Необходим рост объемов производства
Совет региональных отделений политических партий Республики Дагестан был создан в октябре 2017 года. Какие задачи перед ним поставлены и как они решаются, нам рассказал председатель Совета, председатель регионального отделения политической партии «Российская партия садоводов» в РД Муфтали Яхъяев.
– После выборов депутатов НС РД 2016 года, – говорит он, – у 19 политических партий Дагестана сформировался свой конкретный электорат – по нашим подсчетам, до 450 тысяч человек, которые предпочли по разным проблемным вопросам обращаться именно к нам, и таких обращений становится все больше. Тогда мы и решили создать наш Совет для решения проблем граждан совместно с властями всех уровней. На сегодняшний день мы продолжаем официальный прием граждан в наших общественных приемных.
– Муфтали Низамудинович, в чем суть обращений граждан?
– Людей интересуют вопросы, связанные с экономикой, образованием, здравоохранением, экологией, социальной сферой, ЖКХ, дорожным хозяйством, качеством питьевой воды и продовольствия, транспортной доступностью населенных пунктов. Требуется решение проблемных вопросов, которых за последние 30 лет в республике накопилось довольно много.
Так, например, если в 80-е годы прошлого века в Дагестане функционировало 220 крупных промышленных предприятий, теперь только 15, и общая занятость снизилась до 14 тысяч человек. В городах работали крупные мясо– и пищекомбинаты, консервные и молочные заводы. Из них в настоящем более 90% прекратили свое существование, а оставшиеся производители испытывают большие проблемы с оборотными средствами, кадрами и со сбытом продукции.
Консервных заводов ранее в республике было 41, они входили в состав Дагконсервтреста, где трудились более 100 тыс. человек. Сегодня функционируют только Кикунинский и Кегерский консервные заводы. Надо понимать, что без логистики, без организации маркетинга на предприятиях развитие аграрного сектора экономики не представляется возможным.
В конце ХХ века ежегодно выпускалось около 360-480 муб консервов и перерабатывалось более 108 тысяч тонн плодов и овощей. 14 заводов были размещены в горах. Была обеспечена занятость людей, и дагестанцы знали, куда сдавать овощи и фрукты. В 1995 году в Дагестане было произведено только 18 муб продукции. В 90-е годы все консервные заводы акционировали, но менеджмент так и не стал эффективным. Сегодня республика выпускает консервов в объеме около 8% от уровня 1990 года.
Менее 5% выращиваемой в республике продукции перерабатывается на местных заводах, а выпускаемая продукция неконкурентоспособна по причине отсутствия маркетинга. Почему-то заводы из соседних регионов ежегодно закупают у нас десятки тысяч тонн яблок, груш, персиков и у себя успешно их перерабатывают и производят конкурентоспособную продукцию. А мы не способны? К примеру, краснодарская компания «Вико» ежегодно закупает в Дагестане более 10 тысяч тонн яблок!
Понятно, что в условиях сегодняшней экономической, в том числе банковской, и административной среды производителям в разы сложнее работать и успешно конкурировать даже на дагестанском рынке, не говоря уже о российском. Но возникает вопрос: почему в других регионах доля промышленности в структуре ВРП составляет 15-25%, а в Дагестане – всего 6%?
– В чем, на ваш взгляд, выход из сложившейся ситуации?
– Этот вопрос можно адресовать как производителям, так и структурам, ответственным за развитие дагестанской экономики. Мне видится, что государство или же регион, осуществив акционирование, т.е. передав в частные руки крупнейшие промышленные предприятия, не должны снимать с себя ответственность за их эффективную работу. Если владельцы предприятий не справляются со своими обязанностями по выпуску конкурентоспособной продукции, не способны поэтапно восстанавливать и создавать рабочие места, производить необходимые налоговые отчисления, то надо поставить вопрос о смене таких владельцев на более подготовленных.
Параллельно региональным властям надо создавать более приемлемые экономические условия для хозяйствующих субъектов. Речь о создании региональных экономических фондов для промышленных предприятий по инвестированию или кредитованию – не под 20-30%, а, скажем, для начала под 5%. Также необходимо проработать вопрос по восстановлению социальных условий для рабочих и служащих заводов (общежитий и другой социальной и спортивной инфраструктуры), нужна и совместная кадровая политика на региональном уровне. Следовательно, нужна долгосрочная региональная программа по доведению доли промышленности в ВРП Дагестана до среднероссийского – 18%. Только в этом случае можно добиться существенного снижения уровня безработицы, социальной напряженности и реального роста объема экономики республики. Так, кстати, работают во многих регионах России.
– Вы не упомянули о такой немаловажной отрасли экономики, как энергетика, – в части производства электроэнергии.
– Известно, что нам не хватает собственной электроэнергии. Только в 2010 году Дагестан закупил более 600 млн кВт/ч электроэнергии. На сегодняшний день в республике функционируют 15 станций мощностью около 1800 МВт. Суммарная годовая выработка электроэнергии составляет около 5 млрд. Самур, Аварское и Андийское Койсу, Сулак имеют огромный энергопотенциал. Энергетические ресурсы республики оцениваются в 55 млрд кВт, из них на сегодня освоено всего 10%. Почему бы в Дагестане не развивать малую гидроэнергетику?
– В республике под руководством Главы Дагестана Владимира Васильева проводятся масштабные меры по борьбе с коррупцией, строится новая кадровая политика, идут перемены в строительной отрасли, сельском хозяйстве, здравоохранении. Как вы всё это оцениваете?
– Безусловно, положительно. Наводится порядок в градостроительстве, налоговой, бюджетной политике, предпринимаются конкретные шаги в налаживании социально-экономической жизни республики. Нельзя не отметить существенную экономию бюджетных средств, которые теперь направляются на решение социально-экономических проблем республики. Приведу только один пример: около 1,5 млрд сэкономленных («сохраненных») рублей направляются на капитальный ремонт инфраструктуры водоснабжения.
Отрадно отметить и тот факт, что к управлению республикой и муниципальными образованиями привлекается все больше управленцев с производственным опытом работы, а решения по ключевым финансово-экономическим и социальным вопросам принимаются с участием институтов гражданского общества. Но проблем за последние десятилетия накопилось очень много, и невозможно их все решить в течение короткого срока.
– Одно из направлений деятельности Совета – оказание содействия республиканским и муниципальным властям в решении социально-экономических, экологических, инфраструктурных и других вопросов. В чем оно проявляется?
– Советом принято решение о необходимости заключения соглашений о взаимодействии и сотрудничестве с муниципальными властями. На сегодняшний день структурно подчиненные Совету некоторые федеральные общественные организации, функционирующие в республике, имеют Соглашение как с Правительством Дагестана, так и с рядом администраций муниципальных образований.
С целью реализации принятого Советом решения сделан первый шаг: в декабре 2018 года в администрации Махачкалы состоялась официальная встреча врио главы города Мурада Алиева с делегацией Совета политических партий Дагестана. Достигнута договоренность о заключении двустороннего Соглашения между Советом и администрацией столицы. Стороны договорились совместно организовать конференцию, посвященную проблемам города, с участием расширенного круга известных в республике профессионалов в разных областях экономики для разработки соответствующих рекомендаций и предложений, оказания активного содействия в их качественном исполнении.
Совет располагает солидным арсеналом опытных руководителей, специалистов практически во всех сферах экономики, готовых в любой точке республики оказать квалифицированное содействие в решении того или иного вопроса. У нас имеется целый пакет рекомендаций и предложений по Стратегии социально-экономического развития Дагестана на долгосрочную перспективу, и мы готовы их представить руководству республики, работать над их реализацией.