X
16:34 14.12.2021

Векторы развития

Как выживать госСМИ в условиях жесточайшей конкуренции? Какова оптимальная форма существования национальных изданий, как никто другой, ощущающих на себе рыночные отношения, когда на смену духовному приходит расчёт? В рамках медиафорума «Региональные СМИ в условиях новой цифровой реальности: векторы развития» в ряду наиболее остро стоящих на повестке тем, освещаемых на круглом столе, рассматривался актуальный вопрос сохранения СМИ на языках народов России.

Поговорить на этот болезненный для журналистов вопрос на площадке Исторического парка «Россия – моя история» собрались главные редакторы, председатели Союза журналистов СКФО, Башкортостана, Калмыкии, Татарстана, Краснодарского края, других российских регионов. Врио министра информации и печати республики Умаросман Гаджиев предложил формат живого обсуждения. Суждения председателя Союза журналистов РД Али Камалова носили принципиальный характер. Откровенно, без обиняков он говорил об утере языковых традиций в печати, языковой политике. И это был трезвый анализ того, что происходит в этой сфере за последние десятилетия.

Али Камалов напомнил коллегам недавние рекомендации участников круглого стола на площадке ХХV Форума современной журналистики «Вся Россия-2021»в Сочи. Тогда журналисты обсуждали глобальные изменения, происходящие в обществе, медийной сфере, характеризующие состояние дел, высказывали обеспокоенность состоянием региональной прессы. Суть проблемы, по его мнению, состоит в том, что современная национальная пресса, переживая точку невозврата в деле сохранения родных языков, стоит у той опасной черты, когда размывается национально-культурная идентичность, что приводит к потере бесценных языков вопреки идеям, заложенным в обновленной российской Конституции, Стратегии национальной политики до 2025 года, выступлениях В. Путина.

Обратил внимание коллег А. Камалов и на то, что остаётся нерешённой проблема с подпиской, львиную долю средств за которую забирает почта, а производители интеллектуального продукта остаются практически без реальных доходов. Журналисты отмечали, что монопольная тарифная политика «Почты России» не даёт возможности развиваться СМИ и в других регионах. Тревожной назвал он тенденцию к снижению интереса учащихся к изучению родных языков, а значит, и самой роли региональной национальной прессы.

Позитивные новости также могут быть популярными. Вопрос лишь в том, как подавать эти новости. Надо при создании контента учитывать пожелания аудитории,ориентировать инфоповоды под запросы читателя

Разговор принял дискуссионный характер. Можно сказать, что журналистов задела за живое непростая ситуация, так или иначе характерная и для «не национальных» регионов, где при всей разности условий существуют такие же проблемы, падают тиражи печатных СМИ, достаточно сложно отношения складываются с почтовиками, а родные языки даже на локальных территориях теряют свои позиции, уступая и в большом, и малом. Журналисты говорили и о том, что в статусных изданиях утрачиваются те принципы, на которых строится отечественная пресса, теряется из виду простой человек, что должен оставаться первопричиной острых журналистских расследований, обращая внимание на социальные вопросы, то, что лежит в основе судьбы человека труда. Это те самые принципы классической журналистики, отказываясь от которых печатные, электронные издания остаются невостребованными, непопулярными.

Полезным знанием поделилась главред одного из кубанских изданий, рассказав об оплате за обучение студентов журфака с отработкой в течение 10 лет. Существует немало и других практик, убеждены журналисты, только под лежачий камень вода не течёт, а значит, необходимо проявлять инициативу, чтобы поспеть за быстроменяющимися информационными реалиями, завоёвывая молодёжную аудиторию, но не путём журналистского новостного хайпа, а наполнением серьёзным современным контентом, проектами на медиарынке, чтобы бороться за носителей языка, которых иной раз меньше, чем тираж того или иного издания. Журналисты убеждены, что реализовывать информполитику, как и институт развития, не закрепив законодательно так называемый госзаказ, невозможно. Это и должно стать движущей силой в поддержке и развитии отечественных СМИ.

Мастер-классы, лекции, круглые столы…

В рамках медиафорума «Регио­нальные СМИ в условиях новой цифровой реальности: векторы развития» обсудили будущее классической журналистики с учетом глобализации и цифровизации. Спикерами выступили заместитель генерального директора «Интерфакс» Михаил Кетько, первый заместитель главного редактора ТАСС Лана Самарина, руководитель региональной службы ТАСС Андрей Цицинов, врио министра информации и печати РД Умаросман Гаджиев.

В центре обсуждения были актуальные темы современной журналистики, блогерство и журналистика, новостная журналистика и основные её принципы.

В течение дня прошли также мастер-классы, лекции, круглые столы, посвященные теме подачи региональных новостей, структурным особенностям подготовки новостей и их продвижению на всех платформах.

Отдельно была рассмотрена тема «Блоггинг как средство политической коммуникации. Дагестанский сегмент».

«Региональные новости: как сделать вкусными и интересными для федеральных СМИ позитивные информационные поводы» – об этом в ходе медиафорума говорила Лана Самарина.

«Я не согласна с тем, что хорошо читается лишь негатив. Позитивные новости также могут быть популярными. Вопрос лишь в том, как подавать эти новости. Надо при создании контента учитывать пожелания аудитории, ориентировать инфоповоды под запросы читателя. К примеру, если построена новая школа, можно подать новость с точки зрения того, сколько стоило строительство нового образовательного объекта. Это один формат. А можно говорить с читателем о том, что открытием новой школы решится проблема трехсменного образования, что благодаря этому определённое количество первоклашек 1 сентября пойдут в школу. Вот так, подстраиваясь под интересы, нужды аудитории, мы можем привлечь интерес аудитории к тем материалам, которые создаем», – отметила эксперт.

Специалист ЦУР РД Сулейман Алилов поделился презентацией социологического исследования центра по вакцинации населения.

Согласно опросу, проведенному ЦУР по теме коронавируса и вакцинации, с 28 октября по 8 ноября методом онлайн-анкетирования среди пользователей 4 наиболее популярных в Дагестане соцсетей (Инстаграм, ВКонтакте, Фейсбук, Одноклассники) 59 % из числа 667 респондентов считают, что коронавирус представляет угрозу для здоровья, по мнению 27 % – не представляет, 14 % затруднились ответить на вопрос.

– Мнение о том, что коронавирус опасен, выразили респонденты (66 %) с высшим образованием, – отметил Сулейман Рустамович. – Подавляющее большинство опрошенных (41% ответов) относительно пандемии и вакцинации никому не доверяют и ничью позицию не поддерживают. Госслужащие, временно неработающие и респонденты в возрасте от 18 до 34 лет причиной отрицательного отношения считают принудительность вакцинации.

По данным опроса, 56 % респондентов считают, что у вакцинации могут быть побочные реакции, а 54 % не доверяют ее эффективности.

Всё меньше людей высказывают мнение, что коронавируса не существует. Это подметили лишь 10 % опрошенных.

На медиафоруме прошли также тематические дискуссионные площадки, на одной из которых участники говорили о роли республиканских СМИ в информационном противодействии распространению коронавирусной инфекции.

Первый заместитель министра информации и печати РД Рустам Джалаков отметил в своем выступлении, что благодаря консолидации журналистского сообщества читатели получали и получают правдивую информацию по ситуации с заболеваемостью.

– Перед журналистским сообществом стояла задача не сеять панику среди населения, во время так называемой «первой волны» она была первостепенной. Мы с коллегами начали трудоемкую работу по разоблачению фейков. Сейчас вряд ли найдется человек, верящий в сказки о вертолетах и самолетах, распыляющих вирус, или же чипирование населения. Журналистов обвиняли в том, что они намеренно снижают информацию о количестве заболевших. Если данные о заболеваемости СМИ получали от Роспотребнадзора по РД, то как по-другому можно их интерпретировать? – задается правомерным вопросом Рустам Муратович.

Как бы ни преподносилась информация, чтобы ни говорили или думали люди, в мире сейчас происходит чрезвычайная ситуация, которая угрожает национальной и международной безопасности, считает кандидат медицинских наук, доцент кафедры инфекционных болезней ФПК и ППС ДГМУ Минздрава РФ Саният Магомедова.

– Инфекции встречались и раньше, но если с бактериальными медики научились как-то бороться, то с вирусными у нас не получается. Что говорить, если из 28 процентов опрошенных, потерявших близких в этой пандемии, 10 процентов не верят в существование COVID-19. Это наглядный показатель того, что происходит в республике. К сожалению, и среди врачей встречаются антиваксеры. Буквально три дня назад в ковид-госпиталь был госпитализирован врач-педиатр с 45-процентным поражением легких при сатурации 92 %. Даже в таком тяжелом состоянии он продолжал сомневаться в существовании вируса, при этом человек требует лечения, – недоумевает Саният Ахмедгаджиевна.

В ногу со временем

На форуме также прошла серия мастер-классов. Их организаторами выступили Лана Самарина и Андрей Цицинов. В качестве модератора выступил Михаил Кетько.

Журналисты республиканских изданий вступили в дискуссию, задавали вопросы. Дискуссия открылась с обсуждения дальнейшей судьбы классических СМИ в новых цифровых условиях. Коснулись причин сокращения тиража печатных изданий, говорили о злободневных проблемах СМИ: что делать газетам для удержания аудитории, как не позволить блогерству вытеснить себя и каким образом расширять круг потребителей?

По этому поводу высказался первый заместитель главного редактора «Российской газеты» Михаил Чкаников. Тенденцию к сокращению тиража газет он объяснил следующими факторами: во-первых, все издания стремятся к дешевому способу доставки информации; во-вторых, этому неосознанно поспособствовали сами журналисты, которые предварительно на сайт выкладывали материалы, запланированные в номер. «А кому нужна бумажная газета, когда, например, интервью уже прочитано в электронной версии, причем бесплатно?» – заметил Чкаников.

Особый акцент в ходе мастер-классов сделан был на работе национальных средств массовой информации в новых медийных условиях. Лана Самарина отметила, что национальные СМИ (особенно в Дагестане, где газеты издаются более чем на десяти национальных языках) – это не просто инструмент обработки и передачи информации. Такие издания, по ее мнению, скорее играют культурно-просветительскую роль. Также она подчеркнула важность знания журналистом своей аудитории и ее запросов.

Говоря о том, как сделать региональные новости интересными и привлекательными для федеральных СМИ, Самарина посоветовала журналистам отнестись к даже малозначимому информационному поводу творчески. Креативный подход, по ее словам, возносит любое вроде бы прозаичное и несенсационное событие в одно из самых читаемых материалов – в ленту новостей.

Андрей Цицинов большей частью растолковывал структурные особенности подготовки новостей и их продвижение на различных платформах, в том числе в социальных сетях. Творческая составляющая в материале и красивая форма, по мнению Цицинова, – это то, что интригует читателя и задерживает его внимание. Что касается содержательной части, он на конкретных примерах разъяснил значение викторин, кроссвордов, розыгрышей и прочих увлекательных способов привлечь аудиторию.

Цицинов также призвал коллег обратить внимание на проблему потакания журналистами любым вкусам и интересам аудитории, какими бы дурными и нездоровыми эти интересы ни являлись. Ссылаясь на Владимира Ленина, он подчеркнул особую воспитательную функцию СМИ. Если не журналисты, в руках которых сосредоточены мощные ресурсы формирования общественного сознания, кто тогда будет воспитывать читательскую паству? «Ради пресловутой кликабельности мы зачастую идем за аудиторией. Мы не управляем процессом», – констатировал Цицинов.

Похожие

Задачи остаются неизменными

75
Вначале было слово… Так гласит священное писание. И не зря. Сказанное слово всегда имело...

Сделаем чтение модным!

17
Было время, когда люди начинали день с чтения периодики, приобщали к этому делу своих детей, внуков. Потому что знали, что интересная газета, как и хорошая книга,...

Новый смысл очередной подписки

9
На заседаниях общественных советов ряда министерств и...

А вы подписались на газету?..

16
Заканчивается очередное полугодие и… очередная подписная...

Слушайте радио!

37
Дагестанское радио развивалось и совершенствовалось в течение десятилетий и оставалось для...

Небратья по перу

82
У же вошло в традицию для так называемых независимых СМИ сумасбродить общество в момент,...

Творческая стезя пишущей братии

54
_ 22 июня 1941 года советским руководством были приняты и уже 23...

Статьи из «Общество»

Бермудский треугольник на Редукторном поселке

7
К сожалению, для многих жителей города...

Коррупция – это коррозия общества

8
Коррупция, коррозия, крах, разложение, растление... Слова-то какие страшные и некрасивые, и не нужно быть большим специалистом в...

Их имена забывать нельзя

3
Каспийск – мой родной город. Здесь я родился, учился, состоялся как личность… И куда бы...

Он многое успел…

10
Вот уже много лет в Национальной библиотеке РД им. Р. Гамзатова отмечается Всемирный день...

Керосин для колорадского жука

12
Соединенные Штаты начиная с 1945 года, то есть после окончания Второй мировой войны, спровоцировали 201 (двести один!) вооруженный конфликт в 153- х регионах земного...

«Воевали мы не за награды»

16
Магомеду Мусаеву из селения Мехельта Гумбетовского района в 1947 году исполнилось 18 лет....

Посвятившая жизнь детям

122
Айшат Гамзаева (на снимке) руководит общественной организацией «Жизнь без слез». Все, кто ее...

Не уходи, тюлень!

12
… Девяностые годы прошлого века. «Дагестанская правда» основательно взялась за защиту...

Обнимайте своих мам, пока они рядом…

175
День матери. Самый главный праздник человечества....

Сильные духом

605
В День матери нельзя не рассказать о женщинах, которые уже никогда не услышат слов...