Купить PDF-версию
12:55 | 19 марта, Вт
Махачкала
X
07:50 02.06.2023

«Народный инспектор» вне закона

Не так давно поехал на рынок, что по ул. Ирчи Казака в Махачкале. Долго петлял, пока нашёл парковочное место. Возвращаюсь с покупками и вижу, что за моей машиной кто-то вторым рядом припарковался.

Некоторые водители в таких случаях под лобовым стеклом оставляют номер телефона или же не включают стояночный тормоз, а коробку переводят в нейтральное положение, чтобы зажатый водитель при необходимости мог откатить его авто. В данном случае ни того, ни другого. В итоге пришлось добрых полтора часа ждать, пока заявится этот автохам (а как иначе назвать таких?).

Но это полбеды. Беда приключается, когда некоторые водители грубо нарушают правила, превышают установленные скоростные ограничения, проезжают на красный свет светофора, выезжают на встречную полосу даже несмотря на двойную сплошную линию. А с парковками вообще отдельная песня.

Как с такими бороться? Даже многократно увеличив штат автоинспекторов, мы не добьёмся существенного улучшения ситуации. Да и видеокамер на каждые 10 метров дороги не поставишь.

С такими нарушителями должны совместно бороться все, кто дорожит порядком и соблюдением законов. То там, то тут рождаются общественные организации и движения, которые борются за порядок на дорогах. В частности, как пишут СМИ, в Москве с 2015 года действует приложение «Помощник Москвы» для фиксации транспортных средств, паркующихся под запрещающими знаками или на газонах (с рассылкой штрафов от Московской административной дорожной инспекции). Но такие энтузиасты так же быстро сворачивают свою работу, поскольку их деятельность никак законом не регламентирована.

И тогда родилась идея создать мобильное приложение «Народный инспектор». Человек, зафиксировав то или иное грубое нарушение, отсылает снимки (видео) в ГИБДД, а там пусть решают, какое применить наказание.

Опять же: и эта деятельность должна иметь законную основу. Поправки к КоАП Правительство РФ внесло в парламент еще в 2017 году. Затем законопроект, наделяющий граждан правом самостоятельно фиксировать ряд нарушений ПДД, в 2019 году Госдума одобрила в первом чтении. Но дальше дело застопорилось, поскольку не был выработан последующий алгоритм действий, то есть порядок фиксации нарушений ПДД гражданами, порядок применения наказания, обжалования в случае несогласия и др.

И вот результат: недавно Госдума отклонила этот законопроект. Депутаты посчитали, что документ «сырой» и содержит ряд недочетов, которые создавали бы спорные ситуации и нарушение процессуальных прав. Наверное, дотошные юристы им подсказали, что еще в июне 2019-го пленум Верховного суда в своем постановлении отмечал: съемка с помощью телефона не считается автоматической фиксацией нарушений.

Круг замкнулся. Но проблема-то осталась. И она имеет тенденцию к усугублению. Факт отклонения Госдумой этого законопроекта разделил комментаторов на две группы. Приведём некоторые аргументы и той и другой.

«Новость очень плохая. Пока народ не будет задействован для фиксации нарушений ПДД, беспредел на дорогах так и будет продолжаться, потому что гаишников везде не поставишь. Только отморозки, лихачи, хамы и просто дураки могут радоваться таким новостям».

«Мне по барабану, что человек припарковался не в том месте. Но я готов бить лицо каждому, кто выехал на слепой обгон на подъёме, наплевав на разметку и знаки. Поэтому закон надо принять, но нужно просто ограничить список нарушений, которые могут фиксироваться гражданами».

«У нас любят кивать, мол, где-то хорошо, там порядок, не то что у нас. Но там порядок потому, что штрафы драконовские, и потому люди не гадят под себя. У нас везде мусор, не власть же его накидала. В деле наведения порядка народ с себя начать не хочет, только условия ставит: вот там пусть сперва что-то сделают, а потом я… Невозможно навести порядок, не наказывая за его нарушение».

Это аргументы группы, которая желала бы иметь такой закон. А вот мнения противников.

«Уж не знаю где как, но в Москве полно придурков, которые фотографировали с определенного ракурса, и казалось, что есть нарушение. А делали они это потому, что ты, сволочь, на «порше» ездишь, а я жду акцию на «дошик» в пятерочке. И таких немало, так что правильно, что отклонили этот законопроект».

«А в чём проблема? Приём обращений граждан в ГИБДД обязан быть организован в том числе с помощью телекоммуникационных средств. Если отсутствует специализированный портал (он есть чуть ли не в каждом регионе), просто отправляйте фото-, видеоматериалы на общий адрес местной инспекции. Там обращение рассмотрят и примут решение. И да, это работает, проверяли».

«Подобное приложение вызовет социальный взрыв в России! Народ будет фоткать авто друг друга на газонах, тротуарах, во дворах, авто чиновников, встающих вторым-третьим рядами или поперек… Нет в большинстве городов России соответствующей инфраструктуры, нет достаточного количества парковок! Такое приложение можно и нужно вводить там, где есть достаточное количество парковок и всё размечено».

«Фотофиксация нарушений требует тщательных проработок технического и, ещё больше, юридического характеров. Иначе будет коллапс».

«Иногда около подъезда нет места, чтобы разгрузиться или подождать человека, который должен выйти. В этот момент вас и могут сфотографировать, будет видно номер и как припаркована машина, потом оправдывайся, что стоял там минуту, а не припарковался на три дня и ушёл по своим делам. Это только один из примеров».

Вот такие мнения. Из которых однозначно видно, что порядок нужно наводить, но предлагаемый вариант для этого не годится. Поиск годного продолжается.

Статьи из «Колесо»

Автослесарь супротив автомаляра

12
Взялся как-то доморощенный гуру авторемонта «вылечить»...

«Миллионники» – в прошлом?

30
Есть мнение, что современные автомобили снабжаются двигателями с низким ресурсом, то есть...

В ГИБДД дали совет

8
Никто не будет спорить, что одной из самых частых причин ДТП является превышение водителями...

Торопитесь не спеша

4
Никто не будет спорить, что одной из самых частых причин ДТП является превышение водителями...

Нарушителей ПДД ждут новые штрафы

7
Важные изменения в организации дорожного движения ждут автомобилистов в начале 2024 года. Они коснулись работы светофоров,...

Зима. Водитель, «торжествуя…»

3
Как негативно, а вернее, насколько пагубно влияет зима на состояние автомобиля? Причем,...

Всё началось с мотора для лодки

6
Наверное, ни одна марка мотоциклов не овеяна таким...

Защита детей в автомобиле

7
Маленьких пассажиров следует перевозить в полноценном детском кресле-ковше, защищающем со...

Видеорегистратор как аргумент

7
Вообще видеозапись – это доказательство? Юристы говорят: да. Чтобы разобраться, что такое доказательства и как они регулируются,...

Плюсы и минусы AGM-аккумуляторов

33
Любой, даже самый хороший, автомобиль (и не только)...

Пятёрка – «Тройке»

4
Отечественный автопром в начале 1970-х годов был полностью преобразован. Новый Волжский автозавод в Тольятти начал выпуск лицензионного автомобиля ВАЗ-2101, основой...