». За роман «Жажда прекрасного мира» он получил Государственную премию Республики Дагестан в области литературы.
Творчество Носова многожанрово, разносторонне, но в контексте статьи хотелось бы остановиться на так называемом «малом жанре» в деятельности писателя, привлекающем своей многоликостью и глубиной. Это и рассказы в общепринятом их понимании, и рассказы-портреты, и психологические этюды, и зарисовки-раздумья.
Сюжеты его произведений незатейливы, характеры героев просты, но за этим кроется сложный мир человеческой души, в котором Носов выделяет главнейшие черты: доброту и любовь. Для Носова характер человека в его сложности и неисчерпаемости — основа литературного исследования. Многие его произведения написаны на основе жизненных наблюдений и интересных встреч. Это и воспоминания военного, послевоенного детства, и работа в горах, и трудовая деятельность на заводе.
Читаем рассказ «Пилотка». Военное время. Семьи теряют своих кормильцев. Дети-отцов. И в семье Крайновых случилось горе. Автору удаётся в минимальном объёме раскрыть галерею различных образов, психологические портреты героев: Саньки, его тётки Екатерины Николаевны, Бурдяги, Ефимыча, фронтовика. И сделать это так, что прочитанное волнует читателя.
А «Семовка». Трогательный рассказ-воспоминание о послевоенном детстве, трудном, но счастливом. Тяжёлый быт, безотцовщина, голод не сделали людей чёрствыми. В детях, сохранилась потребность любить сострадать, совершать героические поступки.
Талантливые творческие натуры способны смотреть на мир шире, глубже и видеть гораздо больше, чем мы, обычные люди. Вот и В.Носов в рассказе «Заброшенная аллея» описывает эпизод в парке, обычный, повседневный, но не ушедший от внимательного писательского взгляда, и окунает нас в размышления об одиночестве, о брошенных родителях-стариках, о безответственности, о том, как важно замечать, любить, ценить тех, кто рядом, пока они рядом.
Творчество Носова интересно еще и тем, что действия его произведений разворачиваются на дагестанской почве. Это чувствуется и по описаниям пейзажей, улиц, городов, обычаев, традиций, использованию дагестанских имён, названий, специфической лексике. Это, безусловно, привлекающий фактор для читателя, вызывающий любопытство и интерес, формирующий чувство сопричастности к происходящему.
«Встреча в горах» — рассказ, повествующий о случайной встрече автора и его сына в горах с мальчиком-каменотесом, делающим надгробие на могилу своей матери. Юный Герей, взрослый не по годам, поражает своей степенностью, рассудительностью, но за всем этим хрупкая, ранимая душа ребёнка, потерявшего маму; ответственного сына и брата, рано повзрослевшего, но остающегося ребёнком.
В.Носов обладает достаточно зорким писательским глазом, знанием жизни и пристальным интересом к людям. Он умеет из самых, казалось бы, будничных фактов и событий извлекать их глубокий смысл, а подчас и обнаруживать скрытую в них поэзию.
В неописуемый восторг приводит читателя рассказ «Пузанок». Это новелла о мире глазами четырёхлетнего карапуза, совершающего своё самостоятельное, стремительное и небезопасное путешествие к морю. Любознательность, пытливость, необузданность чувств, желаний, стремление познать, увидеть, ощутить, почувствовать — это то, из чего соткан наш маленький герой. Это то, что движет им, проявляя человеческую сущность, являясь показателем качества человека, его ценности. Жажда прекрасного, неизведанного — великое желание. Миссия взрослых способствовать ему, оберегая. Вот и в этом рассказе «кто-то сильный поднял из воды» нашего сорванца, но можно быть совершенно уверенным, что завтра пузанок повторит свою попытку. Такую энергию не обуздать — «не простой человек растёт».
Интерес и симпатии Носова привлекают по преимуществу люди самые что ни на есть рядовые, с их будничными заботами, радостями и печалями, из которых и состоит человеческая жизнь, но которая от этого не становится менее значительна. Это пристальное внимание к жизни души и чувствам так называемых простых людей чем-то сближает рассказы Носова с рассказами В.Астафьева, В.Распутина, В.Шукшина, но не лишает их самостоятельности. А мастерское умение поднимать в небольшом по объёму произведении проблемы, достойные широких эпических полотен, ставят Носова в ряд значимых российских писателей.
В носовских рассказах большую роль играет диалог, как средство психологического раскрытия героя. В диалогах зачастую и проявляются характеры, отчётливо проступают типы.
Обыденный рядовой разговор за жизнь, за судьбы людские, за близких в рассказе «На завалинке» наталкивает на раздумья о сложностях жизни, о важности тёплых отношений между поколениями, о том, что счастье человеческое в простом: в полной семье, во взаимопонимании и любви, в уважении друг к другу.
Вот и «Зыков, Медведь и Пташка» — рассказ-разговор случайных попутчиков: Зыкова-ведущего специалиста, 20 лет проработавшего на заводе и отправляющегося на отдых в деревню, и седобородого сухонького старика, в котором любопытство и детская хитрость сочетаются с подкупающей искренностью и душевной открытостью. Деревенский юмор, чудаковатость, простота, наивность располагают к беседе. «Не привык возница молчать, когда живая душа рядом». О чем говорит возница: о том, что веру терять — хуже смерти, о том, что и один человек — воин, о том, как важно найти правильного «попутчика» по жизни. Зыкову в этом пути с попутчиком Медведем повезло. Он возвращается назад, на завод, к проблемам своего коллектива, к решениям этих проблем.
Произведения Носова не поучают, они трогают сердце, волнуют душу, будоражат мысль, предлагают поразмышлять: о себе, об окружающем мире, о том, «чем люди живы». Его герои — это люди, живущие рядом с нами, это наши родственники, знакомые, это — мы. Рассказы Носова никого не могут оставить равнодушными, потому что они о нас.
Фируза Сулейманова, аспирантка ДГУ
Статьи из «Общество»
Равняйсь! Стройся!

Стократ Сократ

Пересдача на права: новшества

«Вариатор» или «робот»?

Силой мысли облечённый

Нам расскажут о нас

Космос будущего
