Драйвер экономики Дагестана
Недавно Абзагир Гусейнов был назначен министром сельского хозяйства и продовольствия РД. Это молодой энергичный руководитель, человек, знающий отрасль АПК изнутри. Беседуем с ним о состоянии и перспективах дагестанского АПК.
– Абзагир Абдурагимович, вы — кандидат сельскохозяйственных наук, победитель кадровых конкурсов «Мой Дагестан» и «Лидеры России». С какими чувствами встретили новость о своем назначении?
– Для меня конкурс был не только соревнованием, способом проявить себя. Мне было также интересно проверить свои компетенции, выявить слабые и сильные стороны для того, чтобы проанализировать и поставить себе новые задачи. Конечно, полной неожиданностью стала новость о назначении министром, приятно осознавать такое высокое доверие руководства республики. И в то же время есть четкое понимание ответственности. АПК – это огромный сектор экономики, которым нужно уметь управлять, и мне, молодому управленцу, предстоит ещё много работать над собой, чтобы соответствовать в полной мере компетенциям доверенного мне высокого государственного поста.
Есть много идей, которые хотел бы реализовать совместно с командой министерства и специалистами районных УСХ. Мы должны быть единым слаженным механизмом, потому что 90% экономики районов приходится на агропромышленный комплекс. Для меня основной целью является улучшение благосостояния селян, повышение доходности АПК. Естественно, требуется выстроить управленческую систему, которая станет адекватно реагировать на современные вызовы, чтобы производить конкурентоспособную продукцию, добиться снижения себестоимости продукции и издержек производства. Для повышения эффективности сельского хозяйства необходимо активнее внедрять в сельхозпроизводство наработки дагестанских и российских ученых, а также зарубежные передовые технологии.
– Какие задачи перед отраслью ставит руководство республики? Над чем предстоит работать в первую очередь?
– В своём недавнем Послании Глава Дагестана Владимир Васильев чётко определил несколько ориентиров: невозможно развивать животноводство без растениеводства, а растениеводство – без мелиорации и эффективного землепользования.
Необходимо продолжить ревизию наших земельных ресурсов, совместно со специалистами Минимущества, Кадастровой палаты чётко определить: сколько у нас используемых земель и в каком они качестве. Мой предшественник Абдулмуслим Абдулмуслимов в прошедшем году провел пересчёт поголовья овец и КРС. Считаю, что надо приступить также к уточнению показателей в других отраслях. Сложности в учёте связаны с тем, что 70-80% продукции АПК производится в личных подсобных хозяйствах населения. Учёт и контроль – это начало любого процесса. Прежде чем планировать какие-либо мероприятия, проекты, инвестиции, всегда надо просчитывать базу, с которой мы начинаем, и ресурсы, которыми обладаем.
Усилия будут направлены и на то, чтобы у нас была полностью синхронно работающая мелиоративная сеть. Хорошую поддержку мы получили от Главы республики: в этом году выделены небывалые за последние десятилетия деньги из бюджета РД для проведения внутрихозяйственных мелиоративных работ. Мы перед руководством Минсельхоза России ставим вопросы по выделению дополнительных средств на очистку большого количества межхозяйственных каналов. К тому же мелиоративные работы помогут нам восстановить выпадающие из оборота пастбища, повысить качество кормовой базы, предупредить опустынивание наших земель на Прикаспийской низменности.
– Животноводство для Дагестана является традиционной отраслью, и она в последнее время показывает хороший экспортный потенциал…
– С осени 2017 года республика совершила большой рывок в плане экспорта баранины, более 4000 тонн мяса мы поставили на экспорт в 2018 году без ущерба для внутреннего потребителя. Сегодня хотим уйти от сырьевого экспорта к экспорту готового продукта. Если осуществлять убой на территории республики, то мы получаем добавленную стоимость, к тому же обрабатываются и остаются субпродукты, шерсть, шкуры и другие составляющие, плюс цена на убойное переработанное мясо выше, чем в живом весе. Мы планируем нарастить экспорт баранины и за счёт инженерного обустройства откормочных площадок.
Кадры и наука – это одна из первостепенных задач. Без квалифицированных специалистов на селе невозможно эффективно хозяйствовать
Республика – один из лидеров среди регионов Северного Кавказа по производству говядины, у нас большие валовые надои молока. Но перерабатывается не более 10%, и здесь есть огромный потенциал роста. В плане развития экономики сельского хозяйства перерабатывающая отрасль является ключевой в генерировании добавленной стоимости. И от того, насколько шире мы сможем охватить переработкой нашу продукцию, зависят и доходы селян, и налогооблагаемая база, и создание рабочих мест.
– Более подробно хотелось бы услышать о планах, касающихся развития перерабатывающей промышленности в Дагестане.
– В бюджете РД на текущий год заложено 185 млн рублей на субсидирование затрат на приобретение технологического оборудования по переработке продукции в отраслях растениеводства и животноводства. То есть сельхозтоваропроизводителям, которые установят оборудование по переработке молока, мяса, плодов или овощей, будем субсидировать до 50% затрат. Есть несколько интересных производств, планирующих расширить переработку плодов и овощей. В частности, речь идет об обновлении и расширении оборудования ООО «Ширван» на юге республики, Кикунинского консервного завода, а также КФХ «Габулакал» в Шамильском районе и ряде других предприятий.
Кстати говоря, сегодня активно работает Инвестсовет при Главе РД, и уже три наших проекта по аграрной отрасли получили и земельные участки, и одобрение. Это ООО «Ферэльгам»: на территории Дербентского района планируется организовать ОРЦ по производству овощей, их переработке и фасовке. Второй проект, который будем реализовывать на инвестиционной площадке «Уйташ», – предприятие по переработке плодов и овощей ООО «Ириб», большой масштабный проект с мощностью переработки до 5 тонн в час. Третий – ООО «Агромит» также на площадке «Уйташ» намерено построить ультрасовременный завод с глубокой переработкой мяса, которое будет в том числе поставляться на экспорт.
В плане развития переработки животноводческой продукции нам необходимы современные убойные пункты, которые позволяли бы качественно и эффективно произвести убой и переработать баранину и субпродукты. В этом плане у нас есть флагманский проект ООО «Агромит», о котором я упоминал выше. Помимо этого, есть и другие проекты. Мы все так называемые «точки роста» изучаем, прорабатываем их с потенциальными инвесторами, объясняем, в каком месте оправданно строить. Они должны быть либо ближе к сырьевой зоне, либо к потребителю. К тому же излишняя их концентрация ведёт к тому, что мощности могут остаться незагруженными. Вообще экономическое планирование в АПК должно быть поставлено во главу угла.
– Сегодня обозначился тренд на прозрачность в вопросах госуправления. Успешно ли министерство справляется с этой задачей?
– 95 процентов подаваемых в министерство заявок на получение господдержки поступает по линии МФЦ. Следующим этапом мы планируем ввести элементы «Бережливого правительства» в министерстве, в планах — использование IT-технологий для того, чтобы улучшить прозрачность и скорость принятия решений. Любой сельхозтоваропроизводитель будет иметь возможность удаленно следить, на какой стадии находится проверка его документов. Но мы также хотим, чтобы была обратная связь с районами. Это очень важно: на муниципальном уровне должны быть чёткий учёт и контроль, потому что сотрудники министерства не могут физически находиться во всех районах и видеть каждого сельхозпроизводителя.
Добавлю также, что в плане проведения мероприятий по грантовой поддержке у нас все материалы проходят тщательную проверку на достоверность представленных заявок, прежде чем их отправить на конкурс. Конкурсные мероприятия проводятся абсолютно прозрачно, система оценки балльная, итоги конкурса выставляются на официальном сайте министерства. Над прозрачностью в работе Минсельхозпрода РД профессионально работал предыдущий руководитель министерства, и эту тенденцию мы продолжим.
– В пределах 70-80% сельхозпродукции производится в хозяйствах населения. Вместе с тем ЛПХ отчасти обделены государственным вниманием…
– Хозяйства населения – это огромный, ёмкий сектор экономики Дагестана, надо обращать внимание на их нужды. Ключевым механизмом развития здесь является сельхозпотребкооперация, чтобы мы могли заходить в торговые сети с оптовыми партиями сельхозпродукции. СПоКи должны формироваться на базе уже действующих сельхозпредприятий, имеющих рынки сбыта, какие-то производственные мощности по переработке, могут помочь техникой, удобрениями, семенами и т.д. С нуля создать потребкооператив очень сложно, должен быть либо инвестор, либо уважаемый человек в селе, который вокруг себя сможет объединить селян. Здесь больше надо работать муниципалитетам. Драйвером ускорения процессов объединения сегодня служит национальный проект по созданию системы поддержки фермеров и развитию сельской кооперации, в том числе заложены несколько видов господдержки именно для потребкооперативов.
– Абзагир Абдурагимович, как обстоят дела с научным потенциалом?
– Кадры и наука – это одна из первостепенных задач. Без квалифицированных специалистов на селе невозможно эффективно хозяйствовать. Мы должны подтянуть наше образование до современных требований, использовать возможности наших аграрных учебных заведений, осуществлять переподготовку имеющихся в производстве кадров. Естественно, нельзя рассчитывать на эффективность АПК без участия аграрной науки, у которой есть очень много разработок, необходимо активно их внедрять в сельхозпроизводство. А в министерстве в свою очередь готовы стимулировать научную деятельность через систему грантовой поддержки.