Купить PDF-версию
15:51 | 28 марта, Чт
Махачкала
X
12:14 16.12.2021

Гуманитарная культура как показатель развития общества

Замир Тарланов, профессор
Выпуск - 2021 №№347-348
66

Одна из существенных потерь, которую понесли российское общество и постсоветская история народов России рубежа XX–XXI столетий, – это утрата общегуманитарной культуры, в частности такой ее важнейшей части, как влиятельная русская филологическая культура в широком смысле слова в качестве одной из опор национальной и историко-культурной самоидентификации. Не видеть этого, значит быть оторванным от реальности. Этот процесс нуждается не только в признании. Он требует глубокого и разностороннего анализа для того, чтобы иметь возможность предложить необходимые и адекватные решения принципиального характера для оздоровления сложившейся ситуации.

Россия – одна из немногих стран в мире с самой высокоразвитой филологической культурой. Эта культура складывалась начиная с XVIII столетия не в замкнутых учёных кабинетах, а по-особенному, на широких просторах столкновения общественных интересов и суждений по самым важным проблемам её развития. Чтобы понять масштабы потерь для страны, связанных с её утратой, нужно вернуться к истории её становления.

У истоков этой истории возвышается фигура гениального М. Ломоносова, который в своих разносторонних пионерских филологических работах совмещал исследования комплексной ориентации, охватывая такие сферы формировавшегося тогда русского филологического знания, как грамматика, риторика, стилистика, стиховедение, и сочетая всё это с реформой русского литературного языка и плодотворным литературным творчеством в разных его жанрах.

Ломоносов прекрасно осознавал общественную и государственную значимость своей филологической деятельности, о чём свидетельствует и его посвящение «пресветлейшему государю великому князю Павлу Петровичу» в знаменитой «Российской грамматике». Своим посвящением Ломоносов практически обозначил место формировавшегося русского национального языка в качестве предмета государственной заботы на самом верху государственной власти.

В последующей отечественной истории высокий статус филологической культуры в стране был развит дальше авторитетом и деятельностью корифеев русской литературы, блистательных творцов науки о русском языке и русской литературе Н. Карамзиным, А. Пушкиным, В. Далем, И. Тургеневым, В. Белинским, Л. Толстым, А. Чеховым, академиками Ф. Буслаевым, Ф. Фортунатовым, А. Шахматовым, М. Горьким, В. Виноградовым, Д. Лихачёвым и многими другими.

Непозволительно низко упали русская речевая культура и качество исследовательских работ по русскому языку. Даже принятие закона о русском языке не дало улучшения содержания филологического образования в вузах и школах, обернувшись формальностью. В вузовском образовании отрезанными от филологического знания оказались именно те его области, в которых приоритет русской науки в мире был абсолютным

Русский язык, русская литература, русская филологическая культура объединяли и сплачивали народы России в едином многонациональном государстве, служа тем самым важными факторами укрепления этого государства.

С большой симпатией изображённая жизнь народов исторической России ещё в досоветский период находила своё отражение в творчестве писателей-декабристов, А. Пушкина, М. Лермонтова, В. Даля (Казака Луганского), П. Мельникова-Печерского, Н. Лескова, Л. Толстого и других творцов русской литературы.

Филологические исследования, филологи-учёные пользовались признанием и влиянием в обществе. Государство поощряло эту деятельность. Так, за свои исследования по русскому языку даже в трудные первые послевоенные годы академики В. Виноградов («Русский язык»), С. Обнорский («Очерки по истории русского литературного языка старшего периода»), Д. Лихачёв (исследования по «Слову о полку Игореве») были удостоены самых высоких государственных премий.

Чтобы представить себе традиционные взаимоотношения между филологией и обществом в нашей стране, достаточно вспомнить, каким вниманием в ней пользовались выступления, например, К. Чуковского по культуре речи, И. Андроникова по творчеству М. Лермонтова, многочисленные работы о жизни и творчестве А. Пушкина, массово и содержательно отмечавшиеся юбилейные даты писателей.

В Министерствах высшего образования СССР и РСФСР, а также в Министерстве просвещения СССР функционировали отделы по русскому языку и литературе, головные советы по филологии, которые контролировали и согласовывали межвузовские связи, направления и актуальность научных исследований. В государственных вузах преподавание велось по единым учебным планам и единым учебным программам, утверждавшимся указанными отделами министерств, что исключало кустарщину, произвол и анархию в определении содержания образования. Не было вакханалии бумаготворчества, чем заставляют заниматься современные вузы. Всё это, вместе взятое, и многое другое обеспечивало советскому образованию статус лучшего в мире.

Не стало страны, не стало и всего того, что ею поддерживалось в сфере культуры и образования. И филология, как и вся гуманитарная культура, рухнула в прямом смысле слова. Не только потому, что лишилась государственной поддержки. Но и потому, что академик Д. Лихачёв был последним из числа современных столпов русской филологии, после смерти которого образовалась пустота.

Филология, не поддерживаемая государством, вопреки его коренным интересам, сверх того лишившаяся признаваемых научных и культурных авторитетов, превратилась в одну из разновидностей беспредметных массовых увлечений людей, далёких от филологических интересов.

Классическую литературу с её громадным духовным потенциалом и эстетической мощью отбросили в качестве предмета основательных исследований. Перестали регулировать её объём в средней и высшей школе, необходимый для воспитания образованного гражданина общества. В обществе во многом утрачены интерес к собственной истории и само знание истории вопреки, как справедливо считал Н. Карамзин, «правилу государственной нравственности, которая ставит уважение к предкам в достоинство гражданину образованному».

Стали настойчиво поощрять подмену книги в качестве источника знания и средства интеллектуального воспитания интернетом с его, хотя и, безусловно, полезной в предварительном, пожарном порядке, но все же обезличенно-фольклоризованной информацией.

Непозволительно низко упали русская речевая культура и качество исследовательских работ по русскому языку. Даже принятие закона о русском языке не дало улучшения содержания филологического образования в вузах и школах, обернувшись формальностью.

В вузовском образовании отрезанными от филологического знания оказались именно те его области, в которых приоритет русской науки в мире был абсолютным, – это история языков, история литературных языков, историческая диалектология, историческая стилистика и др. Заметим, что эти отрасли должны быть возвращены в систему вузовской подготовки специалистов по русской филологии, ибо, во-первых, история русского языка неотделима от истории русской культуры в целом и, во-вторых, без опоры на историю языка выстроить образовательную стратегию самопознания личности и этноса через язык невозможно.

Потеря контроля над образованием привела к тому, что курсовые, дипломные, диссертационные работы, научные статьи, по которым судили о качестве профессиональной подготовки, стали легкодоступным товаром.

Образование стали толковать как услугу, не ставя при этом вопроса о том, является ли услугой воспитание гражданина государства и созидательно нацеленного члена общества…

Филологическая культура, филологическое образование, филологические исследования связаны с изучением, сохранением, пропагандой национальных ценностей и с собиранием, аккумулированием и возведением в статус культурной и общественной значимости того, что соответствует решению важных социальных задач в национальном же масштабе.

А это в свою очередь образует ту базу, на которой строится собственное культурное пространство общества, разрабатываемое и охраняемое его интеллигентской частью.

Всё это нуждается в государственной поддержке в самом широком смысле слова. Без государственной поддержки того типа культуры, которая существовала в советское время, русская классическая литература и русский язык в качестве национальных достояний народов России, выполняющих важнейшую образовательно-воспитательную и сплачивающую функции, могут оказаться упущенными. Как свидетельствуют некоторые реалии современной жизни, такого рода ошибки не могут не стоить дорого.

Следует подчеркнуть и то, что ещё в условиях завершившегося XX столетия государства старой Европы начали особо остро осознавать необходимость традиционных, исторически определённых культурных зон влияния своих национальных языков. Имея в виду и этот пример, Россия не может не заботиться о сохранении пространства распространения русского языка. Наиболее явственно это можно наблюдать и в применении к истории русской литературы XX века, где гуманистическая традиция поддерживалась и конвенциями советской эпохи. Понимание XX столетия даёт нам и возможность формирования той приемлемой ситуации в российском обществе, которая в полной мере могла бы стимулировать евразийскую интеграцию и создать магистральный культурный и социальный проект, привлекающий народы к России.

Статьи из «Образование»

Зайнодин Расулов: «Инженеры создают будущее»

42
Известно, что задача школы – сделать...

Родной язык – духовная опора

89
Сегодня, 21 февраля, в нашей стране отмечается Международный день родного языка. Праздник...

Опыт важнее тысячи мнений

12
Институт геологии исследует строение, геодинамику и вещественный состав осадочно-породных...

Народный этикет подскажет

36
В современных условиях всевозможных общественно-политических и социально-экономических...

Здесь сформировались научные школы

26
В 1924 году в Махачкале был создан Дагестанский...

Академической науке России – 300 лет!

33
Российская академия наук – крупнейший в мире центр...

Экзамен на выносливость, или «Неуд» ЕГЭ

23
Вопросы и проблемы в сфере образования обсудили...

Классные разговоры

6
Проблема отсутствия гражданственности и патриотизма у молодежи становится все более...

Учитель педагогов

11
На недавней встрече с педагогической общественностью страны Президент РФ В. Путин...

Как генерал стал… генИралом…

25
Попалось недавно на глаза интервью доцента журфака...

Учимся питаться

17
Этот вопрос периодически поднимается на самых разных уровнях. Хотя, казалось бы, уж в чем в...

Герои добра

13
Кто из нас не пытался вызубрить перед экзаменом весь учебный материал, пройденный за год? Ну...