Купить PDF-версию
22:40 | 18 апреля, Чт
Махачкала
X
09:23 16.03.2017

«Хочешь налоги – поднимай заводы!»

За последние четыре года промышленное производство в Дагестане выросло вдвое, а за прошлый год - более чем на треть. По этому показателю республика стала одним из лидеров в стране. Однако реалии промышленного комплекса Дагестана, некогда дававшего свыше 10 процентов ВРП республики, находятся ныне в удручающем состоянии. Об этом во всеуслышание заявил и Глава Дагестана Рамазан Абдулатипов. На Сочинском инвестиционном форуме руководитель республики сказал: «5% населения республики занято сейчас в промышленности. А в начале XX века было 7%. Если мы по промышленности опустились на феодальный уровень, то значит возрождается средневековье и нас захлестнуло невежество».

Как преодолеть столь существенное отставание и выйти на лидирующие позиции в промышленном производстве не только по темпам роста, но и по величине производимого объема продукции и вкладу в ВРП? Как модернизировать старые республиканские производства, без чего добиться амбициозных целей невозможно?

Высказаться по этому поводу редакция предложила руководителям крупных промышленных предприятий Дагестана: Игорю Гафурову (Махачкалинский завод сепараторов), Арсену Курбанову (ОАО «Стеклопласт»), Музакиру Шихсаидову (ООО «Глобал-М»), Мураду Маличилаеву (ОАО «Завод «Дагдизель»), Имамудину Фатулаеву (ОАО «КЗТМ»), Абдулвагабу Папалашову (ОАО «Завод им. Гаджиева»), Абдулу Галбацеву (ООО «Лакокраска») и начальнику Управления промышленности и инноваций Министерства промышленности и торговли РД Магомеднаби Муртазалиеву.

Разговор на круглом столе получился открытым, острым и откровенным. Вел его журналист Олег Санаев. Предлагаем вашему вниманию наиболее интересные фрагменты обсуждения.

Магомеднаби Муртазалиев:

— По показателям роста промышленного производства Дагестан — лидер РФ и уступает лишь Алтайскому краю. Налогов промышленность дала в бюджет в прошлом году 11,3 млд рублей, здесь также наблюдается рост в 16 процентов. Подросли и зарплаты у работников промышленной сферы, средняя увеличилась на 38 процентов и в 2016 году составила 20,6 тысячи рублей.

Как мы определяем в министерстве основные направления промышленной политики для того, чтобы поддержать существующий рост и по возможности придать ему еще более сильный импульс? В министерстве определили четыре главных направления, на которые, считаем, оправданно делать ставку. Во-первых, необходимо продолжать участвовать в федеральных программах для модернизации наших заводов. Программы могут обеспечить доступность финансовых средств для этих целей и предлагают целый ряд механизмов. Второе: нужно внедрять передовые технологии и осваивать выпуск инновационных изделий.  

Президент России В. Путин поставил задачу довести на оборонных предприятиях объемы гражданской продукции до 50 процентов. На решение этой задачи ориентированы и мы. Поэтому, в-третьих, продолжаем создавать индустриальные парки, оснащаем их инфраструктурой, чтобы инвестор мог прийти и открыть там новые предприятия. Пример тому – строительство нового литейного цеха завода им. Гаджиева на индустриальной площадке «Уйташ». И наконец четвертое, это подготовка профессиональных инженерных и рабочих кадров для промышленных предприятий Дагестана.  

Это, повторюсь, основные стратегические направления, на которые ориентируется Министерство промышленности и торговли республики в развитии промышленного комплекса Дагестана. И мы должны, естественно, тесно взаимодействовать с существующими инструментами и механизмами, предлагаемыми для регионов федеральными институтами развития.

Игорь Гафуров:

— Конечно, промышленный комплекс нашей республики несколько последних лет развивается динамично. Это было сказано на последней коллегии Министерства промышленности и торговли РД, которая прошла на хорошем организационном уровне в деловой атмосфере и на подъеме. Да, по итогам 2016 года рост индекса промышленного производства в Дагестане отмечен до рекордных 136 процентов. Таким же высоким был он и в предыдущем году. Сегодня хорошие в техническом плане возможности есть у заводов «Дагдизель» и «КЭМЗ», они успешно ведут модернизацию своих мощностей и выполняют государственный оборонный заказ.

Однако не у всех промышленных предприятий есть подобные возможности.

Большинство же средств и возможностей на перевооружение производств не имеют, и очевидно, что если бы этот рост был на базе глубокой модернизации всего промышленного комплекса Дагестана, то и результаты были бы весомее, и динамика роста устойчивее. Промышленность занимает особое место в экономике, потому что она играет ключевую роль в обеспечении жизненного уровня населения. Если оценить удельный вес налоговых поступлений, то это порядка 40 процентов.

Как же дагестанским заводам модернизировать свое производство? Самостоятельно многим предприятиям это сделать не под силу. Инициативы руководства Дагестана, предпринимаемые им усилия, конечно же, делу помочь способны. Поддержку со стороны Министерства промышленности и торговли мы ощущаем ежедневно во всех своих начинаниях.  Большое им за это спасибо. Но по большому счету сегодня при всем желании помочь нам у министерства достаточных ресурсов нет. И все же нужно изыскивать возможности. В стране был принят замечательный закон «О промышленной политике в РФ». В нем все расписано, все сказано, за счет чего и как должны модернизироваться промышленные предприятия. Прописаны механизмы и схемы, но вся беда в том, что в полной мере закон этот не реализуется.

Мурад Маличилаев:

— У «Дагдизеля» нет на сегодняшний день проблем, о которых говорят участники круглого стола. У нас есть деньги, есть и возможности модернизировать свое производство. К слову, сегодня мы  строим новый цех, аналога которому нет в СКФО.

Корреспондент:

— Тут речь пошла об участии в федеральных целевых программах. Насколько эффективно участие в них? Расскажите, пожалуйста, почему ни один из проектов дагестанских промышленных предприятий не прошел конкурс Фонда развития промышленности РФ в 2016 году?

Магомеднаби Муртазалиев:

— Конечно, важно, чтобы дагестанские предприятия участвовали в федеральных программах, так как это один из источников получения средств на модернизацию производств. В этом ряду и корпоративные программы. В частности, в одной из них участвует завод «Дагдизель», за счет чего и проводит перевооружение своих мощностей. Формы участия в них могут быть разные. Есть программы субсидирования части процентной ставки по кредитам — это одна из распространенных в стране практик. Однако пока для дагестанских предприятий она остается недоступной. Дело в том, что у промышленных предприятий нет возможностей для получения кредитов в банках. А нет кредитов, нет и смысла добиваться субсидий по ним. Есть также формы участия в программах по НИОКР по приоритетным тематикам, в которых предприятия могут участвовать в качестве индустриального партнера.

Естественно, у нас были большие надежды на Фонд развития промышленности РФ, но работа его сложилась таким образом, что дагестанским предприятиям невозможно получить там средства. Всего от республики заявок на участие поступило 13, все проекты были по тематике импортозамещения и экспортно ориентированные. Проекты соответствовали всем необходимым условиям и требованиям фонда, но он по ходу менял свои условия, требовал то одну документацию, то другую. И несмотря на наши усилия, и на то, что два проекта дошли до Экспертного совета, ни один в итоге не получил ни поддержку, ни финансирование. Складывается мнение, что фонд перестраховывает себя. Кто в итоге получил средства фонда? Крупные российские компании, которые в принципе и не нуждаются в деньгах. Фонд, таким образом, гарантировал возврат средств, а то, что без поддержки остались хорошие проекты, проблема, выходит, наша.  

В настоящем шанс участия дагестанских предприятий в работе фонда сохраняется. Есть новые  программы фонда для участия в совместных проектах с регионами. В своем Послании Народному Собранию Глава республики поручил Правительству РД создать в Дагестане свой республиканский фонд развития промышленности. Эта возможность прописана и в законе «О промышленной политике в РД», который уже принят. Предусмотрено софинансирование этих совместных проектов: на 30 процентов из средств республиканского бюджета и 70% – из средств Фонда развития промышленности РФ.

Корр.: — А деньги откуда?

— Из бюджета. В 15 регионах страны подобные фонды созданы. В Чувашии, к примеру, на эти цели выделено более 1 млрд рублей. Нужно понимать, что это возвратные средства, это займы, при эффективном использовании которых они могут возрасти.

Корр.: — Ну вот, есть, выходит, возможность получения государственной поддержки для промышленных предприятий Дагестана…

Абдулвагаб Папалашов:

— Кто сумел сохранить себя на экономической карте Дагестана? Почему на ней не осталось ни одного нового молодого крупного промышленного предприятия? На плаву лишь старики, как мы, завод им. Гаджиева. Куда пропали и почему приборостроительный завод, «Эльтав», Махачкалинский завод радиотоваров и другие? Почему они прекратили свое существование? Ведь там были современные и передовые технологии.

Почему и как выжили мы? Приведу только несколько цифр. Советский Союз в свое время в год спускал на воду 450-500 кораб­лей военного и гражданского назначения. На каждый из них мы готовили рулевую машину, насосы, поворотные затворы… А что сегодня имеем? В год, и это все последние 10 лет, лишь по 10-15 новых кораблей. Судите сами, насколько сильно упали наши объемы. Помимо этого завод выпускал некогда насосы для угледобывающих шахт – 1,5 тысячи в месяц. Теперь и этого нет. Шахты закрыты, Украина уже заграница.

Как выживали? Выпускали в свое время товары народного потребления. Успешно, но конъюнктура изменилась, и мы закрыли цех по производству очков. Что спасло? Поиск и освоение востребованной продукции. Сегодня мы выпускаем запорную арматуру для предприятий нефтегазовой отрасли, сохранили имеющуюся номенклатуру изделий, освоили новые изделия в отрасли ЖКХ. В итоге из огромного некогда коллектива в 3700 человек сегодня осталось 600. Земля помогла выжить, отчуждение территорий под строительство коммерческого жилья согласно генплану Махачкалы.

По поводу инвестиций и кредитов и Фонда развития промышленности РФ. Не стоит на это рассчитывать. Никто нам ничем не поможет…

Корр.: — Возможно, дагестанские предприятия не «вытягивают» федеральный уровень, оттого и не проходят отбор?  

— Вот руководитель завода «Дагфос», – человек грамотный, умный и компетентный, года два, можно сказать, «прописан» в кабинетах московских чиновников. А что в итоге? Ни копейки не получил. А руководитель завода «Авиаагрегат» сколько старался? Прекрасный был проект. И что?

Имамудин Фатулаев:

— Получить деньги дагестански­м промышленным предприятиям в федеральных программах практически невозможно. Если получится, то и не рад будешь. У нашего завода есть такой печальный опыт. Был у нас контракт на 24 миллиона с Министерством обороны РФ. По условиям контракта 40 процентов средств — аванс. Чтобы его получить, нужна банковская гарантия. Если ее нет, то завод должен перечислить 9 миллионов рублей в качестве залога. Потом эти же деньги, но уже с другого счета выделяют предприятию, которое выполняет всю работу. Так вот, свои деньги наш завод в итоге получал частями: сначала 4,5 миллиона, а вторую половину только через 1,5 года по причине чиновничьей нерасторопности или халатности. По такой вот схеме нам и предлагают работать.

Что касается участия в государственных программах, то там для получения кредитов нужны банковские гарантии или залог. Ни один банк в Дагестане гарантии нам не дает! Когда выходим на федеральный уровень, узнав, что мы из Дагестана, с нами вообще говорить не желают. КЭМЗ с его многомиллиардными оборотами кредит в сумме 600 миллионов взять не сумел. Чего уж нам в эти истории влезать.

Абдулвагаб Папалашов:

— Другая проблема. Куда делись наши профтехучилища? У коллектива завода им. Гаджиева из оставшихся 600 человек персонала, можно сказать, 250 – это инвалиды и пенсионеры. Откуда нам брать специалистов? ДГТУ? Где выпускники этого вуза, где инженеры? Нам нужны литейщики, токари и слесари. Да, мы обучаем их сами, тратим на это ежегодно 1,5-2 миллиона рублей, и почему бы государству не компенсировать наши затраты на это обучение?

Музакир Шихсаидов:

— В советское время уделяли большое внимание человеку труда. Надо это отношение возрождать. Да, в Дагестане есть темпы роста производства, но нам сегодня нужно думать, как сохранить эту положительную динамику, что делать дальше для этого. Нужно смотреть вперед, нужно вести последовательную промышленную политику, чтобы не зарубить на корню те ростки, которые с  трудом пробиваются на нашей земле. Вот я в свое время взял завод. Он был в долгах, разруха, специалистов нет. Но все имеющиеся долги по зарплате в общей сложности за 8 месяцев работникам завода были выплачены.

Наладили мы работу, производство, встали, можно сказать, на ноги. А в 2014 году нам подняли налоги на землю практически в 4 раза! За несколько последних лет в общей сложности в 8 раз подняли. Вот что с нами делают! В Европе же в год рост не более 10 процентов, не больше. Может, потому у них нет наших проблем. Хорошо, Европа далеко, но возьмем соседей. В Ставрополье у подобного технопарка — 0 процентов налогов. А тарифы за электроэнергию? Платежи за газ с 2005 года в республике возросли в 7 раз. У нас есть наука, есть заводы с потенциалом производства, но союза между ними нет, совместной работы нет. Каждый живет своей жизнью. Нам в этом нужно брать пример с Москвы. Там за последние годы мэр столицы Собянин открыл порядка 20 технопарков, которые на деле показали свою эффективность…

Арсен Курбанов:

— Мы, как и Дагдизель выполняем оборонный заказ. Управляемся, как правило, сами, без посторонней помощи. По поводу темпов скажу. Конечно, если считать с нулевого уровня, с упадка, который у нас наблюдается, 136 процентов – это хорошо. Я руковожу заводом с советских времен, и если сравнивать внимание властей к промышленному сектору тогда и сегодня, можно сказать, что в настоящем его попросту нет. Не знаю, как на других предприятиях, но у нас на заводе никого из чиновников не было много лет. Кредиты в банках получить нереально, и если есть успехи у завода, то это прежде всего заслуга руководителей предприятий. Мы за кредитами в банки не обращаемся. Бесполезно! Но и одними разговорами промышленность возродить невозможно. Нам нужны инвестиции. Но кто с ними к нам придет? Мы не создаем достаточных условий для их привлечения. Местные предприятия – на грани выживания. Бесконечные проверки, недоступность кредитов, рост тарифов, отсутствие специалистов, квалифицированных рабочих – вот реальная картина дагестанского промышленного сектора.

Абдул Галбацев:

— Спасибо Министерству промышленности и торговли РД, что оно есть, и за то, что хоть словом нас поддерживает. Ресурс министерства ограничен. У них есть определенные рамки, они руководствуются существующими законами, регламентом и правилами и часто просто не в состоянии нам помочь. Нужно также понимать, что рост производства на 136 процентов прежде всего связан с оборонным заказом. Такое же предприятие, как наше, у которого оборот невелик, в настоящем не может попасть в обыкновенные торги. Дело в том, что тендеры  в Дагестане проводятся на ремонт, но не на продукцию, которую используют в ремонте. Нам многократно обещали учесть наши интересы, но годы проходят, а изменений нет. Что получается? Наша продукция — лакокрасочные изделия — выпадает из налоговой базы. Где приобретаются материалы для ремонта наших школ? И таких примеров десятки, сотни. Соглашусь с коллегами и по поводу недоступности кредитов. Это в сельском хозяйстве есть  доступные субсидии, льготные кредиты — в промышленном секторе их получить невозможно. А ведь для Дагестана это жизненно важная отрасль. Такого промышленного комплекса, как у нас, нет во всем СКФО, и очень обидно, что имеющийся потенциал невозможно реализовать в полную силу.

РS. Очевидно, что без существенного финансового участия федерального бюджета в развитии промышленного комплекса республики встать на качественно новый уровень дагестанским предприятиям очень проблематично. Можно по всякому относиться к промышленной политике в стране. Однако, не принимая реальности, в которой для регионов созданы жесткие условия, возможно, и не всегда оправданные, на взгляд предпринимателей, прогресса в деле не будет. Да, возможно, не всегда отбор конкурсантов и их проектов обусловлен справедливой и здоровой конкуренцией. Но, как говорится, надо научиться выигрывать с явным преимуществом. Надо быть сильнее, а она, сила, – в консолидации. По всей видимости, промышленники Дагестана, пройдя этап размежевания, разбрасывания камней, сегодня могут подойти к их собиранию. В этой связи поручение Главы республики Рамазана Абдулатипова, озвученное в Послании парламенту республики, создать Фонд развития промышленности РД может стать одним из шагов к этому процессу. Известно, что посредством фонда планируется вложить в инфраструктуру и развитие промышленности не менее миллиарда рублей. Это немало, хотя и понятно, что далеко недостаточно для модернизации всего промышленного комплекса.

Между тем деньги – это лишь одно из недостающих и, возможно, основных звеньев в цепи, напряжение в которой могут поддержать все перечисленные стратегические ориентиры, высказанные представителем Министерства промышленности и торговли РД. Пока же в ней много обрывов, нерешенных и запущенных проблем, которые без всего бизнес-сообщества Дагестана и без широкого обсуждения общественности трудно разрешимы. Сложно поверить и в то, что, упустив и разрушив старые, испытанные временем предприятия, мы добьемся успеха, открывая новые. Что имеем — не храним, потерявши – плачем. Мы забыли, что только развитое промышленное производство способно дать бюджету существенные налоговые вливания, занятость, научный потенциал, развитую социальную сферу, которые в конечном счете и обуславливают наш с вами жизненный уровень. Так за чем дело стало? Нужно поднимать заводы!

Статьи из «Экономика»

Рынок сбыта расширяется

38
Сегодня в стране мер поддержки предпринимательства действует много. А после прозвучавшего...

Под пристальным вниманием

3
Энергосистема Дагестана, подверженная из-за крайней изношенности высокой аварийности,...

Чеки онлайн

3
УФНС России по Республике Дагестан напоминает, что кассовый чек – документ, который...

ГЖИ мониторит ситуацию

6
Проект «День собственника» инициирован для того, чтобы в очередной раз напомнить всем...

Есть и обувь, и текстиль

55
Порядка 40 предпринимателей и компаний текстильной, обувной и легкой промышленности вошли в Ассоциацию текстильщиков России (АТР), создав ее дагестанское...

В Махачкале прошла ярмарка трудоустройства

22
Как найти работу? С чего начать? Эти и другие...

Реальные кадры

222
В современном быстроменяющемся мире наличие компетентных и профессионально подготовленных...

Из жизни дагестанской лозы

132
В последние годы отрасль виноградарства Дагестана заметно оживилась. Растущая год от года...