«КиноМаяк» в поисках положительного героя
Считают, что серьезное кино в Дагестане не снимают. Прошедший на днях в Махачкале II Международный фестиваль кинематографического искусства «КиноМаяк» не смог опровергнуть это утверждение, но стал еще одним поводом рассказать о том, какое кино нужно сегодня дагестанскому зрителю.
Фестиваль «КиноМаяк» был инициирован в 2016 году социально-культурным проектом «Декораторы жизни» и проводится при поддержке Министерства культуры республики и Дагестанского отделения Союза кинематографистов России. По словам организаторов, фестиваль выступает своеобразной творческой лабораторией, где анализируются тенденции развития молодежного кино, его поиски в области киноязыка.
Кинофестиваль – еще и социально ориентированный проект, затрагивающий проблемы или говорящий об успехах людей с ограниченными возможностями здоровья. Отдельные работы, представленные на «КиноМаяке», доказывают, как важно видеть в каждом прежде всего человека, а не те или иные его особенности, в том числе инвалидность.
В этом году для участия в конкурсной и внеконкурсной программах фестиваля было заявлено более 50 работ. В окончательный шорт-лист вошли 3 работы видео-арт, 3 музыкальных клипа и 16 короткометражных художественных фильмов. Работы представлены молодыми кинематографистами из Дагестана, городов России, а также из Белоруссии и Армении. В жюри фестиваля вошли режиссеры, сценаристы, журналисты, продюсеры, в их числе председатель Дагестанского отделения Союза кинематографистов России, кинорежиссер, заслуженный работник культуры России и Дагестана Магомед Сулейманов, кинооператор, член Союза кинематографистов России Абдула Бечедов.
В этом году лучшим фильмом фестиваля жюри признало короткометражку из Татарстана «Кара» режиссера Фаниса Камала, снятую по повести Захида Махмуди «Горькая калина». Хотя, по мнению жюри, фильм и имеет неправдоподобную концовку, но поднимает важную сегодня проблему наркомании, призывая зрителей не повторять судьбу героя.
— Заниматься кинематографом – дело сложное, и в этой связи отрадно видеть, что в последние годы появилась молодежь, которая пытается что-то создавать в этом направлении. Надеюсь, у нас появится новая плеяда режиссеров, которые докажут, что в дагестанский кинематограф можно инвестировать, — сказал на закрытии фестиваля заместитель министра культуры республики Мурад Гаджиев.
Плюсы фестиваля в том, что за его организацию взялись молодые люди. По мнению главного вдохновителя и организатора мероприятия Тимурлана Темирова, зритель в этом году более отзывчивый на обсуждении работ. «Да, мы не собираем полные залы, но к нам присматриваются, и не сомневаюсь, что в будущем мы станем настоящим центром кино в республике», — выразил уверенность он.
Главная особенность нынешнего фестиваля – введение системы рецензий работ. Дело в том, что авторы присланных короткометражек уже не довольствуются дипломами о победе в какой-то номинации, они хотят знать слабые и сильные стороны своих работ. Рецензия формируется членами жюри, в нее входят также отклики зрителей.
Кстати, многих из них удивляет, что в республике так активно идет развитие молодежного кино, но вместе с этим они в недоумении, почему молодые люди снимают фильмы в жанре ужасов, не показывая в своих работах красивую любовь, жизненные ситуации. В этом мнении с любителями солидарны профессионалы.
— Как и в советские годы, у авторов одна болезнь – они все время хотят снимать художественные фильмы. А документальные – от случая к случаю. Хотя у нас очень много тем, которые нужно поднимать, – сельское хозяйство, промышленность, культура, социальные проблемы. В работах молодых режиссеров мы видим убийство, самоубийство. Нет положительного образа, предмета для подражания. А хотелось бы, — с сожалением замечает Магомед Сулейманов.
И с ним нельзя не согласиться. На мой взгляд, представленные работы по-прежнему не могут избавиться от очевидных недостатков – слабого сценария, непрофессиональных актеров, неправдоподобия изображенных ситуаций, морализаторства. Дагестанские авторы, привыкшие снимать рекламу, музыкальные клипы и свадьбы, создавая самостоятельное кино, находятся в плену привычных форматов. Почти в каждом кадре чувствуется ограниченный зрительский опыт авторов, явно воспитанных на голливудском кино. И дело здесь не в возрасте, а, наверное, в уровне образования, культурном кругозоре.
Впрочем, не будем слишком строги, да и не стоит забывать, что фестиваль «КиноМаяк» делает пока первые шаги. Каким он будет дальше, зависит от того, насколько высокую планку поставят для себя его создатели, будут ли они сами развиваться, изучая российский и мировой кинематографический опыт, практику проведения молодежных кинофестивалей. И тогда, возможно, мы станем свидетелями открытий, о которых и не предполагали.