Сентенция как дорожная карта
Желательно, друзья, учиться на чужих ошибках. На своих как-то накладно: грабли так и будут бить по лбу до конца жизни, если упорствовать в своем эгоистическом угаре, что ты всех умнее.
Живали на белом свете умные люди! Мудрые, можно сказать. Их изречения дошли до нас – глупости были бы позабыты в тот же день. А сентенции великих людей лично для меня – путеводная книга по рифам, ухабам, колдобинам и западням, расставленным нам жизнью, а то и «друзьями», и «доброжелателями». Вот она, эта книга, у меня на столе, называется «Великие мысли великих людей. Мудрость тысячелетий».
Выше «друзья» у нас в кавычках. Давайте уберем кавычки и посмотрим, что получится. «Хороший друг должен явиться на пир по зову, на бедствие же друг приходит без зова», — отправил нам из античности послание Демокрит. «Никакое добро не лучше друга», – заключил другой мудрец – Менандр.
Но, увы, в жизни попадаются и друзья в кавычках. Коварства и подлости от случайных друзей пожинало не одно поколение. И знаете, что сказал по этому поводу величайший ум древности Аристотель? «О, друзья мои! Нет на свете друзей!» Теперь понятно, почему последними словами Юлия Цезаря были: «И ты, Брут?!»
Чтобы не прийти к такой пессимистической сентенции, наш соотечественник А. И. Герцен пожелал следующее: «Дружба должна быть прочною штукою, способною пережить все перемены температуры и все толчки той ухабистой дороги, по которой совершают свое жизненное путешествие дельные и порядочные люди».
По-моему, если держать совесть, этот наш внутренний от Бога детектор лжи и контролер поступков, в чистоте, то с дружбой все будет в порядке. Сказал же Сенека: «Чистая совесть есть постоянный праздник».
Так давайте же друзья сделаем свою жизнь от начала и до конца нескончаемым праздником! Поверьте, это не так трудно…
Был такой европейский мудрец Георг Лихтенберг. Одна из его сентенций мне показалась очень злободневной. Но потом подумал: а ведь она, эта тема, всегда злободневна! Мудрую мысль он изрек очень давно, пару сотен лет назад, следовательно, имел наблюдение за конкретным явлением.
А явление это таково, что люди воюют между собой якобы за веру чуть ли не все эти 60 веков, которые являются биографией homo sapiens – человека разумного. Но разумен ли он? Сентенция Лихтенберга: «Не удивительно ли, что люди так часто воюют за религию и так редко следуют ее предписаниям?» Удивительно, господин Лихтенберг! Если бы вы знали, что у нас сегодня в XXI веке происходит на Ближнем Востоке: люди в черном публично казнят людей в оранжевом, хотя существующая там вера запрещает делать это – только Творец может наказывать своих рабов, если этого они заслужили.
Георгу Лихтенбергу, между прочим, не чужда была и довольно злая ирония, когда дело касалось упертых графоманов, от которых больше всего страдаем мы, работники редакций журналов и газет, а также различных книжных издательств. У нас, в Дагестане, чуть ли не каждый второй мнит себя великим поэтом и несет, несет и несет свои рукописи к редакторам и доводит их до полного изнеможения или же белого каления своими «шедеврами».
А что же герр Лихтенберг? А вот что: «Родители, которые замечают, что их чадо хочет стать поэтом, должны пороть его до тех пор, пока он либо бросит рифмоплетство, либо станет великим поэтом». Я не думаю, что Гамзат из Цада и его супруга Хандулай пороли нашего великого Расула на манер Лихтенберга – талант и без розог себя обнаружит. Но для особо упертых графоманов они, полагаю, пойдут на пользу.
А теперь хочется из античности и средневековья вернуться в наши дни, к нашим современникам.
Был такой, вы знаете, Александр Солженицын. Лауреат Нобелевской премии по литературе, между прочим. Понимающие толк в литературе люди вообще-то говорят, что литературы там маловато, больше политики. В той первой «холодной войне» на Западе поощрялась любая антисоветчина: авторов Войновича, Аксенова, ну и, естественно, «второго Толстого» Солженицына носили на руках, а последний даже сподобился «нобелевки».
Оставим в стороне его спорные литературные опусы о лагерях и зэках, приведем пару его сентенций, произнесенных, когда он поживал в тепле и уюте на родине колорадского жука: «Ну и что, если победили бы немцы? Висел портрет с усами, повесили бы с усиками. Всего и делов!» Но этого не случилось. Сталин не позволил поменять свои усы на усики, и тогда Александр Исаевич напрямую обратился к президенту США Рейгану: «Социализм доколе терпеть вы думаете?! Москву давно пора бомбить, как Хиросиму! Бомбу жалко, что ли?» Затем вернулся в Россию и поучал нас, как ее «обустроить»…
Вот теперь в самый раз вернуться к сентенции Сенеки: «Чистая совесть – постоянный праздник». Неужели же Александр Исаевич предстал перед Господом, так и не познав в земной жизни, что такое настоящее счастье?
Не рифмоплет, а великий поэт и великий сын России Сергей Есенин тоже изрек афоризм: «Если крикнет рать святая: «Кинь ты Русь, живи в раю!», я скажу: «Не надо рая, дайте Родину мою!» И не менее великий Расул Гамзатов добавил:
Дагестан, все, что люди мне дали,
Я по чести с тобой разделю,
Я свои ордена и медали
На вершины твои приколю!