Купить PDF-версию
20:26 | 25 ноября, Пн
Махачкала
X
09:09 30.08.2018

Спасти и не навредить

У реставраторов, как и у врачей, главный девиз в работе – не навреди. Важно не сделать вещь, схожую с оригиналом, а сохранить подлинность, то есть при работе с ценными музейными экспонатами должно быть минимальное вмешательство в исторический материал с максимальным его сохранением. Об этом важнейшем принципе работы и еще о многом другом рассказали на днях в рамках беседы-лекции заместитель директора Государственного научно-исследовательского института реставрации Алексей Петрушкевич и реставратор высшей категории Софья Мартьянова (на снимке).

Они приехали в Дагестан для работы над проектом по научной реставрации комплекса знамен периода Кавказской войны и других предметов, включая мемориальные. Проект реализуется при поддержке Министерства культуры Российской Федерации.

Специалисты уже провели предварительный отбор в первую очередь особо нуждающихся в реставрации предметов для составления смет и документации. Особое внимание уделяется спасению предметов из ткани, которые в силу недолговечности материала и неправильных условий хранения очень уязвимы.

– Надо отдать должное музейным работникам Дагестана, которым удалось сохранить в достаточно хорошем состоянии знамена Кавказской войны, – отмечает Софья Мартьянова. – Для нас данная работа – возможность соприкоснуться с еще одной важной исторической реликвией, и мы будем рады максимально сохранить данные знамена.

Перед тем как приступить к работе с экспонатами Национального музея республики, Мартьянова решила в рамках лекции-беседы познакомиться со своими дагестанскими коллегами. «Это своего рода творческий отчет, чтобы вы знали – ваши экспонаты будут в надежных руках», – отметила специалист, предваряя разговор. А дальше, в ходе презентаций, реставратор ГосНИИРа­ рассказала о проделанной ранее работе в разных музеях страны, поведала о своих методиках сохранения раритетного текстиля. К слову, работа с текстилем у реставраторов считается одной из сложнейших.

Как оказалось, Софье Мартьяновой довелось работать с очень ценными реликвиями и порой по крупицам восстанавливать то, что, казалось, вообще уже невозможно вернуть к жизни.

Так, к примеру, под ее руководством в институте работали над коллекцией регалий кубанского казачьего войска. Коллекция не имеет цены и поражает воображение – самое старое знамя датируется XVII веком. Эти реликвии были вывезены в крымскую эвакуацию, позже попали в Америку. В 2007 году казаки в Америке пришли к выводу, что грядет то время, когда их потомкам будет не до исторических реликвий и знамёна могут быть утеряны, и решили вернуть их на свою историческую родину – в Россию. Так и попали эти ценные музейные экспонаты в ГосНИИР.

– Приходит такая россыпь, представляете? Мы собирали ее как пазл, по миллиметрам при помощи микроскопа, – рассказывает Софья Мартьянова. – В конечном итоге восстановленные знамёна брались в чехол из прозрачного газа, а форма знамени восстанавливалась по тесьме.

Весной 2010 года под ее руководством восстанавливали Знамя Победы, водруженное на Рейхстаг. Заказ поступил от Центрального музея Вооруженных сил страны.

Оригинал знамени хранился в запасниках, а копии приходилось менять: витрина располагалась у окна, из-за солнечных лучей ткань выгорала. На оригинале, несмотря на всю аккуратность музейного обращения, пошли трещины по живописи.

– Это был очень интересный опыт, – вспоминает гостья. – Тот случай, когда тебе говорят: «Реставрируйте, но ничего не трогайте». Музейные работники очень тревожились, что что-то пойдет не так. И неудивительно, ведь за сохранность этого знамени они отвечают перед главой государства. В итоге знамя сдублировали на окрашенный шелковый газ по изнаночной стороне и восстановили всю живопись. На юбилеи Победы оно экспонируется в музее, но все остальное время его хранят в закрытом помещении и, как это принято делать с особо ценными музейными реликвиями, дают «отдохнуть».

Софья Мартьянова рассказала и об основных методиках работы в современной реставрации, о тех материалах, которые используют эксперты ГосНИИРа. Слушатели узнали, что современная реставрация – это не застывший, а постоянно развивающийся процесс, который включает в себя изучение памятника на основе документальных свидетельств (письменных источников, фотографий, картин, рисунков).

Важный этап – предварительное всестороннее изучение объекта реставрации современными научно-технологическими методами и способами обследования. Для этого используются химические, оптические и физические исследования материалов и технологии создания объекта, спектральный, хроматографический, микрокристаллический и другие анализы. Кроме того, для исследования используют обзорное рентгенографирование, микро– и макрофотографию, обследование в инфракрасных лучах.

– Вся эта работа позволяет с максимальной точностью, а главное, минимизировав вмешательство в исторический объект, провести реставрационные работы, – говорили эксперты.

Лекция, несмотря на свою продолжительность, была весьма интересна слушателям. Многие из них – сами реставраторы, а потому спешили расспросить коллег о новых разработках института, о том, как московские специалисты работают с коврами, керамикой, какие современные технологии используют.

– Такие встречи необходимы, это ценный опыт, – делились впечатлениями дагестанские реставраторы.

Статьи из «Общество»

«Воевали мы не за награды»

15
Магомеду Мусаеву из селения Мехельта Гумбетовского района в 1947 году исполнилось 18 лет....

Посвятившая жизнь детям

110
Айшат Гамзаева (на снимке) руководит общественной организацией «Жизнь без слез». Все, кто ее...

Не уходи, тюлень!

12
… Девяностые годы прошлого века. «Дагестанская правда» основательно взялась за защиту...

Обнимайте своих мам, пока они рядом…

161
День матери. Самый главный праздник человечества....

Сильные духом

459
В День матери нельзя не рассказать о женщинах, которые уже никогда не услышат слов...

Легендарный генерал Араблинский

17
Выдающийся дагестанский военный деятель Балакиши...

Главное оружие – наше единство

30
В эти дни в Дагестане проходит Республиканский...