Сетевое издание «Дагестанская правда»

18:55 | 27 ноября, Вс

Махачкала

Weather Icon

Беззаконию следует положить конец

A- A+

С начала года в «Дагестанской правде» была опубликована серия статей по поводу не только экономически необоснованного повышения цен на проезд в маршрутных микроавтобусах, но и (главным образом) незаконного функционирования самих транспортных муниципальных унитарных предприятий в республике. О злободневности и актуальности этих публикаций свидетельствует то, что они вызвали широкий резонанс в республике. В редакцию поступили письма и звонки, авторы которых активно поддерживают позицию газеты.

К сожалению, молчат те власть имущие, которые по долгу службы обязаны  положить конец этому ценовому беспределу и функционированию так называемых муниципальных унитарных предприятий в такой жизненно важной отрасли, каким является автотранспорт. Правда, после неоднократных напоминаний редакция получила из прокуратуры г.Махачкалы ответ, который является классическим примером бюрократической отписки, как говорится, чистейшей воды, что побудило редакцию написать открытое письмо на имя прокурора республики Андрея Назарова.

На днях редакция получила ответ из Комитета по транспорту Республики Дагестан за подписью его руководителя Саида Саидова, который ныне публикуется.

Опубликованные в газете «Дагестанская правда» статьи «Кривые маршруты маршруток, или Рассказ о том, что могут монополисты» от 11.03.2011 г. и «МУПы маршруточников — незаконны» от 16.03.2011 г., Комитетом по транспорту РД внимательно изучены и обсуждены на оперативном совещании с участием ответработников автотранспортных предприятий общего пользования.

Мы разделяем озабоченность населения и общественности республики в части оказываемых им некачественных и нестабильных транспортных услуг и считаем, что оценка ситуации, данная журналистом газеты в этих статьях, и затронутая проблема в основном соответствуют действительности. Следует указать, что в условиях Дагестана, где нет развитой сети железных дорог и малой авиации, автомобильный транспорт остается единственным средством передвижения, особенно в горной местности. Однако из-за бесконтрольной деятельности некоторых перевозчиков различных форм собственности ситуация на рынке транспортных услуг в республике становится неуправляемой. Ухудшается обстановка с обеспечением безопасности перевозок, растет число происшествий с тяжкими последствиями, уровень экологической безопасности достиг крайности. Все больше нарастает недовольство со стороны населения и общественности, которые требуют стабильную и качественную работу всего транспорта, независимо от формы собственности.

К сожалению, стремление Комитета по транспорту РД и ДГУП «Дагестанавтотранс» как-то урегулировать деятельность перевозчиков встречается в штыки организаторами малых предприятий и работниками различных контролирующих органов, ссылаясь на то, что якобы это попытка подчинения их чиновничьему аппарату.

В то же время следует отметить, что с территории других регионов не выезжает ни один безбилетный пассажир и вопросами транспортного обслуживания населения занимается единый орган Правительства данного субъекта Российской Федерации, а не каждый, кто преследует свои личные интересы. Более того, во многих регионах России давно приняты Законы «О транспорте», и все перевозчики, независимо от формы собственности, строго ими руководствуются, а также успешно функционирует система проведения конкурса на осуществление пассажирских перевозок.

Речь сегодня идет не только об упорядочении работы автотранспорта, а прежде всего об обеспечении безопасности перевозок пассажиров и экологической обстановки в РД. Ведь все эти негативные явления являются одной из главных причин большого количества дорожно-транспортных происшествий с человеческими жертвами.

В целях упорядочения пассажирских перевозок в республике соответствующие проекты Закона «О транспорте в РД» нами несколько раз были представлены в Правительство РД и Народное Собрание РД. Однако Закон до сих пор не принят, в виду каких-то протестных заявлений отдельных лиц, которые занимаются организацией пассажирских перево­зок в интересах контролируемых ими групп в личных корыстных целях. Ведь им хорошо известны десятки фактов конфликтов и групповых драк между водителями различных групп из-за сферы деятельности на транспортном рынке. А сотни миллионов рублей от транспортных перевозок пассажиров, которые оседают в карманах и не облагаются налогами, разве не преступление?

Удивляет тот факт, почему многие организаторы перевозок так сильно боятся принятия закона «О транспорте», где четко будут расписаны правила работы всех перевозчиков и проведения конкурса по допуску на маршруты. Казалось бы, наоборот, они должны были бы настаивать на принятии такого закона, но, видимо, есть что терять!

Однако сегодня, когда на транспортном рынке сложилась неуправляемая обстановка, следовало бы подумать о том, как организовать транспортные перевозки, чтобы они были максимально безопасными и с наименьшими затратами на проезд. Почему-то они считают нормальным явлением, когда перевозчики сами устанавливают тарифы, не производят ремонта автотранспорта, не проверяют здоровье водителей при выезде на маршрут, не думают о безопасности пассажиров и еще требуют, чтобы никто не мешал предпринимателю. Если на самом деле они пекутся о сотнях перевозчиков, хотя всем очевидно, что водители представлены сами себе, почему-то совершенно не думают об интересах жителей республики, которые вынуждены терпеть эти безобразия, творящиеся на так называемых «автопавильонах» и пунктах отправления пассажиров? Что касается конкурсного отбора перевозчиков на обслуживание маршрутов, видимо, им есть за что беспокоиться, боятся, что не смогут соответствовать предъявляемым к перевозчикам требованиям.

Ведь сегодня, как всем известно, на пассажирских перевозках работает много совершенно неподготовленных водителей, а транспортные средства не отвечают технической безопасности. Подтверждением тому являются многочисленные факты, когда работники ГИБДД снимают их с маршрутов. Более того, их смущает то, что уполномоченный Правительством орган будет определять, сколько и какие автобусы и маршруты должны работать на транспортном рынке. При этом их абсолютно не волнует тот факт, что, например, на маршруте Махачкала-Хасавюрт или Кизляр работает 200-300 автомашин и столько же еще желающих, а на маршрутах Махачкала-Цунта, Тлярата, Акуша, Рутул и т.д. никто не хочет работать. Поэтому нужно беспокоиться о транспортном обслуживании всех направлений и конкурсный отбор по допуску перевозчиков как раз и учитывает все эти обстоятельства и определяет необходимое количество транспортных средств на том или ином маршруте.

Понятно, что обслуживать невыгодные маршруты, где нужно строго соблюдать расписания движения, без срывов, независимо от погодных условий, не каждый желает, более того, они убыточные. А захватить самые доходные и в то же время легкие на обслуживание маршруты и кричать: «Дайте нам зеленую дорогу» — легче всего.

Транспортный рынок – это прежде всего сфера, где решается жизнь и судьба пассажиров, т.е. кто, как и на чем его повезет. И здесь не может быть и речи о вседозволенности.

Отрадно отметить, что подавляющее большинство частных перевозчиков заинтересованы в наведении порядка на рынке автотранспортных услуг в республике, в принятии соответствующего закона. Сегодня некоторые перевозчики, которые в силу обстоятельств не могут попасть на тот или иной маршрут, испытывают недовольство, озлобление от несправедливости. Ни для кого не секрет, что существующая система допуска на доходные маршруты — это избирательный подход, т.е. кто больше заплатит.

Следует отметить, что проведение конкурса в случае принятия Закона позволит разорвать нынешнюю систему безответственности. При этом нельзя забывать о том, что конкурсные процедуры отдают предпочтение тем перевозчикам, которые в наибольшей степени отвечают общественным интересам, то есть качественное, стабильное и безопасное обеспечение перевозок.

По поводу критики, высказанной в газетных статьях, относительно повышения стоимости проезда в маршрутных такси, сообщаем следующее.

В соответствии с постановлением Правительства РД от 10.04.2007г. № 100 «О мерах по упорядочению госрегулирования цен (тарифов) в РД» решение о пересмотре тарифов в пригородных, межмуниципальных и межреспубликанских маршрутах принимает Министерство экономики РД на основании представленных расчетов. А в городских маршрутах тарифы устанавливают решениями администрации городов. В этой связи следует указать, что при повышении стоимости проезда на автотранспорте общего пользования мы строго придерживаемся постановления Правительства РД. Сегодня автотранспортные предприятия общего пользования возят пассажиров строго по установленным Министерством экономики РД тарифам от 11.05.2010 г. № 115. В то же время, к сожалению, при установлении стоимости проезда на пассажирском автотранспорте других форм собственности (например, в маршрутных микроавтобусах) не всегда учитывается реальное положение дел на транспортном рынке и социальное положение населения республики, и индивидуальные предприниматели стоимость проезда повышают порой по своему усмотрению. На наш взгляд, каждый такой факт должен быть строго пресечен соответствующими органами и должны приниматься необходимые меры, вплоть до недопущения их к перевозкам.

Транспортный рынок – это прежде всего сфера, где решается жизнь и судьба пассажиров, т.е. кто, как и на чем его повезет. И здесь не может быть и речи о вседозволенности

Таким образом, к фактам об установлении тарифов на проезд в г.Махачкале до 13 рублей и на маршруте «Каспийск-Махачкала» до 25 рублей Комитет по транспорту РД и ДГУП «Дагестанавтотранс» отношения не имеют. Вместе с тем считаем, что складывающаяся ситуация крайне опасна и может в любое время привести к непредсказуемым последствиям, после которых республике долго придется оправляться. Ведь нередки серьезные конфликты и групповые драки между отдельными перевозчиками, каждая из сторон которых считает себя хозяином того или иного автобусного маршрута. Мы за конкуренцию и участие на рынке перевозок всех операторов, независимо от организационно-правовой формы, но по одним и тем же правилам.

На наш взгляд, с целью своевременного и качественного оказания транспортных услуг (особенно малообеспеченным слоям населения) государственная поддержка автотранспорту общего пользования должна быть приоритетным направлением.

В этой связи считаем крайне необходимым и важным скорейшее принятие Закона «Об организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом в РД». Но, несмотря на тяжелую ситуацию на рынке транспортных услуг в республике, нами с участием всех заинтересованных организаций еще раз будут изучены все причины, оказывающие негативное влияние на транспортное обслуживание населения, и соответствующие предложения будут направлены в Правительство РД.

От редакции: Как видно из опубликованного ответа, руководство Комитета по транспорту Республики Дагестан в основном разделяет позицию редакции «Дагестанской правды» и высказывает свои суждения, направленные на позитивное решение актуальных проблем на рынке перевозки пассажиров. Мы их поддерживаем. При этом возникает закономерный вопрос: почему руководители, которые по долгу службы обязаны их решать, молчат. Кстати, следует отметить, что за последнее время и Президент Российской Федерации Дмитрий Медведев, и Председатель Правительства России Владимир Путин почти на каждом заседании Государственного Совета и на других совещаниях на высоком уровне настаивают на том, чтобы руководители министерств и ведомств, главы муниципальных образований и другие чиновники своевременно реагировали на письма и жалобы граждан и принимали соответствующие меры. А глава государства на днях поручил прокурору России Юрию Чайке особое внимание обратить на выступления средств массовой информации и принять по ним жесткие санкции к виновникам.

К сожалению, наши чиновники отмахиваются от конструктивных и принципиальных критических выступлений газеты, в которых речь идет о защите интересов десятков тысяч людей. И им хотим напомнить: вот уже 20 лет действует Федеральный закон о печати, обязывающий всех чиновников своевременно и объективно отвечать на критические выступления средств массовой информации. И еще: статья 58 этого Закона («Ответственность за ущемление свободы массовой информации») гласит, что ущемление свободы массовой информации, то есть воспрепятствование в какой бы то ни было форме со стороны граждан, должностных лиц, общественных объединений законной деятельности  учредителей, редакций, издателей и распространителей продукции массовой информации, а также журналистов влечет уголовная, административная, дисциплинарная или иная ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Следите за нашими новостями в Vkontakte, Odnoklassniki

Статьи из рубрики «Экономика»