Инновации — жизненная необходимость


Дискуссия последних месяцев, посвященная выработке Стратегии экономического развития республики до 2020 года, свидетельствует, что Дагестан нуждается в инновационной экономике с отлаженным механизмом постоянного внедрения новаторских технологий и изобретений. Только это обеспечивает создание конкурентоспособной продукции как для республики, так и для страны в целом. Выбор такого варианта позволит Дагестану развиваться в оптимальном режиме. Ведь именно по этому пути уже многие десятилетия следуют ведущие экономические державы мира, где до 70% ежегодного прироста ВВП обеспечивает внедрение инноваций и изобретений. Чтобы выяснить, насколько наша республика в этом плане отстает от мировых тенденций, «Дагестанская правда» пригласила на круглый стол ведущих специалистов в области инновационного пути развития экономики, новаторов, изобретателей, экономистов. Вела круглый стол заместитель главного редактора газеты Бурлият Токболатова.
Приводим наиболее интересные фрагменты выступлений в дискуссии.
Гамид Халидов, советник Председателя ДНЦ РАН
— Тема сегодняшнего круглого стола — продолжение обсуждения разрабатываемой в Дагестане Стратегии социально-экономического развития до 2020 года. Все участники состоявшегося разговора предыдущего стола пришли к мнению о необходимости ее доработки и согласились, что инновационный путь развития экономики наиболее приемлем в условиях нашей республики.
Принимая в учет, что Россия признала инновационный путь единственно верным для развития экономики страны, для Дагестана, чье экономическое состояние в два, в три раза отстает от средне-российских показателей, нам видится, что другого пути у нашей республики просто нет.
Но главный вопрос в том, есть ли у Академии наук, у вузов, у дагестанских ученых что-либо предложить республике для производства конкурентоспособной продукции, востребованной на внешнем и внутреннем рынке, и которое бы обеспечило так необходимые нам сегодня рабочие места, налоговые поступления, а в конечном итоге повысило качество жизни дагестанцев?
Можем ли и способны ли мы осуществить сегодня эти непростые задачи в жизни?
Что необходимо предпринять, для того чтобы инновации не на словах, а в реалиях наших предприятий стали приоритетными в развитии экономики, и мы наконец перешли от декларации ее преимуществ к внедрению их в промышленность. Попытаемся ответить на эти вопросы, мне кажется, здесь собрались вполне компетентные специалисты.
Магомеднаби Муртазалиев, начальник Управления промышленности и инновационного развития Министерства промышленности, транспорта и связи РД:
— Любая инновационная идея преследует конечную цель — производство продукции. Конечно же, эта идея чтобы успешно реализоваться в производстве, должна оправдывать себя экономически, а для этого необходимы условия. Согласен, что у нас в республике, промышленность по многим параметрам отстает от средних показателей субъектов Федерации ЮФО, тем более России.
Среди множества причин, сегодня это вызвано в большей степени отсутствием инновационного вектора развития нашей промышленности. Проблема эта актуальна для всей России, но в Дагестане особо ярко выражена.
Если анализировать работу наших предприятий, то можно констатировать, что хороших результатов достигают те из них, где в производстве используются инновации. Таких предприятий у нас не так уж много. В пример можно привести «Сапфир». Это самое высокотехнологичное производство в республике, где успешно разрабатывают и выпускают радионавигационные системы. В этом «Сапфир» является ведущим предприятием и в России.
Есть у нас «Авиаагрегат», который уже освоил одну перспективную разработку и осваивает другую — стартерно-генерирующую установку. Завод в этом направлении успешно сотрудничает с АвтоВАЗзом, в последнее время у предприятия наладились хорошие контакты и с КамАЗом. Подписаны соглашения о совместной работе с автомобилестроителями Татарстана по освоению производства стартерно- генераторного устройства, очень перспективного дела, можно смело сказать, что и в международном масштабе.
Есть еще ряд подобных предприятий, но следует сказать, что, в общем, по республике с внедрением инновационных разработок нет больших подвижек. Еще хуже обстоят дела с внедрением в производство проектов по реализации идей ученых и конструкторов, которые не рассчитаны во всяком случае на первом этапе на массовое производство. Они гораздо более рискованные по сравнению с вышеупомянутыми реализуемыми проектами. Таких проектов у нас много. Повторюсь, их очень тяжело внедрить в производство. Почему? Прежде всего, из-за отсутствия инновационной инфраструктуры, которая бы позволила, за счет государственной поддержки реализовывать эти идеи, характеризуемые нами как проекты с достаточно высокой долей рисков.
В масштабах России наработок в создании инновационной инфраструктуры не очень много. Нет и соответствующего законодательства, регламентирующего инновационную деятельность. Например, закон об инновационной деятельности еще не разработан и не принят.
Какие есть наработки в этом направлении в регионах страны? Создаются инновационные венчурные фонды. Мы изучили опыт 15-20 регионов, где созданы подобные фонды. В создании фонда, помимо участия средств региона, предполагается федеральное финансирование, а также привлечение денег частного бизнеса. Они созданы, но нигде практически не работают. Работа эта в регионах страны еще на стадии наработки опыта.
— Почему же? В Татарстане он прекрасно действует, и не первый год. Процветает… — возражает, перебивая выступление, один из участников круглого стола.
-В Татарстане пошли по другому пути. Там уделили больше внимания созданию индустриальных парков, так называемых технопарков. Большого успеха там добился, к примеру, технопарк «Мастер». Он функционирует при КамАЗе. В этом технопарке на оборудовании, которым их оснастил завод, работает более 60 малых предприятий. Деятельность этих предприятий, следует отметить, очень рентабельна.
Подобное пытаемся внедрять и мы, но существуют серьезные проблемы. К примеру, в этом году для участия в конкурсе в создание венчурного фонда требовалось для его софинансирования, а таковы условия федеральных властей — 100 миллионов рублей, но их в бюджете республики не нашлось. При удачной реализации организации работы фонда, мы бы имели не менее 200 миллионов рублей:100 -республиканских,100 доплаченных, федеральных, и еще 100-200 млн. привлеченных средств частного капитала.
Гамид Халидов
— Почему же не нашлось этих средств, ведь известно, что республика получила в этом году сверхплановые налоговые поступления?
Магомеднаби Муртазалиев:
— Участвовать в этом конкурсе мы были готовы еще в 2007 году, но и тогда сделать этого не сумели. Для создания этого фонда документы должны пройти целый ряд согласований в министерствах. Начали мы эту работу еще в 2006 году, но возникли трудности. Подготовленное Постановление не вышло в свет, потому что оно не было одобрено Контрольно-финансовым Управлением Президента и рядом отделов Правительства.
Последнее состояние этого вопроса таково. Получено принципиальное согласие на финансирование фонда от заместителей Правительства, одобрено оно и Президентом Дагестана. Проект Постановления, надеюсь, будет в ближайшее время подписан. Это означает, что если в бюджете 2009 года будет выделено 100 миллионов рублей, в конкурсе мы сможем принять участие лишь в апреле-мае следующего года.
Усложняет процедуры и то, что федеральные власти подошли к этому вопросу унифицировано, то есть без учета сложностей, которые испытывают дотационные регионы. 100 миллионов для Татарстана и для Дагестана — совершенно разные деньги. Единственное что для дотационных регионов хорошо, — это то, что им выделяются еще дополнительные средства.
Гамид Халидов:
— Проблема не только в деньгах, она в большей степени в людях, от которых зависит решение этих вопросов. Проблема в непонимании того, что для реального повышения качества и уровня жизни дагестанцев сегодня требуется концентрация всех сил и средств. Нельзя терять и месяца, мы же теряем годы. В министерствах лежат более 600 инвестиционных проектов, от которых можно получить реальную отдачу, уже в ближайшее время, но от того, что кто-то не ставит визу на документ, все старания ученых становятся напрасными.
Ших-Саид Абдуллаев, заместитель председателя ДНЦ РАН, доктор технических наук, профессор:
— В развитых странах высокий уровень жизни. За рубежом есть все условия для развития и поддержания научной мысли. У нас же, в республике, сложилась такая ситуация, что важности поставленных задач не понимают от самого верха до нижнего уровня, я имею в виду инженеров. В мире уже установлено, что самое эффективное вложение — это экономика знаний. Не будет экономики знаний, не будет никакой инновации. Для того чтобы реализовать знания, нужно создавать условия коммерциализации знаний для широкого использования промышленностью, для обеспечения, в конечном итоге, качества жизни населения.
Все эти негативные моменты, о которых мы говорим, определяются, еще переживаемым нами переходным периодом. Мы переходим от одних экономических отношений к другим, то есть к рыночным. У нас рынок еще — вульгарный, не экономический. И в этих условиях, казалось бы, нужно проявить, политическую волю. Без нее не будет никакого государственного регулирования.
Известно, что инновационная экономика развивается только в том случае, когда государство создает условия для притока частного капитала. Частные инвесторы туда, где высоки риски, нет развитой инфраструктуры и ясных правил ведения бизнеса, вкладывать свои средства не будут. Нужно, чтобы государство создало эту инфраструктуру.
Критическая ситуация определяется и временным моментом, который мы сейчас переживаем. Очевидно, что если не изыскивать средства, не будет развития инноваций, соответственно, и развития экономики. Сегодня в России созданы государственные авиа- и судостроительные корпорации, и они сегодня начинают работать. Как недавно отметил В.В. Путин, лишь 6 процентов судов наше государство приобретает у отечественных судостроителей, а колоссальные деньги уходят за границу. Нам необходимо участвовать в этих крупномасштабных проектах.
Много сегодня критики в СМИ, много обсуждений, но конкретных предложений нет. А нам необходимо формирование путей развития инновационной экономики. Я знаю людей, и они здесь присутствуют, у которых есть конкретные проекты и предложения. Но, повторюсь, чтобы реализовать их, нужны условия, речь не только об оплате труда, необходима соответствующая база для материализации этих идей. Необходимы государственное регулирование и государственные вложения.
То, что у нас этого нет, говорит о не развитом гражданском обществе. Почему, к примеру, у нас в этом году не оказалось этих 100 миллионов? Хорошо бы разобраться в этом. По моему убеждению, все это от непонимания важности и приоритетности вопроса.
В стране есть деньги. И если наше правительство проявило бы политическую волю и обрисовало ситуацию и перспективы, потенциал Дагестанской промышленности перед Министерством экономического развития России, наверное, они с пониманием отнеслись к нашим предложениям. От того, насколько мы аргументированно изложим свое видение проблем, пути их решения, насколько развернуто и обоснованно разложим свою концепцию Стратегии экономического развития республики, настолько, полагаю, мы имеем и оснований на поддержку и соответствующую финансовую, организационную помощь и вовлечение Дагестана в масштабные общероссийские проекты.
Исторически в республике сложилась ситуация, в которой для обеспечения занятости населения необходимо развивать промышленность. В прошлом она у нас была достаточно развитой, хоть и ориентировалась лишь на производство комплектующих. Наши предприятия загружены сегодня всего на 20-30 процентов. Несколько выше эти показатели у тех, где вкладывают в инновации, оборудование, науку, но это, скорее, исключение, чем правило.
Если даже мы сейчас предложим, к примеру, «Дагдизелю» изготавливать тримараны, они не сумеют выполнить этой задачи. У них для этого нет ни специалистов, ни соответствующего оборудования. Что же нужно? Объединить усилия. Необходим союз науки, бизнеса и власти. Если не будет этого содружества, нам не возродить нашу промышленность.
Сергей Дохолян, доктор экономических наук, профессор, зав. отделом ИСЭИ ДНЦ РАН. Секретарь экономического Совета при Президенте РД:
— В настоящее время инновации признаются ключевым фактором экономического роста. Общепризнана необходимость смены направленности экономики Российской Федерации с сырьевой на инновационную.
Список «инновационных стран» невелик. «Конкуренция мозгов» в мире куда более жестокая, чем «геополитическая борьба». Инновационная экономика существует только в США, Канаде, Западной Европе, а также и у примкнувшим к ним — Японии и Индии. Кстати, в Китае ее нет. Китай — это «мастерская мира», но не страна инноваций.
Попытаемся теперь ответить на вопрос, станет ли наша экономика инновационной в современном смысле слова. В России риск инвестирования средств в инновационные продукты из-за коррупции, бюрократизма, несовершенного законодательства, неисполнения действующих законов очень велик. Опыта широкомасштабной массовой инновационной деятельности у нас меньше, чем в развитых странах. Мы слишком долго догоняли и ликвидировали свое отставание в промышленности, сфере услуг, системах управления и образования.
Что же мешает России перейти к созданию инновационной экономики, которая позволила бы решить многие, если не все, макроэкономические проблемы в обществе?
Что необходимо России для стимулирования инновационной экономики?
Во-первых, для того чтобы стать современным, привлекательным и удобным для проживания обществом, нам необходимо выработать новую, общегосударственную стратегию, стержнем которой будет быстрое наращивание научного потенциала, внедрение информационных, телекоммуникационных технологий во все сферы производства и государственного управления, законодательная поддержка инновационного бизнеса.
Без выполнения этих условий частные и корпоративные инвесторы не будут рисковать своими средствами, и тогда ответ на вопрос: быть или не быть инновационной экономике в нашей стране, будет отрицательным. А целевые программы развития науки и технологии, а также национальные проекты окажутся мифами, которых в нашей истории было уже немало.
Во-вторых, специальные государственные программы для стимулирования инновационной деятельности применяются во многих странах. Но опыт показывает, что залогом успеха главным образом являются децентрализованные процессы экономической деятельности в условиях жесткой международной конкуренции.
Такие разные экономические системы, как США и Китай, добились успехов в стимулировании инновационной деятельности благодаря созданию мощных стимулов и возможностей для предпринимательства. Они сумели обеспечить условия входа на рынок и выхода с него, а также открытость экономики к конкуренции на международном и внутреннем рынках.
Несмотря на то, что в течение 15 лет Россия добилась некоторых успехов в создании такой среды, эта программа остается в большой степени незавершенной. Более того, последние тенденции в сторону большей централизации и расширения государственного участия в экономике могут даже затруднить достижение прогресса в этом направлении.
Модель, основанная на чрезмерно централизованных решениях в экономической политике и значительном участии государства в поддержке приоритетных предприятий и отраслей, скорее, не способствует, а мешает созданию инновационной экономики.
Следует помнить, что в инновационной экономике основную роль финансиста выполняет частный бизнес. Бизнес рассматривает инновации как выгодное осуществление своих частных инвестиций с учетом высокого дохода на рынке.
Поэтому важно создание среды для национального бизнеса, в которой вложение инвестиций в инновации является основным способом получения высоких и стабильно растущих доходов.
Необходимо учитывать, что основной коммерческий эффект от технологических инноваций достигается не на стадии внедрения и первоначальных продаж на рынке, а на постоянном улучшении уже предложенных рынку новых товаров. В этом процессе уже никто не может заменить бизнес. А так как в России такая среда, стимулирующая бизнес к инновациям, отсутствует, то многие принимаемые решения никак не способствуют созданию инновационной экономики.
Известно, что специализирующие страны четко очерчивают направление концентрации своего интеллектуального потенциала, что также позволяет создавать альянсы между учеными, бизнесом и властью, что, как известно, является признаком инновационной экономики.
Известно, что специализация позволяет определить, в чем страна имеет преимущество, как технологическая политика может их улучшить, каков рынок, позволяющий получить наиболее высокий эффект от нововведений.
В России уровень принятия таких первоначальных стратегических решений — это приоритет регионов. Именно здесь должна быть определена четкая специализация.
Если развитие каких-либо инноваций в том или ином регионе — региональный приоритет, то это серьезный стратегический сигнал от власти к бизнесу, где даже точечная, небольшая поддержка будет говорить о приоритетах местной власти.
Вузам станет понятно, каких специалистов готовить в местных условиях, тем более, что в этом процессе станут принимать участие частные компании.
Прояснится стратегическая роль федерального центра в регионах.
Инновации начинаются с ограниченности ресурсов и, прежде всего, финансовых. Ограниченность финансовых ресурсов регионов должна создать мощный импульс к их инновационному развитию. Здесь задача Федерального центра — максимально помочь этому процессу, сделать правильный выбор, поддерживать подготовку региональных стратегических менеджеров, создавать инфраструктуру для инновационной экономики и даже предоставлять финансовую помощь, особенно на переходный период от падения к росту.
В разрабатываемой сегодня Стратегии социально-экономического развития Дагестана множество приоритетов. Если же мы поставим главным, допустим, один приоритет, а это создание в республике инновационной экономики и будем перестраивать структуру власти, законодательную базу под это, то мы можем получить другую ситуацию. Изменится позиция федеральной власти к региону. Все это может стать подлинным путем к созданию и формированию инновационной экономики, и для этого не потребуется десятилетий, так как это не затратный, не ресурсный метод.
Ших-Саид Абдуллаев:
— Соглашаясь с высказываниями коллеги, хочу на конкретном примере обрисовать в общих чертах, как определенная отрасль может стать локомотивом, тянущим за собой всю экономику. Речь пойдет о малотоннажном судостроении, о котором я уже немало говорил, но поясню, почему.
Обозначенных приоритетных направлений Стратегии социально-экономического развития Дагестана до 2020 года много, но что главное на сегодняшний день? Мы должны определиться и выбрать одно. В связи с этим мне видится наиболее перспективным и обладающим потенциалом роста конкурентоспособности судостроение. Почему? Да потому, что в Дагестане почти все заводы в той или иной степени ориентированы на судостроение. Только сегодня в республике в области судостроения работает 15 предприятий. Их доля в объеме налоговых поступлений в бюджет республики превышает 20 процентов. Объем их продукции составляет 15-20 процентов от общего объема промышленной продукции республики.
В настоящем эти предприятия выпускают комплектующие, а прояви мы усилия, вполне можно создать производство конечной продукции: малотоннажные суда водоизмещении до 500 тонн, лодки, скутера, катера, яхты, самоходные баржи. Как осуществить это?
Компоненты к таким судам могут производиться на ныне существующих предприятиях республики. Дизеля и корпусы на «Дагдизле», винты и рулевые механизмы на заводе им. Гаджиева, морские навигационные устройства на НПО «Сапфир», средства связи на «Электросигнале» — и это не полный перечень.
Еще ряд аргументов в пользу перспективности судостроения: выгодное геополитическое и географическое положение Дагестана, самая большая протяженность морского берега Каспия, наличие незамерзающего морского порта. Строительство тримаранов на Каспии (патенты на их конструкцию и технологию принадлежат инженеру-конструктору Г.Халидову) может дать начало каботажному плаванию, дешевому виду транспортировки грузов, значительно увеличивающего рентабельность перевозок и способного детерминировать развитие целого ряда отраслей экономики республики.
Все это не значит, что предприятия, занятые производством комплектующих к судам, этим ограничатся, оживление производственной деятельности на этих предприятиях, финансовое оздоровление даст им возможность и шанс выхода из кризиса к перспективам международного рынка и освоению перспективных разработок и изделий своей специфики. Подобный подход дает также перспективы развития целым отраслям, к примеру, таким, как металлообработка, деревообработка, производство пластиковых изделий и множество других.
Мнений будет множество, но очевидно то, что мы должны сделать выбор. К примеру, строительство на горных реках микро-ГЭС, производство нашими предприятиями агрегатов, изобретения нашего земляка — конструктора А.Тамадаева также очень перспективное дело. Необходимо просчитать, что наиболее важно для нашей республики в настоящее время.
Абдул-Халик Тамадаев, профессор МОГУ и ДГУ:
— Патент на изобретенный мной агрегат награжден золотыми медалями на международных выставках. Он дешевле своих аналогов на 30-40 процентов. Мощность его 40 квт, и он может использоваться для выработки электроэнергии в малых населенных пунктах. Агрегат легок весом и прост в сборке, всего за 1,5 часа его можно разобрать и собрать, в общем, удобен в эксплуатации.
Однако изобрести его и собственноручно собрать оказалось гораздо легче, чем внедрить в производство на наших дагестанских предприятиях. Обращался я на завод Авиаагрегат. Рассмотрели, одобрили, обещали позже приступить к производству, но дело так дальше слов и не продвинулось.
На заводе им. Гаджиева та же история. В Кизляре сказали также «будем изготавливать». И у Буйнакского Агрегатного завода были планы выпускать мой агрегат, но что с этого. Воз и ныне там.
Совсем недавно я получил письмо из Азербайджана с предложением продать патент на изобретение. Дело ведь перспективное, если наладить производство, можно расширить рынок распространения: это и Афганистан, Пакистан, Туркменистан, Непал, в общем, горные страны, где вырабатывать электроэнергию подобными способами не просто рентабельно, а жизненно необходимо. Я хотел, было продать, но мне в Дагестане сказали « Как так, не нужно, мы будем сами выпускать» Директора заводов чуть ли не спор затеяли, чтоб его производить на своем предприятии, но все ждут, пока дадут денег под это. Немало времени прошло, а результата снова нет, а я вновь подумываю продать его за пределы Дагестана.
В республике много талантливых изобретателей, но идеи их не реализуются. Создали, к примеру, технопарк в ДГТУ, и что? Создали республиканский центр предпринимательства, и каков результат? Много организаций, а толку нет. У нас в Дагестане внедрять в производство разработки ученых, конструкторов невозможно! И в решении этой проблемы без системного подхода не обойтись.
Ших-Саид Абдуллаев:
— Создание технопарков — прекрасная идея, но, вероятно их лучше организовывать на производстве.
Абдул-Халик Тамадаев:
— Мы, изобретатели, теряем много времени на хождение по инстанциям и обивание порогов предприятий.
Ших-Саид Абдуллаев:
— Какова судьба технопарка?
Магомеднаби Муртазалиев:
— Технопарка нет, он не создан.
Была договоренность, что при участии государства будет создан технопарк. Для его деятельности предполагалось выделение бюджетных средств порядка 10-15 миллионов рублей в год. Мы вышли с готовым проектом Постановления, но эти предложения завернули.
— Где?
— В тех же структурах.
Абдулла Алиев, д.т.н., профессор, заслуженный изобретатель РФ:
— Слово «инновация» сегодня очень популярно. Но на словах далеко не уедешь. В Татарстане еще в 90-е годы выделяли на инновации 40 миллионов рублей в год, сегодня эти цифры там гораздо больше, поэтому и развивается там экономика динамично. У нас в министерстве промышленности, заместители Председателей Правительства заверяют, что все сделают и действительно желают и хотят этого, но как дело доходит до Акилова, подготовленные решения заворачиваются со словами — «Будут воровать». Есть соответствующие органы, которые должны контролировать и принимать меры в случае обнаружения фактов хищений, но разве это является аргументом для того, чтобы не продвигать инновации?
Лично у меня не один десяток разработок, реализовав которые можно обеспечить работой сотни людей, приносить доходы республике, в конце концов. Пока инновационные фонды и технопарки не будут создаваться, у нас ничего не будет. Сегодня проблема еще в том, что скоро в науке просто некому будет работать. Люди, видя подобное отношение, не идут сегодня в настоящую, не купленную науку.
Олег Алиев,
доцент Дагестанского центра образования и развития:
— Раньше была система, и дело хоть как-то двигалось вперед. Тогда во главу угла ставили научно-технический прогресс. Сегодня высказывания В.В. Путина о необходимости развития экономики инновационным путем, несмотря на актуальность — не новость, это жизненная необходимость. Множество стран пошли по этому пути. К примеру, Финляндия. Несмотря на особенности своей экономики, эта страна развила за достаточно короткий срок экономику с высокой долей инновационной составляющей, которая в сотни раз превосходит показатели Российской федерации.
А посмотрите на Китай. Дело не в строе, а в умах. Само по себе ничего не произойдет, нужна не декларация — необходимы дела. Надо создавать соответствующие структуры, институциональную систему, а также организовать контроль и учет.
Муса Абачараев, д.т.н., профессор, заслуженный деятель науки РФ, заведующий отделом машиноведения Института физики ДНЦ РАН:
— Очень приятно, что сегодня идет разговор об актуальности наших разработок, подобных которым, я уверяю вас, нет во всем мире. Говоря о них, мне бы хотелось обратить на это особое внимание. Мы предложили для реализации 15 проектов, утвержденных на экспертном Совете.
К примеру, разработка академика А.Алиева; потребление энергии шагающей установкой, изобретения А. Тамадаева — генератор для микро-ГЭС, незаменимый сегодня для нужд горцев, ведь это дешевая, экологически чистая энергия; работы Г. Халидова, от почтофонов до тримаранов. Открытие, где обыкновенная земля может быть использована как сырье под топливо, которое горит без газовых выделений, сохраняя нашу атмосферу от загрязнения.
Мне приятно отметить, что наш Дагестан славен не только бурными реками и прекрасными горными пейзажами, но и людьми с великолепными и оригинальными мыслями. Хорошо бы, если они реализовались на родной земле, принеся республике благополучие и процветание.
Статьи из «Экономика»
Обеспечение лидерства

Налоговый удар по «тени»

На службе развития регионов

Равноправие народов

Формы малые, но заметные

Стратегические решения

Медовое дело

Под крышей дома моего
