Купить PDF-версию
17:38 | 19 апреля, Пт
Махачкала
X
09:21 22.03.2019

Этот неистовый Халидов

Изобретатель Гамид Халидов (на снимке). Спросите любого, и вам, слегка задумавшись, скажут: — Да это же человек, который всё время что-то придумывает! А он и в самом деле придумывает, да такое, что диву даешься. Уникальность этой личности во многом вызвана особенностями его склада ума, а еще характера, упертого, противоречивого. Он такой, знаете ли, самородок, драгоценный камень, который не сыщешь днем с огнем. Он словно подарок судьбы, уникальная находка, изучая свойства которой не перестаешь восхищаться ее безграничными возможностями. Халидов вообще из серии провидцев будущего Земли, но, как и все особенные люди, остается непонятым на протяжении всей жизни.

Автор более ста запатентованных изобретений, одиннадцати инновационных проектов… Поле его деятельности распространяется на самые различные сферы жизнедеятельности, будь то промышленность, сельское хозяйство, экология, образование, компьютерные технологии, военно-промышленный комплекс, и обращено на решение проблем, например с питьевой водой или безопасностью авиаперевозок и грузов на авиа- и морском транспорте. Кажется, всё ему по силам, но сам изобретатель настроен весьма скептически, ведь путь от изобретения до внедрения — долгий и не всегда усыпан розами. А уж до конечного продукта конструкторской мысли — так и вовсе пропасть.

Так случается, когда с неординарными личностями, выбивающимися из привычных рамок, не могут сладить, крутя пальцем у виска, чиновники от науки, да и просто чиновники, с которыми ему приходилось сталкиваться бесчисленное количество раз. На самом же деле многое из того, с чем ему приходилось — не по своей воле — бесконечно бороться, можно назвать обыденной завистью, желанием затереть необычность, талант, умеющий предвидеть то, что дано не каждому. Но сам изобретатель считает, что жизнь прожил не зря, и к своему 70-летию относится как к данности, с которой не поспоришь. Да и изобретения этого удивительного человека — они ведь для людей, а это для него главное.

А еще я спросила его, почему в свое время он не уехал в Штаты, «сосканировавшие» часть его идей, воплотившие в жизнь уникальные изобретения. И вообще, если бы он только захотел (а кто же не мечтает такие мозги иметь под руками!), то был бы востребован в ведущих странах мира. Но он ведь ортодокс и считает, что где родился, там и сгодился.

Начало

А всё начиналось так. Как водится: школа – окончил в Буйнакске, затем вуз – радиотехнический факультет ДГУ, мало того, еще и юридический – очень уж любил учиться. В семидесятых работал в Министерстве внутренних дел республики, отметившись тем, что внедрил в практику ряд оригинальных разработок. А дальше партийная карьера – обком комсомола, первый секретарь Кизилюртовского горкома комсомола, отмечен всеми возможными наградами ЦК ВЛКСМ. Но не совсем обычного комсомольского вожака как будто какая-то сила толкала на нечто такое, что удивляло его коллег, озабоченных совсем иными проблемами. Он выдвигал одну за другой научные идеи, связанные с реформированием сельского хозяйства страны, совершенствованием профилактической работы с детской преступностью, позже утвержденные высокими правительственными инстанциями. Более того, его тесное сотрудничество с отделом изобретательства Минобороны РФ привело к решению вопроса повышения эффективности новых образцов стрелкового оружия. Уже тогда было понятно, что дорога молодому партийцу вовсе не в идеологические кабинеты, а в производство, науку.

Инженер, начальник отдела, зам. директора завода сепараторов, он жадно занимался внедренческой деятельностью. Его концептуальные статьи публиковались в центральной прессе. Тогда же Халидов получил свое первое авторское свидетельство за изобретение… чего бы вы думали? — устройства и способа разгрузки замерзшей нефти из железнодорожных цистерн. Карьера росла стремительно. Совет Министров Дагестана, где он работал под руководством Председателя республики А. Мирзабекова, неистовый Г. Халидов вспоминает по-особому тепло: именно в те годы при его участии была опубликована концепция экономического развития республики. И тогда Г.Халидов был назначен председателем внешнеэкономического объединения при Совете Министров РД.

А я все равно буду изобретать

В 1997 году, будучи советником министра экономики республики, изобретатель плотно занялся проблемой обеспечения водой стран, ощущающих нехватку собственных водных ресурсов. Им были выработаны новые научные и инженерные подходы к решению актуальных проблем обеспечения населения Земли пресной талой водой и сохранению невосполнимых ресурсов экосистем, что позволяло решать проблему обеспечения землян пресной водой, доставляя лед из высоких широт земного шара. Удивляюсь его рассказу: подобная всеядность, откуда она. Смеется: «Географию с детства хорошо знал, вот и подумал, а почему бы не придумать то, до чего никто до меня не додумался».

Диковинный Г.Халидов, прямо-таки поражая коллег, легко рождал один проект за другим, задумывал научное решение, ни больше ни меньше, в масштабах человечества. Так было, когда он разработал уникальную конструкцию транспортного тримарана-ледовоза — трехкорпусного скоростного судна с двигателями и рулями во всех трех корпусах, обладающего высокой маневренностью, необходимой для транспортировки льда, и не только. Конструктор учел все, начиная с добычи, погрузки и кончая разгрузкой.

Более того, навигационные качества судна потрясали своими характеристиками. Оно было практически непотопляемым, способно грузить и разгружать тысячетонные мощности способом шлюзования, а также через открывающиеся носовые или кормовые трюмные створки, днище трюма. По этому проекту было вынесено положительное заключение государственной экспертизы Всероссийского института Арктики и Антарктики. Но невидимое противодействие, бездействие чиновников не дали в свое время реализовать проект, хотя еще в 2000 году бывший премьер России М.Касьянов на встрече глав государств и правительств мира в ЮАР заявил о том, что у России существуют технологии, направленные на обеспечение населения мира пресной питьевой водой.

«Транстримы» для Америки

Первыми уникальную технологию транспортного тримарана реализовали США, внимательно наблюдавшие за публикациями дагестанского изобретателя Г. Халидова в Интернете. Моментально сориентировавшись, они успешно завершили испытания первых прототипов тримарана для ВМФ США. Тогда же американцы заявили, что тримаран превзошел все их ожидания.

— Что ж не запатентовали свою выстраданную научную идею? — интересуюсь я.

— Почему не запатентовал? — отвечает он вопросом на вопрос. — По международным нормам, даже если изобретатель запатентовал изобретение в своей стране, но в течение тридцати месяцев нет подтверждения международного патента, то любая страна имеет право использовать вашу идею. А оплатить международный патент было неподъемным делом для меня, нищего изобретателя.

Да, идея действительно была стоящая. При загрузке в центральный корпус судна огромных брусков в 50 тыс. кубов льда изобретатель, чтобы избежать риска, оснастил боковые корпуса тримарана силовыми установками и рулями. Затем точно по форме и размеру «вырезался» кусок айсберга и размещался в центральном корпусе для дальнейшей транспортировки до места назначения. А чтобы иметь возможность транспортному тримарану перевозить обычный груз, был придуман так называемый «баркон», совмещающий в себе возможности баржи и контейнера. Баркон заранее загружался грузами, и по прибытии тримарана в порт при разгрузке открывались створки центрального корпуса, откуда и выплывал груженый баркон. Это же революция! И американцы сразу воспользовались ситуацией и тем, что изобретательская деятельность в нашей стране не пользовалась серьезной поддержкой. Г. Халидов признается, что вообще пережил немало ударов в жизни, наблюдая, как растаскиваются его изобретения, не находя спроса у себя на родине, разворовываясь удачливыми конкурентами нашей страны. Но не работать он не мог, рассчитывал, что обратят внимание на его бесценные изобретения на родине, которой он никогда не изменял.

Инновация, модернизация, кластеры, судоверфи

Судо- и авиастроение, железнодорожный транспорт, телекоммуникационные и компьютерные технологии – все это спектр научных интересов изобретателя, который удивительным образом применяет знания, достигнутые собственными усилиями.

— Сегодня американцы опережают нас по всем направлениям, кроме ВПК, конечно, — констатирует ученый, — и внедряют в жизнь самые смелые проекты. А создание тех же транспортных тримаранов происходит при участии Пентагона, потому что там понимают, что за тримаранами, конструкция которых универсальна, большое будущее. И первые образцы уже курсируют по Персидскому заливу.

— Дальше – больше, — продолжает изобретатель. — Те же грузовые тримараны способны в корне изменить инфраструктуру портов. Идущие на смену тримараны-барконы смогли бы в разы сэкономить площади в той же портовой отрасли. Сегодня Россия имеет возможность модернизировать свои порты и вместе с теми же американцами или англичанами участвовать в совместных программах. Этим надо воспользоваться во имя национальных интересов нашей страны, — убежден Г. Халидов, ссылаясь на возможности нового морского порта в Каспийске.

Изобретатель оперирует бесстрастным языком статистики: к 2030 году население планеты будет потреблять 3 млрд кубов пресной воды, а к 2050 г. – 5 млрд кубов.

— Представьте, какие перспективы открываются перед новым видом транспортных кораблей, –говорит он. – Ведь день ото дня на земле иссякают надводные, подводные течения пресной воды, загрязняются действующие источники. А уж ВПК и подавно нуждается в различных видах морских военных барж.

Ученый уверен, и в Дагестане возможно возродить промышленное производство, только надо делать это с умом. Были бы желание и политическая воля. И промышленный сектор, который с годами только снижает мощности, можно было бы оживить, обеспечивая рабочими местами дагестанцев, возрождая прежний престиж наших заводов.

На базе российского военно-промышленного комплекса в том же Дагестане возможно с использованием существующих мощностей создать судостроительную отрасль, начиная с инновационного судостроения, и идти дальше по этому пути, объединяя их в кластер. И в случае реализации проектов перед республикой открывается большое будущее. Речь идет о создании современных мощностей для строительства тримаранов, которые будут использованы с учетом развития современных транспортных морских торговых путей.

Незамерзающий, значит эффективный

— Морской порт в Махачкале – единственный незамерзающий порт в нашем регионе, – констатирует ученый. – И неслучайно Каспийская флотилия базируется именно здесь. Крупнейший в мире торговый путь Север – Юг, соединяющий Индию, Индонезию, Юго-Восточную Азию через Красное море с европейской частью мира, позволит Дагестану стать одним из крупнейших транспортных узлов. А в недалеком будущем судоходный канал Каспий – Персидский залив, который будет проходить по территории Ирана, обеспечит выход в бассейн Индийского океана из Северной Атлантики, Черноморско-Азовского, Дунайского и Волжско-Каспийского бассейнов. Сегодня, – настаивает ученый, – нашей стране необходимо участвовать совместно с Ираном в строительстве этого канала, чтобы производить специально транспортные тримараны класса «море-река». В этом случае тримараны выступают как наиболее перспективный вид транспортных перевозок по воде.

Еще один парадокс: система спасения АПАКС

Напичканный совершенно фантастическими идеями, изобретатель не просто теоретизирует, но предлагает практическое воплощение своих удивительных идей. Так, он решил проблему безопасности пассажиров в воздухе. Авиационная капсула спасения Халидова как часть пассажирского салона встраивается в фюзеляж. А сам самолет может быть сформирован из нескольких «коконов». С помощью парашютно-тормозной системы в случае аварийной ситуации спасательные капсулы совершают мягкую посадку. Полная автономность капсулы и способность в течение долей секунды вывести парашют, начав активное самоторможение, позволяет спасти пассажиров даже при взлете и посадке на предельно малых высотах. Фантастика? Нет, реальность. Но несбыточная, несмотря на то, что в свое время академик Фортов говорил об удивительном изобретателе без ученой степени.

Так в чем же секрет личности Халидова? Он не боится опровергать каноны, традиционные научные представления, иначе воспринимая матрицу мира. Например, характеризуя инновационную внедренческую деятельность в нашей республике, он настаивает на создании специальных предприятий при вузах, где теоретические разработки планируется моделировать в готовые образцы. Г.Халидов замечает, что республика, ставя перед собой амбициозные задачи, должна выходить на новый уровень поддержки инновационного движения, прежде всего молодежного, создания серьезной внедренческой среды и стимулирования деятельности профильных вузов. Со временем, уверен он, это позволит республике решить многие экономические задачи.

Комментируя и оценивая инновационную внедренческую деятельность в нашей республике, Уллубий Халидов — сын изобретателя, плоть от плоти своего необыкновенного родителя, настроен еще более оптимистично.

— Существует расхожее мнение, – считает он, – что делать ставку на какие-то крупные инновационные проекты в Дагестане неперспективно, мол, не справимся. Не согласен с таким подходом. Без крупных проектов или даже одного проекта, который смог бы востребовать и объединить имеющийся научный и производственный потенциал республики, невозможно достигнуть больших результатов в короткие сроки. Нам также нельзя делать ставку на внутриреспубликанскую инновационность производимой продукции. Самый минимум – высокая конкурентоспособность на российском рынке, а основная задача – готовить инновации мирового уровня. А как еще по-другому в эпоху глобализации?!

У самого Уллубия несколько перспективных проектов, один из которых он предложил успешно развивающемуся Дербенту. Это менеджер новой волны, и дай бог, чтобы он оказался удачливее своего более чем талантливого отца.

Послесловие

Изобретатель Халидов уверен, что создание транспортно-тримаранного кластера уже сейчас необходимо инициировать, создать правительственную рабочую группу, в которую могут войти ученые и специалисты местных Минпрома РД, заинтересованных заводов, вузов, ИСЭИ ДНЦ РАН, а также российских Минтранса, МИДа, ОСК и профильных экспертных организаций. Дагестану необходима внятная и амбициозная инновационная политика, ее планомерное выполнение.

В условиях глобальной конкуренции и глобального промышленного пиратства мало иметь инновационные идеи, надо как можно быстрее проходить начальные стадии роста и внедрять продукцию. А для этого должна быть создана соответствующая инфраструктура, направленная на всемерную поддержку новаторов. И создавать ее необходимо сейчас, чтобы в ближайшие пять-десять лет это дало первые громкие результаты и задало бы тон развитию Дагестана на многие десятилетия вперед.

Таковы мечты Халидова, человека, заглянувшего в будущее Земли.

Похожие

Здесь сформировались научные школы

30
В 1924 году в Махачкале был создан Дагестанский...

Академической науке России – 300 лет!

33
Российская академия наук – крупнейший в мире центр...

У науки свой путь

100
Принято считать, что мощь страны определяется степенью ее научно-технического развития....

Акай Муртазаев: «Оставьте Эйнштейна в покое!»

163
Мнение профессора Муртузали...

Служить науке и народу

37
Прошло 20 лет с момента, как под редакцией Шамиля Алиева (на снимке) – главного конструктора...

От идеи до внедрения, или Недостающее звено в цепи

177
Пресловутый последний вагон...

… Вкалывают роботы, но и человек

14
Научно-технический прогресс в основе своей зиждется на...

Ветер, солнце, вода…

66
В маленькой аудитории физического факультета ДГУ своим студентам каждый день читает лекции...

ДНК: мифы и реальность

457
Кто мы? Из чего состоим и какую информацию в себе несем? Пожалуй, этими вопросами задается...

Дагестанская печь и активированный уголь

216
Когда заходит речь о современных научных...

Статьи из «Общество»

Управление ГИБДД подвело черту

3
Дагестан занимает 6 строчку в списке субъектов Российской...

Видеофиксация ОСАГО

3
Как известно, Госдума уже поддержала закон, исключающий наличие полиса ОСАГО при регистрации автомобиля. Авторы документа уверены, что «автогражданка» никак не...

Все лучшее – гостю!

31
Возмущённо звучит в парке юношеский фальцет: «Так нечестно! Почему у вас этот узел так легко...

Никогда не боялась трудностей

4
Еще не было восьми часов утра. За окном холодный зимний ветер подхватывал пригоршни снега с...

Больше детей – больше счастья

6
Семья – это одна из самых значимых ценностей для любого человека, а для жителей Дагестана...

Разведчик: от Кирсанова до Кенигсберга

8
Ветеран Великой Отечественной войны Алисултан...

Автотюнинг по-дагестански

27
Особенности дагестанского автотюнинга известны далеко за пределами республики. Чем выше...

Тайны Махачкалы

24
Всё ли мы знаем о родном городе? Интересно, а какой была Махачкала раньше? Первые поселения,...

Интернет: зло или благо?

10
Большая часть нашей повседневной жизни так или иначе связана с интернетом: в нем мы работаем, учимся, общаемся с друзьями. Однако с ростом количества подключенных к...

Хранители неба

5
Войска противовоздушной обороны призваны, как ясно из их названия, защищать воздушное пространство страны. Важность этих войск для безопасности лишний раз...

Отложим гаджеты!

98
Коллега жалуется: на наших дорогах стало слишком много комплексов фото- и видеофиксации...