12:00 | 20 сентября, Чт

Махачкала

31.05.2018
1 EUR 72.5211 Руб -0.0058
1 USD 62.5937 Руб -0.0483

Заставить душу трудиться

A- A+

Руководство республики особую роль в осуществлении модернизации нашего горного края отводит творческой интеллигенции, которая способна более ярко и эмоционально отразить общественные настроения и чаяния людей.

И здесь во всей полноте встает вопрос использования и воспроизводства нашего культурного потенциала. Гамзат Гусейнов, директор Мамедкалинской художественной школы, многие годы посвятил эстетическому воспитанию детей, их приобщению к настоящему искусству. Работы учеников школы выставлялись во многих странах, сами они неоднократно становились лауреатами конкурсов. Гамзат Гусейнов приложил немало сил и энергии для создания в республике музеев, подготовки дизайна и экспозиций этих хранилищ культуры. У него есть моральное и профессиональное право говорить о насущных проблемах состояния культурной жизни и сферы образования республики.

– Гамзат, что вы вкладываете в понятие «культура»?

– В моем представлении культура – это в первую очередь ценности, моральные нормы, мифы, стереотипы. То, что исцеляет нас от бездуховности, безнравственности, пренебрежения к родным истокам. Одним словом, это наше телесное и духовное здоровье. Не зря древние люди оставляли свои рисунки на скалах. Они хотели передать следующим поколениям информацию в виде криптограмм.

Иногда мы, современные люди, к сожалению, забываем о том, что надо сохранять наше наследие. Возьмем для примера Дербент. Реставрация, которую здесь проводят, как говорится, ни в какие ворота не лезет. А ведь есть законы реставрации. Нельзя же современный камень ставить рядом с древним! Через 10-15 лет здесь вообще не останется ничего от старины. Наша гордость Дербент становится обычным провинциальным городом.

– Может, потому, что некоторые чиновники считают, что культура – это то, чем занимаются в свободное время после экономики, социальных отношений, образования, здравоохранения и т.д.

– К сожалению, этот остаточный принцип по-прежнему живуч. Я бы предложил, прежде чем назначать чиновника на высокий пост, тестировать его на культуру. Речь идет в первую очередь о таких должностях, как мэр города, глава администрации района, села. Они должны, даже обязаны знать историко-культурное наследие своего населенного пункта, чтить память знаменитых земляков, сохранять памятники федерального и республиканского значения.

Мы сможем многого добиться, если будем всерьез заботиться о преемственности наших традиций, передаче опыта старших младшим. Сегодня мы много говорим о культуре туризма. А ведь это не только рестораны и гостиницы. У нас много разнообразных проявлений самобытной культуры. К сожалению, многое теряется, разбазаривается, уходит безвозвратно. Это касается и народно-прикладного искусства, и фольклора, музыкальной и песенной культуры, и этической культуры, которую мы называем горский этикет. Посмотрите, как мало дагестанцев посещают выставки наших художников, презентации книг писателей в Национальной библиотеке. У нас научились проводить мероприятия ради «галочки», различные майданы. Много напускного, много шума. А ведь миссия культуры и искусства – заставить душу трудиться, сопереживать. В противном случае мы деградируем.

– Вы автор концепций и дизайнер многих музеев республики. Каково сегодня состояние этой работы?

– На моем счету 12 музеев как республиканских, так и ведомственных. Вне зависимости от их статуса, стараюсь подходить к работе с душой. Именно так, к примеру, я ощущал себя при создании музеев рыбоконсервного комбината, министерств сельского хозяйства, внутренних дел, ФСБ и т. д. Главный вопрос, который мы ставим, когда создаем музей, заключается в том, как соединить на одной площадке две линии – историческую и современную. Если в этом смысле рассматривать музейное дело, то сегодня с этим не совсем всё в порядке. При создании музея мы должны уметь эффективно реализовать изначальную идею, замысел. Образно говоря, важно определить маршрут, по которому мы незримо будем вести посетителя. В этом заключается мастерство дизайнера. Если это удается, то экспонаты, старые и современные, будут гармоничны. К созданию музея необходимо подходить образно, то есть какие ассоциации возникают, когда ты обдумываешь концепцию музея.

Необходимо выгодно обыграть объемное пространство музея для его художественного обогащения. Важно использовать все имеющиеся в распоряжении дизайнера средства для того, чтобы увлечь посетителя внимательно осматривать все экспозиции. Это схоже с тем, когда открываешь первую страницу хорошего романа, – хочешь дочитать его до конца. Все важно: и свет, и контраст, а порой и дисгармония. Надо добиться, чтобы человеку, который пришел в музей, не было скучно. Это наша главная задача.

– А какая работа была первой?

– Музей Уллубия Буйнакского. Мне искренне хотелось не только качественно выполнить заказ Правительства РД, но и отдать дань особого уважения этому мужественному и несгибаемому революционеру. Сегодня возникла необходимость пересмотреть концепцию этого музея, так как собрано много новых свидетельств Гражданской войны в Дагестане.

– Есть ли у музея свой язык, образ, особенности, а может, идеология?

– Несомненно. Именно такой подход я исповедую. Если хотите, это мой стиль, мой почерк. Мне самому неинтересно, когда по дизайнерской инфраструктуре музеи похожи друг на друга. Я родом из легендарного села Кала-Корейш Дахадаевского района. Мне больно, что неоправданно затягивается создание здесь музея под открытым небом. А ведь он мог бы реанимировать древнейший памятник мусульманской истории, архитектуры и прикладного искусства Дагестана. Думаю, власти все-таки осознают особенный характер этого памятника.

– А как с поддержкой жителей населенного пункта или руководства ведомства?

– Без этого ни один музей невозможно создать. В Хасавюрте был такой энтузиаст, учитель истории Драгобед. Он был влюблен в историю своего города, был истинным его патриотом. В работе над созданием местного музея он мне постоянно помогал, оставаясь вместе со мной до позднего вечера. Впоследствии он стал первым директором музея.

– А последователей много?

– К счастью, много. Они создают музеи на собственные средства, чтобы оставить в наследство память об истории своего села, города, известных земляках, событиях и фактах, с ними связанных. Эти подвижники не исповедуют культ золотого тельца, они на самом деле идеалисты. Вот пример. В селе Башлыкент Каякентского района энтузиасты хотят на средства джамаата создать музей. К сведению, Герой Социалистического Труда, академик Нариман Алиев родом из этого села. Особенно отличился девятиклассник, который собрал и систематизировал огромное количество артефактов. В Ахтах целая семья на протяжении нескольких поколений занята подобной деятельностью.

Музеи – это наследие народа. Появились новые музеи с новыми экспонатами, сюжетами. Но почему все это надо делать так непрофессионально? Кстати, я не одинок в этом мнении. Надо сказать, что в последние годы прослеживается тенденция агрессивного дилетантства, и это не только в музейном деле. А ведь понятие «музейная педагогика» – не просто слова. Мы живем в такое время, что все быстро меняется. Чтобы «перекодировать» людей, раньше уходили столетия, сейчас это происходит за считанные годы. Не стать манкуртами, не помнящими своих кодов, своих корней, нам поможет только культура.

Следите за новостями в нашем Telegram-канале - @dagpravdaru

Другие тэги

Статьи по тегам

Статьи из рубрики «Культура»