Инерция мышления и туризм


Человеческое сознание обладает большой инерцией и определяет отношение даже к чему-то новому и неизвестному по «шаблонам» памяти старого. Это универсальное правило касается всех сфер человеческой жизни и в том числе развивающегося туристического рынка.
Конечно же, существует огромная разница между «туризмом», как его понимали в Советском Союзе,и вновь создаваемым «рынком туристических услуг». Разница эта столь принципиальна, что напоминает совершенно непреодолимую пропасть. Туризм в СССР был государственной политикой, направленной на рекреацию здоровья населения всей страны. Он приносил государству не доходы — такой цели даже и не стояло, а гигантские затраты, по некоторым подсчетам, сопоставимые с расходами на вооружение. Чего стоит только ежегодная передислокация десятков миллионов отдыхающих к местам отдыха и обратно, можно представить на примере нынешней экономики. Сегодня цены на транспорт еще дотируются государством, но уже сейчас из Москвы авиабилет в страны Западной Европы в два раза дешевле билета до Махачкалы. Можно спокойно купить туры на Кубу за небольшие деньги, включая перелет и проживание. Через несколько лет в связи с полной либерализацией цен и слабой развитостью транспортной инфраструктуры России ситуация еще более ухудшится. Кто-то весьма скептически относится к советской системе в области рекреации и туризма. Правду сказать, у нее и близко не было того лоска, что есть у пансионатов в Турции, Египте, странах Европы. Мы, махачкалинцы, помним наши необорудованные пляжи, вечные очереди за прохладительными напитками и т.д.
Но в 80-е годы строительство санаториев в стране стало разворачиваться. Этот вопрос был, как тогда говорили, «на повестке дня». До сих пор санаторий «Дагестан» — лучший в Дагестане, а ведь он был спроектирован и построен именно в те годы. Думаю, проживи СССР чуть подольше, у республики сегодня была бы мощнейшая инфраструктура современного туризма. К примеру, совместно с бизнесменами из США был бы выстроен задуманный, но не начатый комплекс на 500 мест в Дербенте… Впрочем, это уже совсем другая история. Но в тот период задача комфорта и не ставилась. Советские санатории зарекомендовали себя как эффективное средство профилактики многих заболеваний и реабилитации пациентов после лечения. И только. Никаких других задач, к примеру, организация развлечений, перед ними не ставилось. Пепси-колы и путан там не было. Почти нигде в советских санаториях нельзя было купить даже водку. СССР больше нет, государство не дотирует проезд людей в сезон отдыха или их санаторно-курортное лечение. Поэтому «старый» туризм рухнул окончательно и бесповоротно. Теперь туризм — это бизнес. Государство не помогает ему, но, напротив, требует уплаты налогов. Поэтому сегодня сутки в прибрежном отеле «Джами» стоят от трех-четырех тысяч рублей (без питания).
Более того, туристы «образца 1980-х» годов вновь создающейся сфере туристического обслуживания в Дагестане совершенно не нужны. Раньше сотни тысяч людей приезжали в Дагестан со всего бескрайнего Союза, чтобы «коптиться» на бесплатном пляже, приходя туда со своими продуктами — хлебом, колбасой, компотом и помидорами, и лишь изредка «баловали» себя стаканом кваса из бочки или пирожком. Сегодня сфере туристического бизнеса нужны гости состоятельные и готовые «сорить деньгами», но в гораздо меньших количествах. Совершенно не надо сопоставлять данные о количестве туристов, приезжавших к нам в Дагестан двадцать лет назад, и туристов нынешних. Считать «по головам» и сравнивать количество — занятие бессмысленное.
Изменения, которые происходят в области туризма, нельзя описать количественными показателями. Они носят качественный характер и происходят вне стен санаториев, баз отдыха или Министерства культуры и туризма. Сегодня в Дагестане все еще не завершилась глубокая трансформация общественного сознания. Именно незавершенность этой трансформации — главная проблема на пути развития туристического бизнеса в Дагестане.
Наши люди в массе своей все еще не готовы платить за такие продукты, как «свежий морской воздух», «место на благоустроенном пляже» или «великолепный вид из окна».
Сознание, сложившееся в годы СССР, или пережитки общинного мышления все еще бунтуют при мысли о том, что надо платить за воздух или вид. Постепенно, конечно, дагестанцам придется научиться платить за это, тем более, что морское побережье, как и места популярного отдыха в горах, давно распроданы и приватизированы. К примеру, у нас в приморском Каспийске городского пляжа просто нет, а предприятие «Городской пляж «Лагуна» — в нескольких километрах от города. Так что рано или поздно дагестанцы будут платить и за вид, и за воздух. Инфраструктура отдыха, оставшаяся с советских времен, ничуть не помогает развитию туристического бизнеса. Напротив, иногда она служит сдерживающим фактором. Заметьте, как плохо идут дела у старых санаториев и как расцветают вновь отстроенные. Двухнедельная путевка в заводской пансионат стоит 14 тысяч рублей, учитывая, что туда включены питание и кое-какие процедуры, не очень много по нынешним временам, но заводчанин, скорее уж, добавит денег и поедет в Пятигорск (если нуждается в лечении) или Турцию (если ради отдыха), чем заплатит заведению, которое он помнит как «хукуматовское».
Но все же перемены идут, и идут достаточно быстро. Конечно же, наши бизнесмены осознают эти перемены в общественном сознании. Я думаю, что в этом одна из причин ускорившегося строительства новых предприятий в сфере отдыха и туристического бизнеса.
Несколько лет назад подобную трансформацию массового сознания переживали производители бутилированной чистой воды. Рынок к тому времени уже сложился — повсеместно очистные сооружения работали с перебоями, трубопроводы пришли в негодность… Вода была нужна всем — тысячи людей ежегодно болели острыми кишечными расстройствами, а то и гепатитами, страдали от болезней почек и органов пищеварения, эндокринной системы. Немало людей из-за этих болезней преждевременно умерли или подорвали здоровье. Было уже и хорошее оборудование для производства бутилированной воды, закупленное за границей. Но люди упорно не хотели платить за воду, которую никак не могли научиться воспринимать как товар. Думаю, лет пять ушло на перестройку сознания дагестанцев, здоровье немалого числа граждан было безнадежно загублено. Но сегодня рынок бутилированной воды уже сложился и процветает. А в начале 1990-х подобную трансформацию сознания переживали транспортники. Помните, как долго постсоветские дагестанцы не хотели признавать, что за услуги транспорта надо платить. Молодые ребята расплачивались за услуги такси словами «Саул, если чо», пенсионеры в автобусах — предъявлением книжки. Сколько в те годы было ссор, ругани, даже драк!» Но сегодня все устоялось, и теперь на рынок не влияют такие субъективные факторы.
Вместе с тем, рассуждая о туризме, в Дагестане многие ответственные лица — нынешние и бывшие — упорно не желают видеть глубокой сущности трансформации общественного сознания в области туризма. Они требуют роста числа туристов – было же в 80-е годы 500 тысяч, значит и сейчас должно быть не менее. Конечно же, такая постановка вопроса нелепа.
В последние годы органы государственной власти сделали очень много для сохранения туристического потока, для сохранения в Дагестане туризма как сферы экономики. Учитывая, какими непростыми эти годы были в политическом, социальном, криминогенном плане, может быть, даже было сделано больше возможного.
Никто не виноват, что сегодня численность туристов в Дагестане далека от показателей 1980-х годов. Государство не дотирует и не будет дотировать проезд, размещение и питание большого числа граждан — и в этом вся причина. Туристический бизнес в Дагестане создается «с нуля» как в материальном плане, так и в смысле организации. И тот факт, что в сфере туризма у нас есть хотя бы скромные успехи, — это уже не благодаря созданному в период СССР.
Инфантильное «советское» сознание оказалось очень живучим. Это и нужно было ожидать. Но все преодолимо. И скоро будут преодолены остатки советского сознания в сфере туризма. И только тогда в Дагестане начнется формирование полноценного рынка туристических услуг.
Статьи из «Экономика»
Фактор развития

Роботизация плюс автоматизация

Обеспечение лидерства
