X
07:11 30.07.2008

Качественное образование – залог благополучия республики

В Министерстве образования и науки РД состоялась коллегия, посвященная реализации положений Послания Президента РД М.Алиева Народному Собранию РД. В ее работе приняли участие Первый зам.Председателя Правительства РД Н.Казиев, представители муниципальных управлений образования республики, педагогическая общественность.

Во вступительном слове первый замминистра образования и науки РД Н.Мусалаева подчеркнула, что Послание – программный документ, направленный на реализацию первоочередных задач, стоящих перед республикой. И образование выступает как одно из ключевых направлений социально-экономического развития республики. — Это ко многому обязывает всех нас, отметила Н.Мусалаева. – Ведь сегодня профессиональное образование необходимо ориентировать на качественное улучшение результатов образовательной деятельности, стимулировать одаренных учащихся и молодежь как важнейший интеллектуальный, духовный потенциал республики, более эффективно использовать гранты, выделяемые федеральным и республиканским бюджетами, осуществлять повсеместную компьютеризацию, совершенствовать учебно-методическую базу школ, вести целенаправленную работу по воспитанию, физической подготовке, формированию у учащихся здорового образа жизни. Только так мы сумеем воспитать нравственное, духовное поколение, которое примет из наших рук эстафету поколений.

Далее по повестке дня с основным докладом выступил замминистра образования и науки РД М.Телякавов. Он отметил, что Президентом РД М.Алиевым в Послании указывается, что всем ветвям власти необходимо сосредоточиться на главном направлении – оздоровлении дагестанского общества. И, несмотря на наметившийся перелом в борьбе с религиозно-политическим экстремизмом, противодействие этому злу остаётся одним из главных и наиболее ответственных направлений в деятельности всех органов власти и общественности республики. И в этой связи необходимо усилить информационно-идеологическую работу по воспитанию молодежи.

Особое внимание уделяется в Послании и развитию образования республики. Отмечены значительные положительные изменения. Так, построены и введены в эксплуатацию 29 школ. И в этом году планируется завершение строительства еще 18. В рамках реализации нацпроекта «Образование» образовательными учреждениями республики получено 364 школьных автобуса, подключено к сети Интернет 1279 школ, более 300 школ получили финансовую поддержку в 1 млн. рублей по итогам конкурсов инновационных образовательных учреждений, более тысячи лучших учителей получили вознаграждение в 100 тыс. рублей. Все классные руководители получают надбавку за классное руководство. Всего в отрасль дополнительно вложено более 2 млрд. рублей, из которых 100 млн. — за счёт республиканского бюджета. Кроме того, за счёт республиканского бюджета организовано питание учащихся начальных классов, на которое из республиканского бюджета за два года выделено 566 млн. рублей.

В текущем году существенно увеличилось и число целевых мест для выпускников дагестанских школ в центральных вузах страны за счёт средств федерального бюджета. Талантливой молодёжи присуждаются премии, федеральные гранты и гранты, стипендии Президента РД. А способные ученики из малообеспеченных семей направляются для получения высшего образования за рубеж.

— Но, несмотря на положительные тенденции, наметившиеся в отрасли, предстоит сделать ещё очень многое, — подчеркнул М.Телякавов. — И Президент в своём Послании ставит перед нами вполне конкретные задачи: в Дагестане зафиксирован наименьший по России процент охвата детей дошкольными учреждениями — 27%. В связи с этим необходимо разработать республиканскую целевую программу развития дошкольного образования, в которой должно быть предусмотрено строительство новых и восстановление ранее существовавших ведомственных дошкольных учреждений, создание благоприятных условий для всестороннего развития детей, совершенствование кадрового потенциала системы дошкольного образования. В школах республики на одно компьютерное место приходится 59 учеников против 30-35 в среднем по России. И здесь поручение Президента сформулировано предельно ясно: «Министерству образования и науки вместе с руководителями муниципальных образований надо преодолеть это отставание, используя все имеющиеся возможности, в том числе и спонсорскую помощь».

Другой аспект. Несмотря на принимаемые меры по созданию условий по организации питания учащихся, в 30% школ до сих пор не созданы необходимые условия. В связи с этим Президент вновь подчеркивает: «К началу нового учебного года надо завершить инвентаризацию всех объектов школьного питания, рассмотреть вопрос целесообразности целевого финансирования тех школ, где не созданы соответствующие условия. Следует организовать систематический контроль за использованием средств, выделенных на эти цели».

Мы должны и впредь уделять серьезное внимание и укреплению материальной базы школьных учреждений как важнейшему условию организации учебно-воспитательного процесса на уровне современных требований. Работа по обучению, воспитанию, физической подготовке учащихся, формированию у них здорового образа жизни должна стать более системной и целенаправленной. Все эти вопросы должны находиться в центре внимания не только педагогических коллективов, но и руководителей муниципальных образований. Далее докладчик отметил, что в Послании ставится и другая стратегическая задача – по улучшению качества профессионального образования и его практических результатов. В этой связи Президент определяет приоритеты, направленные на «создание интегрированных образовательных комплексов, объединяющих усилия учреждений общего, начального профессионального образования, промышленных и сельскохозяйственных предприятий республики»,  направленных на устранение диспропорции и дублирования при подготовке специалистов с высшим образованием.

Министерству в дальнейшей работе также необходимо проработать и возможность подготовки кадров по остродефицитным для районов и городов республики специальностям за счёт средств республиканского бюджета. Об этом в Послании говорится: «Право поступления по квотам должно быть при этом предоставлено лучшим выпускникам школ с обязательным условием их работы после окончания вуза по месту назначения в течение времени, установленного соответствующим контрактом».

Несмотря на предпринимаемые меры по поддержке талантливой молодёжи, Президент считает необходимым «для более эффективной и системной работы с молодым поколением, создания необходимых условий для раскрытия их способностей и талантов разработать и принять республиканскую целевую программу «Одаренные дети».

Справедливо Президент указывает и на то, что «в условиях инновационного развития возрастает значение науки и научных разработок для практики». В связи с этим необходимо, опираясь на принятые законы «О науке и научно-технической деятельности в Республике Дагестан» и «Об инновационной деятельности и научно-инновационном обеспечении развития экономики в Республике Дагестан», упорядочить деятельность всех научных и учебных учреждений с ориентацией их работы на проблемы инновационного развития республики.

Задано в Послании и направление на ускоренный переход к отраслевой системе оплаты труда, позволяющей оценивать деятельность работников бюджетной сферы по конечным результатам. В этой связи Минобразования РД предлагает начать проведение в республике с 2009 года эксперимента по введению в сектор образования новой отраслевой системы оплаты труда.

Выступивший затем на коллегии Н.Казиев подчеркнул, что Послание Президента широко обсуждается в республике. И это не случайно. Документ носит стратегический характер. Он подводит итоги предыдущего года и ставит задачи на перспективу по всем социально-экономическим направлениям. В ряду главных приоритетов находится образование.

Президентом констатируется, что сделано немало в этом направлении. Но предстоит сделать еще больше. Это целый комплекс мероприятий, способствующих решению задач, стоящих перед образованием республики. Н.Казиев коснулся и таких важных аспектов, как деятельность дошкольных учреждений и малокомплектных школ. И обратил внимание на то, что необходимо разработать целевую программу развития дошкольного образования. А от малокомплектных школ переходить к районным школам-интернатам, объединяющим учащихся окрестных школ, чтобы они могли получать качественное образование. Н.Казиев также остановился на организации школьного питания. – Там, где люди подходят с душой к делу, там дети сыты и довольны. Но там, где руководители забывают о совести, дети остаются голодными. А ведь это наше будущее. Здесь остается еще очень много недоработок. Об этом напоминает и Президент в своем Послании. Н.Казиев обратил также внимание и на то, что в районах и городах республики дома культуры, центры дополнительного образования нуждаются в поддержке. Они, как и прежде, должны оставаться духовными очагами. Многие из них сегодня закрываются. И такая пассивная позиция на местах не позволяет вести полноценную информационно-разъяснительную работу с учащимися, местным населением. Это недопустимо. О ЕГЭ Н.Казиев отозвался так: необходима дальнейшая работа в этом направлении. Ведь в следующем, 2009 г., вступает в силу Закон о ЕГЭ. И нужно думать о его результатах. Он также отметил необходимость строительства новых школ. Хорошим подспорьем здесь выступает инициатива «Россельхозбанка», предоставляющего льготные кредиты. Касаясь введения новых систем оплаты труда педагогов, он проинформировал, что разработанный Минобразования РД проект постановления Правительства РД «Об утверждении методики формирования фонда оплаты труда отдельных общеобразовательных учреждений Республики Дагестан» предполагает утверждение списка общеобразовательных учреждений на 2009 год, в которых планируется введение новой системы оплаты и стимулирования труда работников общеобразовательных учреждений.

Подводя итоги коллегии, Н.Мусалаева отметила, что в Послании поставлены основополагающие задачи перед образованием. И это программа действий для дальнейшей работы Министерства образования и науки РД.

По результатам коллегии было принято постановление и утвержден план мероприятий по реализации Послания Президента РД НС РД.
 

Статьи из «Образование»

ЕГЭ без страха

3
Помните, как вы готовились к экзаменам? Все по-разному. Автор этих строк – планомерно и...

Проще – это лучше?

17
Для небольшой части учащихся страны праздник – принят закон о проведении эксперимента, по...

Тревожная реальность

18
Проблема кадрового голода в образовательной сфере – общероссийская тенденция. Почетный...

Как учиться дома

16
Начинала писать эту колонку с твёрдым убеждением, что детям в современной школе просто не выжить – так часто и много говорят о возрасте, почти непосильной...

Раньше тут был пустырь

26
В одной из работ художника Юсуфа Моллаева мы можем увидеть фасад здания 13-й школы (на снимке)...

Рывок в системе образования

19
Некоторые источники утверждают, что известное выражение «войны выигрывают не генералы, а...

И в этом вся физика…

155
Кандидат физико-математических наук, научный сотрудник Института физики им. Х. И. Амирханова...

От минералов до лазеров

15
Российские учёные сегодня развивают перспективные направления в науке, разрабатывают инновационные технологии, помогая тем самым людям по всему миру. Среди...

ЕГЭ: казнить нельзя. Как и помиловать

31
Запущенный в 2009 году в нашей стране единый...

Учиться на день меньше: плохо или хорошо?

19
Давайте проведём опрос на улицах города: хотите ли вы четырехдневную рабочую неделю? Как думаете, что скажут люди? А...