Купить PDF-версию
13:22 | 25 апреля, Чт
Махачкала
X
09:30 07.02.2019

СМИ: формирование общественного мнения

Ильман Алипулатов
Выпуск - 2019 №№ 27-28
41

Человек и телевидение – партнеры, находящиеся в диалоге. Это идеальная модель, в которой должны были бы учитываться все психологические, гендерные, возрастные и прочие различия. По словам ряда независимых экспертов, пресса – испытанный механизм взаимодействия внутри общества, установления в нем мира и согласия.

Разрушение этого механизма неминуемо приведет к непредсказуемым последствиям. Сегодня электронные СМИ – не только средство общения, но и один из основных инструментов социального управления, мощное оружие, влияющее на массовое сознание, формирование определенных взглядов и убеждений телезрителей.

Герберт Маршалл Маклюэн (1911-1980), канадский теоретик, исследовавший жизнь человека в информационном обществе, в своей концепции «глобальной деревни» утверждал: возвращение прочного контакта с окружающими на основе электронных СМИ снова объединит мир – он станет «большой деревней». Но Маклюэн предупреждал, что жизнь в информационном обществе открывает новые возможности контроля над человеком и манипулирования им.

В современном мире проблема журналистского профессионализма напрямую зависит от процессов, которые происходят в обществе. Результаты многочисленных  исследований  дают основания для озвучивания некоторых тенденций, которые характеризуют динамику развития этого фактора. Многие  из них связаны с несовершенством законов и плохой  организацией  работы редакционных коллективов, отсутствием в них порой творческой атмосферы, элементарных профессиональных  качеств у отдельных руководителей СМИ.

Болезненный переход от авторитарной к демократической парадигме деятельности проявляется и в сегодняшнем моральном кризисе, в представлениях журналистов о смысле своей профессии, своей роли в обществе. Вряд ли можно считать нормальным тот факт, что лишь 36,5 процента журналистов считают свою деятельность успешной. В независимых изданиях число удовлетворенных своей деятельностью намного выше — 58,5 процента.

Журналистика в целом и телевидение в частности в Дагестане переживают не самые лучшие времена.  Региональные электронные СМИ в республике испытывают серьезные проблемы, связанные с  ухудшением качества информационного  и тематического вещания. Об этом свидетельствуют итоги социологических опросов и анализ деятельности государственных телевизионных каналов и радиостанций в последние годы. Отсюда вывод: количество электронных  СМИ в  Дагестане с каждым годом увеличивается (в Дагестане зарегистрировано более 130 телерадиокомпаний), а качество продукции  оставляет желать лучшего.

Зачастую на телеэкране вместо вдумчивого серьёзного разговора о повседневных проблемах в общественно-политической и социально-экономической жизни мелькают одни  и те же кадры со всякого рода заседаний и совещаний. Государственные телевизионные каналы явно перебарщивают в показе политиков, руководителей и чиновников самого разного уровня. Официальных материалов в отдельных информационных выпусках гораздо больше, чем сюжетов на актуальные социально-экономические темы с мест.

Сегодня в функционировании и развитии региональных СМИ множество проблем, в первую очередь – отсутствие современной, продуманной системы подготовки и переподготовки журналистских кадров. Серьезную обеспокоенность вызывает средний возраст работников дагестанских  газет, журналов, телевидения – 50 лет.

И все же главной проблемой остается новая информационная политика на ближайшие годы. Факт остается фактом: в последние годы дагестанских журналистов мало интересует обычный рядовой человек, ищущий защиту в неустойчивом и агрессивном мире. Так получается, что медиаконтент посвящен сильным мира сего в политике, бизнесе, развлечениях. Групповое равнодушие к телезрителю, читателю рикошетом бьет по журналистике и ее основам. Журналист стал ориентироваться на человека как на безликого, бездушного потребителя информации.

Сегодня  региональные СМИ в Дагестане  играют качественно новую роль, являясь определяющим каналом формирования общественного мнения, инструментом властных структур в создании и поддержании ими собственного благоприятного имиджа, формировании общественного мнения нужной направленности. Тем не менее вопросов о положении дел в электронных СМИ действительно немало. Главный из них – насколько то, что мы видим ежедневно на экране, соответствует реальности.

По утверждению экс-советника Главы Дагестана Деньги Халидова, сегодня общественное мнение формируется независимыми изданиями, и государство обязано реагировать на контент в Интернете, который не имеет ничего общего с реальностью и с тем, что мы считаем положительным с точки зрения морали. Это и пропаганда порнографии, и пропаганда экстремизма. Поэтому нужно найти юридически и научно обоснованные, безупречные методы по нейтрализации этой пропаганды, как это сделано в ряде стран. Мы можем пройти между силой покушения на свободу слова и всеобщей вакханалией, которая творится в интернет-пространстве. Если нам удастся найти золотую середину или хотя бы обозначить вектор, значит, мы не зря поработали.

И здесь возникает вопрос: почему порой наши коллеги показывают жизнь в дагестанском обществе несколько приукрашенной, почему очень часто обходятся острые углы? Для примера возьмём ситуацию в сфере здравоохранения. Актуальный вопрос – отношение к больным, уровень квалификации  врачей, работников среднего медицинского персонала.

Не секрет, ежедневно мы встречаемся с невнимательным, равнодушным, а порою преступно халатным отношением к больным. Оценка суровая, но объективная. Этот вопрос часто обсуждается в разговорах людей. А что мы видим в телевизионных программах республиканского телевидения, читаем в газетах? Много тёплых и задушевных слов о тех, кто стоит на страже здоровья (порой заслуженных), и очень мало о серьезных  проблемах, с которыми сталкиваются дагестанцы в медицинских учреждениях.

Проблем немало во  многих других сферах нашей жизни. Так  и возникают вопросы, на которые  телезрители, к сожалению, не получают вразумительных, аргументированных ответов.

В последние годы эксперты высказывают мысль о выработке общих международных правил, по которым могли бы строиться взаимоотношения СМИ и государства. По их мнению, государство обязано быть не только прозрачным и понятным, но и занимать активную позицию при построении взаимоотношений с медиасообществом. Необходимо добиться взаимной ответственности власти и средств массовой информации. Все правильно. Это должно стать реальностью в деятельности СМИ, в их взаимоотношениях с властью.

В последнее время заметно снизился уровень грамотности населения, понизилась и общественная нетерпимость к проявлению безграмотности. Конечно, о человеке судят не по словам, а по делам. Однако следует помнить, что умение правильно, точно, выразительно говорить – основа высокой культуры человека.

Специфика телевидения заключается в сиюминутности информации: здесь нет возможности уточнить, переспросить. Поэтому качество языковой составляющей телевидения требует большего внимания, поскольку аудитория воспринимает не только информацию, но и ее звучание (произношение, интонацию).

Телевидение и радио во многом определяют языковую культуру общества. Между тем здесь работают люди разных профессий, выходцы из разных городов и районов, иногда и совсем не подготовленные для такой работы. Опыт показывает: далеко не всегда творчески одаренный журналист умеет озвучить свой хорошо подготовленный сюжет. Многие тележурналисты забывают, что речь является их визитной карточкой и ею нужно дорожить.

И здесь мы опять возвращаемся к тому, что необходимо вывести на новый уровень подготовку телевизионных и радиожурналистов.

И еще одна проблема. Говоря о современном телевидении, нельзя не сказать о критике  и действенности. Федеральный закон «О СМИ» обязывает всех чиновников своевременно и объективно отвечать на критические выступления средств массовой информации. Это значит, что критика должна доходить до адресата. Органы власти должны принимать конкретные меры по устранению недостатков, наказанию виновных. Необходимо учить людей пользоваться уже существующими общественными и экономическими механизмами. Не пиарить политиков и бизнесменов, а объективно информировать общество о результатах их работы,  критиковать зарвавшихся чиновников, анализировать ситуацию в республике.

И очень важно, что в Дагестане новая политическая команда В. Васильева понимает, что власть только тогда эффективна, когда находится в постоянном диалоге с обществом. А такой диалог немыслим без СМИ и журналистов.

Статьи из «Общество»

Минусы коррупционного мировоззрения

0
Коррупционный иммунитет, который выработало наше общество за постперестроечный период, значительно замедляет появление...

Забег удался!

4
Туристический сезон 2024 года в Дагестане официально открыт! И весьма символично, что старт...

Мошенники в сфере ОСАГО

3
Дагестан вошел в число регионов с наиболее высоким риском мошенничества в сфере ОСАГО. Кроме...

Юное поколение агульцев чтит заветы предков

2
По всей стране стартовала весенняя призывная...

ДОСААФ ожидает реорганизация

30
Председатель ДОСААФ России генерал армии Александр Дворников, говоря о планах по...

Агай Мухтарович – мудрый наставник

26
Утро. На часах 8:55, я стою у входа в Дагестанский аграрный...

Бабушка надвое сказала…

7
А что же она надвое сказала? А вот это: «Либо дождь, либо снег, либо будет, либо нет». В этом фольклоре – квинтэссенция отношения простого люда к прогнозу погоды. Те...

Помнить, чтобы не повторилось

17
Все-таки интернет – нехорошая штука. Судите сами: мой восьмилетний сын, насмотревшись разных...

Управление ГИБДД подвело черту

11
Дагестан занимает 6 строчку в списке субъектов Российской...

Видеофиксация ОСАГО

6
Как известно, Госдума уже поддержала закон, исключающий наличие полиса ОСАГО при регистрации автомобиля. Авторы документа уверены, что «автогражданка» никак не...

Все лучшее – гостю!

47
Возмущённо звучит в парке юношеский фальцет: «Так нечестно! Почему у вас этот узел так легко...

Никогда не боялась трудностей

15
Еще не было восьми часов утра. За окном холодный зимний ветер подхватывал пригоршни снега с...