Сага о чабанской тропе
Есть такая поговорка в Дагестане «Если чабан захочет, то и от козла сыр добудет». Да, нелегок чабанский труд и подчас требует от пастухов добиваться того, что очень трудно другим, несмотря на все старания. Знаю об этом не понаслышке, потому что дедушка мой Ахмед – человек с открытым характером и щедрой душой – в родовом селе отца был известным чабаном, настоящим тружеником. Полвека он посвятил этому сложному, хлопотному, но баракатному делу.
Овцеводство – во многом отрасль горного Дагестана, образ жизни человека сильного, способного прокормить, одеть и обуть не только свою семью, но и весь джамаат. Об этом думал я в зале Национальной библиотеки во время презентации книги «Овцеводство Дагестана» Абдулмуслима Абдулмуслимова и Абдусалама Хожокова.
Вот она у меня в руках, и сразу же встречаю цитату из настольной книги любого уважающего себя дагестанца «Мой Дагестан» Р.Гамзатова. «Слово «тIехь» имеет на аварском языке два значения: во-первых, «овечья шкура», во-вторых, «книга». Говорят: «Каждый должен беречь голову и папаху на голове». Папаха, как известно, шьется из овечьей шкуры. Ну а голова горца столетиями была той единственной неписаной книгой, в которой хранились наш язык, наша история, наши повести, наши сказки, преданья, обычаи – всё, что придумал народ. Овечья шкура веками предохраняла, согревала, защищала собой ненаписанную книгу о Дагестане – голову горца».
Вот так интересно и неповторимо наш выдающийся поэт соединил, казалось бы, несоединяемое – с одной стороны историю и культуру, а с другой – сугубо прозаичный на первый взгляд чабанский труд. А удивительного в этом как раз ничего нет. Дагестан – это аграрная республика, традиционная житница и кормилица, недаром на аварском языке Дагестан – как и слово Родина – женского рода, будто мать. И одной из самых главных и уважаемых профессий в горах исторически была профессия овцевода.
Овцеводство – важнейшая сфера экономики республики. Именно баранина стала одним из первых международных брендов Дагестана, заявив о себе на международных рынках в непростое время санкций и дефицита ресурсов. Это заслуга поколений чабанов, профессионалов-овцеводов аграриев, ученых, чей нелегкий труд создавал предпосылки для того, чтобы многомиллионное поголовье баранты стало для республики и фундаментом собственной продовольственной безопасности, и серьезной экспортной базой для валютных поступлений в бюджет.
Книга А. Абдулмуслимова и А. Хожокова «Овцеводство Дагестана» – успешная попытка системного взгляда на перспективы и проблемы отрасли, трезвый анализ успехов и недочётов, осмысление серьезного пути, пройденного аграриями многих поколений. Это и экскурс в историю вопроса. Она даёт понять, на каких ошибках и удачных примерах прошлых лет можно и нужно учиться. Собранный в ней уникальный материал полезен не только специалистам по сельскому хозяйству, но пригодится всем, кто хочет знать, чем жила и живет республика, какие традиции хранит и как на всех этапах преодолевал препятствия труженик-горец, который во все времена был главным человеком Страны гор – честным и чистым, как в стихах великого поэта Р. Гамзатова «Песня чабана»:
Цвет моей папахи схож
С черной ночью без огня.
В сердце черной не найдешь
Даже точки у меня.
Однако книга «Овцеводство Дагестана» – издание не только и не столько историческое, познавательное и научно-популярное. Это серьезная научная работа о состоянии и развитии отрасли, этапах ее становления. Весь массив знаний об овцеводческой сфере – статистических, практических, сравнительных – впервые собран на страницах одной книги и сопровождается глубокими комментариями и оценками с точки зрения сегодняшнего дня. Авторы обобщили и систематизировали множество фактов, представив картину развития овцеводства в динамике. Особое внимание уделено проблематике взаимозависимости горной и равнинной зон ведения овцеводства, сложившейся у нас исторически.
Современные реалии диктуют свои новые пути развития отрасли. Меняются маршруты скотопрогонных трасс, совершенствуются методы сельхозпроизводства, во главу угла ставятся продуктивность и экологичность. Благодаря господдержке строятся предприятия замкнутого цикла, они для экономики республики станут важнейшими факторами роста, подняв планку качества уже состоявшегося бренда «Дагестанская баранина» на новый уровень. А значит, и труд овцеводов, как и в былые годы, станет престижным, уважаемым, таким, каким и должен быть. Позволит честным трудом зарабатывать большому количеству людей, состояться династиям фермеров, хранящим традиции отцов. Им, кстати, в книге посвящена отдельная глава.
Овцеводам республики, безусловно, было чем гордиться в советские годы. 17 из них стали Героями Социалистического труда, 2 – полными кавалерами ордена Трудовой славы, 6 – лауреатами Сталинской премии. Это показатели государственной оценки значимости чабанского труда, селекционной и научной работы, соединенной с успешной практикой на местах. В наши дни продолжил эти добрые традиции и стал отмечать отличившихся чабанов и сам автор книги Абдулмуслим Абдулмуслимов, потомственный аграрий, ныне возглавляющий Правительство Дагестана.
В прошлом году в ходе рабочей поездки в Тляратинский район премьер-министр от имени Главы республики вручил госнаграды неутомимым труженикам прямо на рабочих местах – на горных склонах, где они несут свою суровую службу, опираясь на колоритный чабанский посох – ярлыгу, ставшую символом благородного труда. Да и само название награды – медаль «За любовь к родной земле» говорит само за себя. Она и была изначально предназначена им – верным хранителям традиций родной земли и её устоев.