Дороги – показатель качества жизни
Эх, дороги! – с горечью и безнадёгой восклицали в обозримом прошлом, когда гужевой ли, автомобильный ли транспорт то и дело подпрыгивал на ухабах, когда в весеннюю распутицу проехать было невозможно.
Так было давно. Сейчас ситуация кардинально поменялась – если от ям и ухабов мы еще не до конца избавились, то застрять в распутицу мало где можно. Но, как говорится, нет предела совершенству. Импульс совершенству придал указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», в котором среди прочих назван и нацпроект «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Для его реализации Дагестан принял и успешно выполняет 3 региональных проекта: «Дорожная сеть», «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства», «Безопасность дорожного движения».
Нацпроект уже действует четыре года, и уже можно подвести промежуточные итоги. Как нам сообщили в Минтрансе РД, в рамках реализации национального проекта на территории республики асфальтом покрыто более 864 тыс. кв. м автомобильных дорог, построено 2 автоматических пункта весогабаритного контроля на автодорогах регионального значения, завершен третий этап по внедрению интеллектуальной транспортной системы в Махачкалинской агломерации. Завершены дорожные работы более чем на130 км автомобильных дорог общего пользования. Словом, фактически выполнены все запланированные на прежние годы дорожные работы.
Но жизнь продолжается, как и выполнение задач, обозначенных не только в нацпроекте. В прошлом году жители ул. Бетонной обращались в администрацию Махачкалы с просьбой привести проезжую часть в нормативное состояние. Сейчас на этой улице (микрорайон Турали) идет укладка верхнего слоя асфальтобетонного покрытия на проезжей части.
Мало того, укладка асфальта уже проведена на расположенных поблизости улицах Ансалтинской – в текущем и Гаджимагомедова – в прошлом году. Ранее специалистами здесь были проведены работы по выравниванию дороги, установлены бордюрные ограждения, обустроены тротуары.
Общественники проинспектировали ход ремонтных работ по улице Кадиева в Махачкале. «Мы рады видеть, как преображается наша столица. Ремонт улиц – это не только создание комфортных условий для автомобилистов, но и улучшение качества жизни для всех горожан», – поделился своим мнением председатель Общественной палаты г. Махачкалы, директор школы № 18 Салим Абдулкадыров.
Напомним, что в этом году в рамках национального проекта на территории Махачкалы запланирован ремонт 18 улиц.
Нацпроект широко шагает и по горным и предгорным районам Дагестана. Недавно в Унцукульском районе завершился ремонт 4-километрового участка автомобильной дороги Буйнакск – Гимры – Чирката. Там специалисты усилили асфальтобетонное покрытие с восстановлением поперечных и продольных уклонов, провели ремонт и очистку системы водоотвода, восстановили обочины и кюветы, очистили обвалы и осыпи.
Также проведён комплекс мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения: установлены металлическое барьерное ограждение, сигнальные столбики, новые дорожные знаки и нанесена горизонтальная разметка. Как заверили в Минтрансе, ремонт остальных 9,8 километра, согласно государственному контракту, будет завершен в следующем году.
Таких примеров много. К примеру, идёт (на некоторых объектах завершён) ремонт участков автомобильных дорог Хасавюрт – Новолакское, Бабаюрт –Гребенская, Манас – Сергокала – Первомайское, Леваши – Акуша – Уркарах – Маджалис – Мамедкала.
Бюджет регионального проекта «Дорожная сеть» составляет 1216,97 млн руб., это средства республиканского бюджета. Из них 916,97 млн руб. будут потрачены на дорожные работы на региональных дорогах и остальные – на приведение в нормативное состояние улично-дорожной сети г. Махачкалы. Заключены все запланированные на 2024 год 7 контрактов. Кассовое исполнение на первое июля 2024 года составляет 1116,56 млн руб. (91,7 %).
Что уже сделано? Доля дорожной сети городских агломераций, находящаяся в нормативном состоянии, доведена до 98 %. Запланированная доля автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения превышает нормативные требования и составляет 102,1 % . Доля отечественного оборудования (товаров, работ, услуг) в общем объеме закупок также превышена и составляет 142,9 %. Протяженность приведенных в нормативное состояние искусственных сооружений на автомобильных дорогах регионального или межмуниципального и местного значения приближается к цифре 80 тыс. погонных метров.
По региональному проекту «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства» тоже сделано немало. К примеру, нужно было установить 100 стационарных камер фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения на автомобильных дорогах федерального, регионального или межмуниципального, местного значения. Этот показатель был достигнут еще в 2022 году.
Созданы условия для вовлечения детей и молодежи в деятельность по профилактике дорожно-транспортного травматизма, включая развитие детско-юношеских автошкол, отрядов юных инспекторов движения.
Организована системная работа с родителями по обучению детей основам правил дорожного движения и привитию им навыков безопасного поведения на дорогах, обеспечению безопасности детей при перевозках в транспортных средствах. Приобретены технические средства обучения, наглядные учебные и методические материалы для организаций, осуществляющих обучение детей, работу по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.
Напомним, что общий объем средств, предусмотренных на реализацию национальных проектов в Дагестане на 2024 год, составляет 21,6 млрд рублей. Это говорит о том, что на улучшение качества жизни людей государство денег не жалеет.