Купить PDF-версию
15:15 | 25 апреля, Чт
Махачкала
X
08:14 29.06.2021

Важный фактор повышения эффективности производства

Магомед Гасанов, доктор экономических наук, профессор ИСЭИ ДФИЦ РАН
Выпуск - 2021 № 171
46

Развитие экономики и социальной сферы Дагестана тесно связано с постоянным совершенствованием функционирования отраслей производственной инфраструктуры, призванной обеспечить прямые промышленно-экономические связи между субъектами СКФО.

Будучи важнейшей составной частью производственной инфраструктуры, дорожно-транспортная подсистема служит одной из важнейших основ, обеспечивающих процесс воспроизводства во всех отраслях экономики, и является обязательным условием рационального размещения производства.

Говоря об особенностях и огромном значении отраслей производственной инфраструктуры для Дагестана, давайте вспомним про­шлое. Тут можно выделить три основных этапа.

Первый характеризуется началом строительства дорожной сети, появлением первых автомобилей. Архивные документы свидетельствуют, что в 1929 году на территории республики насчитывалось всего 29 автомобилей, в том числе 8 грузовых. Такой малочисленный парк не мог удовлетворить нужды народного хозяйства.

Второй связан с созданием отечественной промышленности и завершением строительства мощных автомобильных заводов в нашей стране. Это обстоятельство определило значительное увеличение транспортных средств и в Дагестане. К концу первой пятилетки число автомобилей, по сравнению с 1929 годом, увеличилось почти в 5 раз. Одновременно выросли и размеры выполненных ими перевозок. С ростом автомобильного парка возникла и острая необходимость в создании четкой организации его управления. В эти годы была учреждена дагестанская контора «Союзтранс», которая послужила базой для создания транспорта общего пользования.

Третий этап охватывает период с 1945 года по настоящее время. После завершения Великой Отечественной войны была проведена значительная работа по восстановлению и дальнейшему развитию отрасли в республике. Уже в 1949 году списочный парк подвижного состава достиг довоенного уровня и в дальнейшем увеличивался все более быстрыми темпами.

В те годы парк подвижного состава Дагестана рос, опережая темпы развития народного хозяйства республики, и пополнялся новыми, более совершенными по своим технико-экономическим показателям машинами. К 1970 году списочная численность грузовых автомобилей возросла, по сравнению с 1936 годом в 30 раз.

В настоящее время издержки инфраструктуры еще велики, а именно их снижение следует рассматривать как важный фактор повышения эффективности производства. Снижение издержек транспорта может быть достигнуто прежде всего благодаря совершенствованию структуры управления подвижного состава, перевозочного процесса и ускорению технического развития на всех видах производственной инфраструктуры.

Современное развитие экономики ставит перед наукой и практикой задачу разработать и осуществить внедрение форм и методов управления, соответствующих новому этапу развития производства. В связи с этой задачей особо актуальным в настоящее время является совершенствование управления экономикой.

Сформулированные выводы и предложения направлены на повышение эффективности и результативного функционирования отраслей производственной инфраструктуры с учетом использования геоотраслевого ресурса. Некоторые предложения сводятся к следующему. Качественно обустроить объект инфраструктуры – транспортные параметры «Север – Юг» для развития международного транзита и экспорт­ных перевозок продукции, где ключевыми субъектами станут Дагестан и Астраханская область.

Важно формировать с учетом современных реалий подсистемы инфраструктуры курортно-рекреа­ционной зоны, в первую очередь речь идет о качестве транспортно-логистических узлов федеральной дорожной сети М29 «Кавказ».

Необходимо создавать дорожные фонды на муниципальном уровне и решать проблемы внутрирегиональных дорог. Это будет определенная новация. Проведенный анализ показал, что есть проблемы с наполнением дорожных фондов, но мы рекомендовали бы в ряде муниципалитетов с этим вопросом поэкс­периментировать.

Объем ремонта инфраструктурной сети в стране и ее регионах к 2030 году стоит довести до 9-10 тысяч километров в год и более. Чтобы решить проблему устойчивого развития и функционирования экономики дорожно-транспортной инфраструктуры, необходимо постепенно увеличивать объем капитальных вложений в транспортно-логистические узлы и к 2035 году привести всю инфраструктурную сеть в соответствие с нормативами.

Приоритетными должны стать внутригородские и внутрипоселковые дороги – в северокавказском регионе и в Дагестане сотни малых населенных пунктов имеют сложности с круглогодичным доступом к автотрассам, а перспективный прогноз авторов развития отрасли выходит за географические границы приграничного региона. К примеру, появление новой современной дорожно-транспортной сети позволит сделать реальностью идею доступности главных курортов Юга России – Кавказских Минвод, Домбая, Приэльбрусья, Черноморского побережья и т. д.

Среди перспективных приоритетных задач и создание в составе международных транспортных коридоров современных автомагистралей, которые будут справляться с растущим потоком машин.

Важно также ускорить разработку законодательно-правовой и нормативной базы, усовершенствовать в соответствии с новыми хозяйственными условиями эффективный механизм и структуру управления производственной инфраструктурой с учетом геоэкономического ресурса каждого субъекта региона.

Основной целью формирования эффективного инфраструктурного комплекса региона являются количественное и качественное удовлетворение услуг с обеспечением благоприятных и безопасных условий пользования инфраструктурой, бесперебойная и надежная работа отрасли, минимизация негативных последствий транспортной деятельности.

Таким образом, на основании проведенного экономико-исторического анализа можно сделать вывод, что при современном состоянии производственной инфраструктуры региона модернизационные преобразования в ней могут принести существенный эффект лишь при формировании эффективного механизма управления. А также при значительном повышении технического уровня отрасли, модернизации и обновлении производственной базы всех ее составляющих для ускоренного развития производственной инфраструктуры.

В связи с этим поиски резервов управления и повышения эффективности развития отраслей производственной инфраструктуры региона в условиях структуризации экономики представляют особый интерес для науки, а также имеют практическое значение.

Статьи из «Экономика»

Объёмы капитально растут

5
Непопулярная в народе реформа ЖКХ в большей степени из-за введения обязательства жильцам...

Исламский банкинг – основа развития экономики

13
Внедрение исламского банкинга, или иначе партнерского финансирования, способствует созданию дополнительной...

Малая часть большой работы

7
Общая стоимость прорывных проектов, реализуемых в стране, составит около 1,7 трлн рублей. Их...

Помощь гражданам и бизнесу

4
Россия столкнулась с колоссальным санкционным давлением. В такой ситуации требуются...

Рыба и аквакультура

12
За весь 2023 год в искусственных водоемах на территории республики было выращено 400 тонн...

Цены – на высоте

31
Цены на авиабилеты в Дагестан и в обратном направлении весьма огорчают пассажиров. И ничего...

Власть, близкая к народу

4
Новая Россия новые праздники. Один из них, безусловно, День местного самоуправления. Указ о его учреждении подписал Президент РФ в июне 2012 года. Призван он...

Рынок сбыта расширяется

50
Сегодня в стране мер поддержки предпринимательства действует много. А после прозвучавшего...