Купить PDF-версию
01:45 | 20 апреля, Сб
Махачкала
X
09:28 31.08.2018

В царстве истин

Он не просто познает мир, объясняет определенные явления, он окрашивает их всеми цветами своих эмоциональных состояний: отрицает одни воззрения и утверждает другие, чувствует, надеется, борется. Чисто рациональный взгляд на философию, по мнению профессора Билалова, недостаточен, ибо философия – это не только знание о мире, но и особого рода отношение к действительности, образ жизни, убеждение, верование.

– История в хронологическом порядке расставляет события, философия же больше осмысливает их, даёт оценку. Правильной ли мы дорогой идем, Мустафа Исаевич?

– Классический вариант гражданского общества с принципами западной либеральной демократии в масштабах Северного Кавказа и нашей страны в целом, как я утверждаю уже лет тридцать, неперспективен. Для России приемлемыми являются тенденции глобализации и формирующегося глобального гражданского общества. Я его еще называю гражданским обществом регионального типа, с региональными базовыми ценностями. Глобализация унифицирует, приводя человеческие отношения к единому, универсальному. И это плохо, потому что народы тем самым теряют свою идентичность. Альтернативой глобализации является как раз регионализация.

– Свобода, творчество, любовь – важные составляющие бытия. При этом человек рано или поздно задумывается о смысле своего существования, осознает свою смертность. В чем все-таки его предназначение?

– Основное предназначение – соответствовать человеческой сущности, поддержанию рода: мы все пришли в этот мир с тем, чтобы продолжить жизнь человечества, родить себе подобных, воспитать потомков. Это очень важная миссия человека. Вторая миссия – трудовая деятельность в соответствии с природными данными, задатками, способностями индивида. И если мы их реализуем адекватно, по назначению – в этом тоже заключаются смысл жизни и счастье. Так рассуждали и античные философы, и мусульманские, и философы Нового времени.

– Выходит, проблему смысла жизни, фундаментальную в философии, исследовали всегда. Но ведь индивидуальное бытие человека противоречиво, каждый, так или иначе, смотрит на мир сквозь призму собственного опыта. Стоит ли прогнозировать, что когда-нибудь появится единое мнение относительно того, зачем люди живут?

– В науке окончательных истин нет, наука все время перебирает варианты, идет сменой парадигм. Каждая парадигма – это определенный осмысленный период нашего бытия. Когда одна парадигма сменяет другую, то она становится доминирующей. И философские парадигмы живут значительно дольше, чем, допустим, физические, естественно-научные и т.д.

– Человек рождается, развивается и совершенствуется, а потом умирает, поскольку зависит от природного цикла. Какие предпосылки для развития он имеет сегодня? Этот вопрос адресован вам еще и потому, что вы, как философ, имеете общий критический подход к познанию всего сущего.

– Действительно, философ всегда в оппозиции, но в оппозиции конструктивной: критика ведь – это не только способность отвергать, но и предлагать. Философия, с одной стороны, креативное, а с другой – критическое осмысление действительности. И в этом плане перспективы человека не так уж и безоблачны: научно-технические революции, информационные и иные технологии не всегда служат его интересам, нередко они наносят большой вред нашей культуре, физиологии. Дело порой доходит до того, что, используя технические средства, люди начинают нарушать свое естество, превращаясь в киборгов. Подобного рода процессы так и называются – киборгизация. Есть также понятие «эра постчеловека», связанное с отрывом человека от собственной этнической культуры. Сегодня пошла тенденция на Западе – однополые браки, вандализация культуры, имеют место другие нарушения традиционных устоев человека. И можно ли сказать, что человек, совершающий безнравственные поступки, достоин жить в обществе, находиться рядом с нами? Если придерживаться европейских либерально-демократических взглядов, то мы должны уважать эти устремления. Но опять же вопрос: являются ли эти устремления отвечающими сущности человека?

– По Гераклиту – познание начинается с чувств, при этом чувственные данные дают лишь поверхностную характеристику познаваемому и потому должны быть соответствующим образом обработаны разумом. Теория познания Платона построена на том, что человек имеет врожденные идеи. Аристотель полагал, что для человека необязательно знать много, но важно понимать многое, а Шопенгауэр все, что существует, понимает как волю – волю к жизни. Чьи философские взгляды наиболее близки вам?

– Все эти взгляды давно превзойдены как односторонние.­ Сегодня теория познания представляется очень сложной концепцией. За моим именем, например, закрепилась концепция полилога познавательных культур в философии истины. В соответствии с этой концепцией познание осуществляется не только чувствами, разумом, мышлением, но и бессознательным, иррациональным, мистическим, религиозным… И такой подход говорит о том, что нужно быть толерантным не только к мнениям, но и к различным познавательным культурам. А их очень много.

Билалов Мустафа Исаевич – доктор фило­софских наук, профессор. Родился 4 сентября 1948 года в селе Бабаюрт Бабаюртовского района. В семье Билаловых – четыре сына и одна дочь. Все учились в ДГУ.

Более полувека связывает профессора Билалова с ДГУ. В нем за 40 лет научно-педагогической деятельности после московской аспирантуры прошел все ступени роста. Старший лаборант научно-исследовательской лаборатории, преподаватель, ст. преподаватель, доцент кафедры философии, декан по работе с иностранными студентами, докторант в Московском госпедуниверситете, в 1991г. там же защитил диссертацию на соискание ученой степени доктора философских наук.

Видный организатор и администратор высшего образования в Дагестане. С 1991 г. проректор по воспитательной работе ДГУ, затем проректор-директор Межотраслевого регионального центра переподготовки специалистов, проректор по научной работе ДГУ, зав. кафедрой философии, заведующий отделением философии, заведующий кафедрой онтологии и теории познания ДГУ.

Ученый-философ с активной общественно-политической позицией. С 1997 года председатель Дагестанского отделения Российского философского общества, член президиума РФО. Член регионального штаба ОНФ, председатель комиссии Общественной палаты РД двух созывов, член Совета доверенных лиц Главы РД, член Координационного центра при Президенте РД по проблемам формирования гражданского общества, член Совета по науке Министерства образования и науки РД, председатель Общественного совета и член коллегии Министерства печати и информации РД.

Заслуженный деятель науки РД, почетный работник высшего профессионального образования РФ. В 2002 г. академик Российской академии социальных наук, академик Российской академии естествознания. Профессор ЮНЕСКО, член экспертного совета ВАК. Обладатель диплома победителя Первого всероссийского конкурса научных и публицистических работ «Мы – многонациональный народ» 4 ноября 2013 г. Обладатель диплома победителя конкурса на грант Президента РД за 2013 год.

Награжден орденом «За заслуги перед Республикой Дагестан», орденом РАЕ «Трудом и знанием», имеет благодарности Минобразования РФ, 5 раз награжден Почетной грамотой РФО.

За заслуги в научно-педагогической деятельности и подготовке квалифицированных специалистов распоряжением от 23 февраля 2018 года М.И. Билалову объявлена благодарность Президента Российской Федерации В.Путина

Слово о коллеге

Философские искания Мустафы Билалова хотя и распадаются на несколько основных направлений, обладают тем не менее внутренней цельностью. Их стержень – одна из притягательных, но в то же время спорных и мучительных проблем философии – что есть истина? Неудивительно поэтому, что студент, обуреваемый юношеской страстью к справедливости, выбрал эту вечную проблему в качестве важнейшей цели всей своей научно-исследовательской деятельности.

Казбек Абасов, доцент ДГУ

Истина многолика. Она часто словно противоречит сама себе. Поражает своей изнанкой. Истина мерцает, увлекая в пучины познания. Но она же может породить иллюзию. Недаром Спиноза считал человека существом, который движим иррациональными порывами («пассивными желаниями»). Человек одержим неверными представлениями о самом себе и о мире, иными словами, он живёт иллюзиями. Лишь те из людей, которые следуют разуму, способны перестать быть игрушкой в руках собственных страстей и отдать дань двум «активным желаниям» – разуму и добродетели. В наши дни нужна интеллектуальная отвага, чтобы вновь говорить об истине как святыне, как непреложности. Примером такой смелости могут служить монографии известного философа Мустафы Исаевича Билалова.

Павел Гуревич, профессор ИФ РАН

Гегель считал, что работа автора философского труда состоит в открытии истин, высказывании истин, распространении истин. Мыслитель из Дагестана профессор Билалов, не отвергая гегелевский подход, предлагает свой путь постижения истины: убедиться в постижимости, уловимости, объяснимости и выразимости истины.

Мурат Келигов, профессор ГНТУ

Попытки глубже вникнуть в потенциальную природу истины приводят Билалова как логическое следствие к вопросам текущей действительности: политическим, культурно-духовным, экономическим и т.д. И поэтому нам очень близки его попытки понять глубинные механизмы проявленности общего мира человека через его индивидуальный мир.

Асият Буттаева, профессор ДГУ

Статьи из «Личность»

Большой души человек

18
Дагестанский Кизилюрт прославился трудовыми достижениями и знатными людьми, которые...

Опыт, помноженный на профессионализм

35
Республику Северная Осетия-Алания Александр...

Каким он парнем был

43
Он сказал «Поехали!» и взмахнул рукой и, как поётся в песне, «пронёсся над Землей» –...

Гагарин. Неизвестное об известном

42
Будущий космонавт, проходя подготовку в летном училище,...

В поисках природы нравственности

68
8 марта 2024 года исполняется 85 лет со дня рождения нашего...

Личные акценты Ильмана Алипулатова

91
Для многих он останется в памяти как учитель, наставник,...

Смысл жизни генерал-полковника

74
Где рождаются патриоты? Конечно же, в патриотической...

Желание быть рядом

30
Поднимаясь высоко в гору, мы порой останавливаемся, чтобы перевести дух, оглянуться и...

Отважный моряк Евгений Гвоздев

25
В этом году (по одним данным – в феврале, по другим – в марте)...

Чкалов – кумир миллионов

23
Имя этого человека ассоциируется со временем героических свершений в биографии страны,...

Потомок воинов

47
Салман Таймасханович Гаджимагомедов (на снимке), которому на днях исполнилось 85 лет, всю...