Технопарк на колёсах
Организация инновационной проектной деятельности в образовательных учреждениях, расположенных в сельской местности, на удаленных и труднодоступных территориях, решение проблемы доступности допобразования для детей из глубинки – это и многое другое стало возможным благодаря мобильному технопарку «Кванториум», или, как его еще называют, детскому технопарку на колесах.
Речь идет о передвижной лаборатории, оснащенной высокотехнологичным оборудованием. Ее приобрели благодаря победе Минобрнауки РД в конкурсном отборе Минпросвещения России на предоставление грантов в рамках реализации федерального проекта «Успех каждого ребенка» (нацпроект «Образование»).
Как отмечает педагог по направлению «VR/AR/IT» Марина Гаджиева, в мобильном технопарке такое же оборудование, что и в обычном.
– Здесь и многофункциональный комплекс хайтек для реализации проектов, которые задумали дети, и квадрокоптеры, и дроны, и наборы Лего, и устройства для моделирования и конструирования, также есть оборудование для работы в дополненной и виртуальной реальности, лазерные граверы, 3D-принтеры, сборочная и паяльная зона, — разъясняет педагог.
В интенсивном режиме
Мобильный комплекс функционирует в республике с сентября 2020 года, как подразделение детского технопарка «Кванториум» Малой академии наук РД. В текущем учебном году Марина Гаджиева вместе с коллегами проводит занятия по дополнительному образованию с помощью передвижного «Кванториума» в школах Каякентского, Табасаранского, Буйнакского и Кизлярского районов.
Занятия в 5-11 классах идут по направлениям на выбор. В процессе обучения школьники учатся работать в команде, ставить цели и, самое главное, достигать их, создавать актуальные и востребованные проекты.
– У нас две команды, и мы чередуем агломерацию, — рассказывает педагог. — Находясь в том или ином населенном пункте, проводим занятия ежедневно и в интенсивном режиме. То, чему ребят учили в «Кванториуме» три месяца, разбираем тут за две недели. На мастер-классах школьники получают общие сведения об устройстве оборудования, затем выбирают направление, в котором будут работать в дальнейшем. По ходу учебы проводится отбор наиболее талантливых ребят, с ними мы продолжаем заниматься дистанционно.
В будущем у этих детей есть возможность участвовать в профильных конкурсах. Стараемся, чтобы занятия были увлекательными и интересными. За первое учебное полугодие обучение в мобильном «Кванториуме» прошли свыше 700 школьников.
В школах, где открыты центры образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста», проводить занятия намного проще, признается педагог, ведь учащиеся уже имеют представление о компетенциях «Кванториума», знакомы с квадрокоптерами, дронами, 3D-принтерами и другими современными техническими устройствами. Дети разные, и соответственно подход к каждому отдельный.
– Поручая выполнить то или иное задание по своему направлению, конечно же, учитываем возраст школьника. Ведь то, с чем с легкостью справится десятиклассник, тяжелее будет даваться семикласснику. При всем желании времени на дополнительное образование у выпускников школ не так много, у них другие заботы – впереди сдача ЕГЭ, – говорит она.
В короткие сроки
Образовательные программы мобильного технопарка направлены на освоение школьниками предметных (hardskills) и гибких (softskills) компетенций. Занятия проходят в сетевой форме по направлениям: «Технология», «Программирование/Виртуальная и дополненная реальность», «Промышленная робототехника/Промышленный дизайн» и «Гео/Аэро».
VR/IT – это направление сегодня актуально, как никогда, оно вмещает в себя большое разнообразие информационных продуктов – образовательные приложения, обучающие симуляторы, шоурумы и т.д. Важная часть учебного процесса – создание собственных виртуальных площадок. На стыке двух смежных направлений, VR-квантума и IT-квантума, школьники приобретут необходимые навыки для этого.
Еще одна компетенция – Гео/Аэро, дети учатся собирать квадрокоптеры и виртуозно управлять ими.
Промробо/Промдизайн – сочетание двух направлений: стоит задача создать прототипы различных механизмов и конструкций с помощью аддитивных технологий. Быстрое прототипирование позволяет сформировать по CAD-модели полную или частичную копию изделия, подготавливаемого к производству. Прототип служит для оценки дизайна и эргономики, проверки совместимости с другими компонентами, утверждения у заказчика разработки, демонстрации на выставках.
Использование аддитивных технологий позволяет создавать различных роботов и инструменты для них в кратчайшие сроки, тестировать виды деталей, собирать свои модели и подбирать под них электронику, программировать на поставленные цели.
Развивать компетенции
Основной период деятельности передвижной лаборатории приходится на учебный год. Во время летних каникул мобильный технопарк будет участвовать в реализации инженерных и профильных смен в летних оздоровительных лагерях.
— В прошлом году после открытия «Точки роста» в селе нас отправили в лагерь «Надежда» в Каякентском районе, — рассказывает ученик 8 класса Халимбекаульской СОШ Такай Такаев. – Именно там я узнал о возможностях и направлениях «Кванториума». А мобильный технопарк приехал к нам в начале второй четверти. Я выбрал направление «Промышленная робототехника/Промышленный дизайн», оно мне больше всего понравилось. Хочу связать свое будущее с веб-дизайном, знания же по робототехнике пригодятся для написания разных программ. Если что-то непонятно, мы всегда можем обратиться к наставникам, они с нами постоянно на связи.
Он попробовал свои силы и в конкурсах. Так, совсем недавно, 4 декабря, Такай занял 2-е место на проектной смене «Кибермаунт» в номинации «Идея». Участвовал и в республиканском хакатоне для школьников и студентов «Politekh IT Kirgu 2020», собравшем на своей площадке более 150 участников.
— Участников поделили на команды по двум направлениям. В течение 36 часов начинающие программисты, дизайнеры и проект-менеджеры пробовали свои силы в разработке модели продукта для решения поставленных задач в соответствии с требованиями компаний, в треках которых выступала каждая команда. Я выбрал сферу бизнеса, — поделился Такаев.
После окончания 9 класса он планирует продолжить обучение в одном из колледжей Казани и развивать выбранные компетенции. Пожелаем ему удачи!