Основа наших достижений – экономика

На днях в Национальной библиотеке им. Р.Гамзатова состоялась расширенная коллегия Министерства РД, на которой обсуждался и был принят план мероприятий по реализации Послания Президента Республики Дагестан Народному Собранию РД. В ее работе принял участие заместитель Председателя Правительства Республики Дагестан Ризван Газимагомедов. Открыл и вел заседание коллегии министр экономики республики Алавудин Мирзабалаев.
В своем кратком вступительном слове министр сказал, что путем открытого и критического анализа нужно оценить проделанную работу в народном хозяйстве Республики Дагестан в целом, отметить достижения, выявить недостатки и проблемы, определить пути их решения и перспективы дальнейшего развития экономики. Результаты рассмотрения данного вопроса дадут ответы на многие вопросы и помогут обеспечить дальнейшее поступательное развитие экономики республики.
В целом, подчеркнул министр, прошедший год для республики был успешным. Действительно, это так, и цифры, и факты говорят сами за себя. Если говорить об экономике в целом, то в истекшем году был сделан заметный шаг вперед по пути к достижению намеченного. Тенденция развития Республики Дагестан в основном соответствовала тенденциям развития ЮФО и РФ в целом. В нынешнем, третьем по счету, Послании Муху Алиева определены более актуальные и стратегические задачи устойчивого и динамичного развития нашей республики.
Затем первый заместитель министра Али Нурмагомедов, заместители Абдурахман Абдурахманов и Ибрагим Сунгуров выступили с докладами о состоянии дел в курируемых ими управлениях и отделах министерства с тем, чтобы разработать и определить общий план мероприятий по успешной реализации Послания.
В Послании Президента Республики Дагестан Народному Собранию Республики Дагестан на 2008 год, сказал Али Нурмагомедов, значительное место уделяется вопросам развития малого и среднего предпринимательства, развитию туристско-рекреационного комплекса, повышению уровня жизни, созданию дополнительных рабочих мест, улучшению качества предоставления образовательных, медицинских услуг, совершенствованию системы оплаты труда работников госучреждений. Эти проблемы конкретизированы в 24 пунктах плана мероприятий и остаются наиболее важными в деятельности Министерства экономики Республики Дагестан совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами.
Анализ последних лет показывает положительную тенденцию развития данного сектора экономики. Так, доля продукции, произведенной предприятиями малого бизнеса, в валовом региональном продукте республики выросла с 6,3 в 2006 году до 10,2 процента в 2007, доля работающих на малых предприятиях в численности работающих на всех предприятиях и организациях республики — с 9,2 в 2004 году до 13,6 процента в 2007 году, налоговые поступления по малому бизнесу в общем объеме налоговых платежей консолидированного бюджета РД составили: в 2005 году — 7,3, 2006-м году — 9, 2007-м — 14,9 процента.
Однако, подчеркнул докладчик, реальный потенциал малого и среднего предпринимательства далеко не исчерпан. Учитывая тенденцию и опыт развития государственной поддержки малого бизнеса в Российской Федерации, с участием Минэкономики разработана республиканская программа развития малого и среднего предпринимательства на 2009-2011 годы, где сформулированы конкретные цели и задачи. Программа предусматривает создание необходимой инфраструктуры развития малого и среднего предпринимательства: бизнес-инкубаторы, технопарки, гарантийные фонды, фонды микрофинансирования и прямых инвестиций в малые предприятия, грантовая поддержка начинающих предпринимателей.
При реализации программы основное внимание будет уделено изменению существующей структуры малого предпринимательства, где доминирующее положение нынче занимают торговля, строительство и сфера услуг. Предстоит заметно увеличить в малом бизнесе долю производственного сектора и инновационных разработок.
В целях активного использования имеющихся ресурсов туристско-рекреационного комплекса поручено анализировать имеющиеся инвестиционные проекты в туристско-рекреационной сфере. Минэкономики Дагестана будет совместно проводить работу, направленную на расширение использования туристско-рекреационного потенциала республики, создание новых рабочих мест, развитие смежных отраслей экономики.
Но в этом секторе пока имеются существенные недостатки. Как отмечает глава республики, многие предприятия, даже целые отрасли скрывают свои высокие доходы от налогообложения. По республике в целом около 60 процентов экономики находится в «тени», когда по стране эта цифра не превышает 50 процентов. В Дагестане почти весь средний и малый бизнес уходит от уплаты налогов. Вообще весь средний и малый бизнес находится в тени. Министерством совместно с другими министерствами и ведомствами, констатировал А.Нурмагомедов, разработан, как этого требует Послание Президента, план мероприятий по легализации «теневой экономики» и выводу заработной платы из «тени».
В связи с тем, что применение единой для всех отраслей тарифной сетки существенно осложняет проведение работы по дальнейшему совершенствованию оплаты труда и ее повышению, с 2009 года предполагается перейти к отраслевым системам оплаты труда, максимально адаптированным к новым условиям хозяйствования. Новые системы оплаты труда должны учитывать специфику каждой из бюджетной отрасли, стимулировать качественный труд.
В целях внедрения новой отраслевой системы оплаты труда в текущем году предстоит создать нормативно-правовую базу. Министерство в пределах своих полномочий будет участвовать в разработке соответствующих нормативно-правовых документов.
Первый заместитель министра акцентировал внимание членов коллегии и приглашенных на других программах мероприятий, направленных на успешное осуществление Послания Президента Республики Дагестан.
Замминистра А.Абдурахманов говорил об эффективном использовании инвестиций. В соответствии с указанным Посланием, сказал он, в ведении Управления инвестиций Минэкономики в инфраструктуру региона насчитывается восемь вопросов, по которым ответственными исполнителями обозначены 12 министерств и ведомств и 4 управления в структуре Минэкономики Дагестана. По направлениям все вопросы можно разделить на три составляющие: мероприятия по организации инвестиционной деятельности в Республике Дагестан; мероприятия по упорядочению принятия и хода реализации различных целевых программ; мероприятия по реализации намеченных целей в области строительства объектов социальной и инженерной инфраструктуры за счет бюджетных средств, организация инвестиционной деятельности.
Своевременно и правильно в Послании Президента ставится вопрос привлечения и прямого участия глав муниципальных образований в создании инвестиционной привлекательности Республики Дагестан. Кроме того, необходимо привлечь к этой деятельности и постоянных представителей республики в регионах Российской Федерации.
Что касается участия государственной власти в финансировании работ по подготовке участков под реализацию инвестиционных проектов, то здесь можно отметить, что республикой взяты обязательства по финансированию создания инженерной инфраструктуры площадок промышленного и туристско-рекреационного направления. Это создание инженерной инфраструктуры туристско-рекреационного комплекса в Карабудахкентском районе, «Дарваг-чай» в Дербентском районе, «Новокаякент» в Каякентском районе и «Чиндирчеро» в Акушинском районе.
Кроме этого, в настоящее время Мининвестом экономики Дагестана прорабатывается вопрос организации туристско-рекреационных зон по побережью Каспийского моря. Вместе с тем, подчеркнул А.Абдурахманов, утверждение схемы территориального планирования Республики Дагестан и завершение разработки схем территориального планирования муниципальных образований помогло бы органам муниципальной и республиканской власти четко и ясно определить свои возможности в этом направлении.
Как известно, целевые программы являются одним из важнейших средств реализации структурной политики государства, активного воздействия на его социально-экономическое развитие и должны быть сосредоточены на реализации масштабных, наиболее важных для республики инвестиционных проектов, направленных на решение системных проблем, входящих в сферу компетенции республиканских органов исполнительной власти.
В настоящее время Минэкономики Дагестана разработан и внесен в Правительство Республики Дагестан доработанный с учетом замечаний и предложений проект постановления «Об утверждении порядка принятия решений о разработке, формировании и реализации долгосрочных целевых программ в Республике Дагестан».
Как известно, целевые программы являются одним из важнейших средств реализации структурной политики государства, активного воздействия на его социально-экономическое развитие и должны быть сосредоточены на реализации масштабных, наиболее важных для республики инвестиционных проектов, направленных на решение системных проблем, входящих в сферу компетенции республиканских органов исполнительной власти.
В настоящее время Минэкономики Дагестана разработан и внесен в Правительство Республики Дагестан доработанный с учетом замечаний и предложений проект постановления «Об утверждении порядка принятия решений о разработке, формировании и реализации долгосрочных целевых программ в Республике Дагестан». Предлагаемый проект постановления направлен на упорядочение процесса формирования, утверждения и реализации долгосрочных целевых программ Республики Дагестан.
Так, назрела необходимость в разработке республиканской целевой программы развития автодорог на среднесрочную перспективу (5 лет). В этой связи считаем необходимым поручить ГУ «Дагестанавтодор» совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами подготовить и внести данную программу на рассмотрение заинтересованных ведомств. У дорожников республики уже есть наработки в этом направлении. Следует ускорить решение этого вопроса.
Затрагивая мероприятия по государственной поддержке дорожного хозяйства РД, А.Абдурахманов считает необходимым определиться с механизмом их реализации. В настоящее время все функции по формированию, финансированию, контролю за ходом реализации мероприятий осуществляет ГУ «Дагестанавтодор». Минэкономики Дагестана лишь формально участвует в реализации мероприятий, являясь по сути посредником между ГУ «Дагестанавтодор» и органами власти республики. В связи с чем Минэкономики считает целесообразным в последующие годы утверждать мероприятия по государственной поддержке дорожного хозяйства отдельным нормативным документом, исключив их из состава Республиканской инвестиционной программы.
В республике за последние годы практически не осуществлялось строительство дошкольных образовательных учреждений. В этой связи Минэкономики, Минобрнауки Дагестана совместно с администрациями муниципальных образований и другими ведомствами необходимо приступить к разработке республиканской целевой программы «Развитие дошкольного образования в Республике Дагестан на 2009-2013 годы».
Минэкономикой разработаны и мероприятия по реализации намеченных целей в области строительства объектов социальной и инженерной инфраструктуры за счет бюджетных средств. Республикой в последние годы ведется постоянная работа по развитию инфраструктуры районов и городов в рамках республиканской инвестиционной программы. Многое сделано, но еще больше предстоит сделать. Необходимо в кратчайшие сроки разработать и утвердить предельные нормативы стоимости единицы мощности объектов социальной инфраструктуры ( стоимость одного ученического места, койко—места и др.).
В целях оптимизации расходования бюджетных средств в этом направлении в последующем следует строго придерживаться данных предельных нормативов.
— Хотя, по нашему мнению, — сказал А.Абдурахманов, — наличие данных нормативов и жесткий контроль за ходом разработки проектно-сметной документации, в том числе имеется ввиду переход к типовым проектам, позволят качественно и эффективно использовать бюджетные средства.
Вместе с тем в ходе реализации Республиканской инвестиционной программы возникает ряд проблем, требующих решения. По ряду объектов, планируемых вводом в 2008 году, заказчиками поднимается вопрос о недостаточности предусмотренных средств.
Серьезным замечанием к работе заказчиков является недостаточное внимание к направляемым запросам, формальный подход к представлению отчетов и другой обосновывающей информации по объектам, на основании которых формируются плановые показатели. Заказчиками не отслеживаются технико-экономические показатели по объектам, закладываемые в ежегодно утверждаемые программы до момента, когда объект включается в программу с вводом. После этого заказчики начинают уточнять остаточные стоимости объектов, давать отчетную информацию, отличающуюся от ранее представленных данных, представлять соответствующую обосновывающую информацию. Например, объект «Школа в с.Башлыкент Каякентского района» — в 2007 году по объекту были заявлены технико-экономические показатели, на основании которых, с учетом годового отчета, была выведена остаточная стоимость на 2008 год.
После утверждения Программы заказчиком — администрацией Каякентского района, заявляется о недостаточности предусмотренных средств. Объект «Здание администрации в с.Терекли-Мектеб» — заказчиком — администрацией Ногайского района, заявляется о недостаточности предусмотренных средств, так как в проекте не были предусмотрены подводящие инженерные коммуникации, без строительства которых невозможна нормальная эксплуатация объекта. И таких примеров много. В результате, пусковая программа 2008 года может быть поставлена под угрозу срыва. Для ее решения Минэкономики считает необходимым поручить заказчикам совместно с Минстроем и ЖКХ РД уточнить остаточные стоимости объектов, запланированных вводом в текущем году, в базовом и текущем уровне цен и на основании уточненных данных принять решение о дополнительном финансировании объектов (в том числе за счет кредитов «Россельхозбанка») либо о переносе сроков ввода на очередной год.
— В последнее время много говорится о развитии малого и среднего предпринимательства. В этой связи хочу заострить внимание, — констатировал А.Абдурахманов, — на необходимости поддержки местного производителя при конкурсных торгах. В том числе имеется в виду обеспечение оборудованием вводимых объектов.
В части привлечения кредитных ресурсов ОАО «Россельхозбанк» в Послании Президента говорится о необходимости разработки механизма использования данных средств на строительство объектов социальной сферы. В разрабатываемом документе необходимо четко расписать порядок кредитования, условия и сроки возврата кредитов и оплаты процентов, источники погашения кредита, исполнителей и распорядителей средств. Особое внимание нужно уделить контролю использования указанных средств, недопущению распыления средств по многочисленным объектам и по возможности недопущения перекрестного финансирования, то есть объект по данному источнику должен быть профинансирован в полном объеме от начала строительства до его ввода в эксплуатацию.
В части ввода в эксплуатацию Дворца спорта на 5000 мест в г. Каспийске в 2009 году — соответствующие затраты будут учтены при формировании Республиканской инвестиционной программы на 2009 год. Одновременно КПРД «Дирекция государственного заказчика-застройщика» в настоящее время прорабатывается вопрос в федеральных органах о финансировании объекта из федерального бюджета.
С докладом о программе мероприятий по успешной реализации Послания Президента республики на расширенной коллегии Минэкономики выступил заместитель министра И.Сунгуров.
Подвел итоги коллегии в заключительном слове заместитель Председателя Правительства РД Ризван Газимагомедов.
Статьи из «Экономика»
На службе развития регионов

Равноправие народов

Формы малые, но заметные

Стратегические решения

Медовое дело

Под крышей дома моего

«Черная метка» от энергетиков. «Дагэнерго» грозит коммерсантам отключениями света за долги
